“Главное – быть нацеленным на результат”

1280
Сегодня гость нашей рубрики – заместитель Премьер¬министра Правительства Республики Карелия, министр финансов Республики Карелия Александр Семенович Колесов. Бюджетная политика, проводимая правительством Карелии, вызывает сегодня пристальный интерес многих регионов России. Закон “О минимальных государственных социальных стандартах и финансовых нормативах” позволил республике сделать шаг вперед в реформировании межбюджетных отношений.

– Александр Семенович, расскажите, откуда Вы родом?

– Родился я в 1949 г. в Симферополе. Отец был военнослужащий,поэтому все детство мне пришлось с родителями поколесить по военным гарнизонам. При­шлось менять школы, друзей, до тех пор пока в 1959г. после демобилизации отца наша семья “осела” снова в Крыму.

– А что стало определяющим фактором в выборе профессии?

– Не могу сказать, что тогда, в юности была конкретная осознаннаяцель стать экономистом. Скорее, решение о выборе пути было и рациональным, иимпульсивным одновременно: в школе хорошо учился по математике, истории игеографии; мне нравился город Ленинград, о котором с любовью вспоминал отец,уроженец пригородного поселка вблизи Северной столицы; хотелось учиться именнов университете, где уже на философском факультете учился мой старший брат, и т.д.

Поэтому сумма всех этих факторов и привела к тому, что я поступилна экономический факультет Ленинградского университета по специальности “Планирование народного хозяйства”.

– Расскажите, как складывалась затем Ваша жизнь.

– После окончания университета я получил распределение вПетрозаводск и начал работать в отделе экономики Карельского филиала АН СССР.Думал, что отработаю три года, а дальшепосмотрю... Страна – большая. Но постепенно “прикипел” к Карелии, и уезжать никуда не захотелось.Благодарен судьбе, что довелось жить и работать в этом прекрасном уголкеРоссии.

– А почему из всех направлений выбрали науку?

– На факультете получил специализацию –“Экономика исследований иразработок”. В Академии наук мне эти знания пригодились, я занимался в качестве ответственного исполнителя изучением комплекса вопросов,объединенных в разделе “Развитие науки в северном экономическом районе”. Работаохватывала широкий спектр тем и была интересна, т. к. исследования проводилисьпод разными углами зрения.

– Как дальше складывалась Ваша жизнь?

– В марте 1990 г. я был избрандепутатом Петрозаводского городского Совета народных депутатов, а в апреле – председателем этого Совета.

Это было сложное время. Но,оглядываясь назад, понимаю, что много было сделано позитивного для города.

С 1994 по 1998 г. работалгенеральным директором открытого акционерного общества “Карельскаяинвестиционная компания”.

– Когда и при каких обстоятельствах Вы начали работать в Министерстве финансов? Расскажите о своем назначении на должность министра финансов.

– В мае 1998 г. мне поступилопредложение от Главы Республики Карелия Сергея Леонидовича Катанандовавозглавить Министерство финансов. Естественно, некоторые колебания у меня были.Однако в принципе бюджет – это пландоходов и расходов, а также его выполнение. Это направление работы мне былохорошо знакомо. Поэтому я согласился.

Сначала исполнял обязанностиминистра финансов Республики Карелия, с июля 1998 г. вступил в должность заместителя Председателя Правительства –министра финансов РеспубликиКарелия. С июня 2002 г. – заместитель Премьер­министра Правительства РеспубликиКарелия.

– Какие проблемы приходилось решать?

– Первое время в связи с дефолтомприходилось трудно (в отдельные дни на бюджетный счет не поступало ни одногорубля!). Думаю, что проблемы во все времена были одни и те же: где взятьдоходы, как их увеличить и как обуздать рост расходов, как сбалансироватьпотребности и возможности. В этом основное содержание любого рабочего дня.

– Вы довольны результатами деятельности министерства?

– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, нодолжен сказать, что рост доходов и расходов бюджета Карелии за прошедшие десятьлет вырос более чем в десять раз. При этом так называемые собственные доходысоставляют около 75–90%, а финансовая помощь из федерального бюджета составлялав эти годы 10–25%.

– Какие изменения происходят сегодня в бюджетной политике республики?

– Бюджетная политика Карелиина современном этапе, являясь одним из инструментовсистемы регионального управления,нацелена на достижение стратегических ориентиров развития республики – формирование конкурентоспособной экономики, обеспечивающейсовременные стандарты управления и качества жизни населения.

Бюджет в современных условиях посути отражает идеологию регионального развития и является инструментомпрактической реализации целей, стоящих перед республикой, основополагающихприоритетов ее развития.

Достижение этих ориентиров взначительной степени определяется эффективностью общественных финансов,современная модель управления которыми способствует созданию стимулов дляразвития экономики республики, расширения налогооблагаемой базы и повышениякачества предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

Поэтому в Карелии большоевнимание уделяется повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, ихориентации на достижение общественно значимых, измеримых в соответствии сприоритетами развития Карелии результатов, повышению качества управлениярасходами бюджета, качества услуг бюджетных учреждений, разграничениюполномочий между уровнями власти.

Сейчас мы учимся работать вусловиях нового Бюджетного кодекса. В бюджетную практику исполнительных органоввласти и подведомственных им учреждений внедряются новые бюджетные инструментыи механизмы – среднесрочное финансовое планирование, ежегодные доклады орезультатах и основных направлениях деятельности, реестр расходныхобязательств, кассовый план.

С 1 января 2009 г. вступает всилу норма Бюджетного кодекса Российской Федерации о государственных заданиях.В июле текущего года правительством республики утвержден порядок формированиягосударственных заданий на оказание государственных услуг и финансовогообеспечения выполнения государственного задания. При составлении проектабюджета на очередной финансовый год исполнительными органами власти республикивпервые будут сформированы проекты государственных заданий, которые послеутверждения закона о бюджете будут доведены до государственных учрежденийреспублики в качестве их целевых показателей деятельности.

В практику деятельностиглавных распорядителей средств бюджета внедряются механизмы управления порезультатам. Постепенно к этому переходят и подведомственные учреждения.

В Карелии созданыорганизационные основы для перехода на новые системы оплаты труда работниковгосударственных учреждений республики, оплата труда которых осуществляется наоснове единой тарифной сетки.

По решению правительства с 1февраля текущего года начато введение новых систем оплаты труда работниковгосударственных учреждений республики. Тем самым создан механизм, направленныйна решение таких важных задач, как обеспечение единства подходов при установлении норм оплаты трудаработников бюджетных учреждений, независимо от уровня подчиненности, и созданиепредпосылок для учета при оплате труда индивидуального вклада каждогоработника, повышения эффективности работы данных специалистов.

Доходы бюджета республики на2009 г. прогнозируются в объеме около 20 млрд руб., в т. ч. налоговые и неналоговые доходы – 15,6 млрд руб., или 78% от общего объема. Иначе говоря,большую часть средств на выполнение расходных обязательств республиказарабатывает самостоятельно.

По предварительным данным,общий объем расходов бюджета в 2009 г. составит свыше 21 млрд руб.

– Как будет распределяться бюджет республики в следующем году?

– Главный приоритетрасходования бюджетных ассигнований бюджета республики в очередном финансовомгоду – развитие и ремонт территориальных автомобильных дорог. В 2009 г.планируется привести в порядок дороги, находящиеся в ведении республики,расходы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание территориальныхавтомобильных дорог по сравнению с текущим годом существенно возрастут.

На развитие объектовсоциальной сферы и дорожной инфраструктуры в рамках адресной инвестиционнойпрограммы планируется направить 1,6 млрд руб.

Традиционно основными статьямирасходов бюджета будут являться образование, здравоохранение, социальная помощь,культура и финансовая помощь муниципальным образованиям.

На 2009 г. по сравнению стекущим годом прогнозируется существенное сокращение дефицита бюджета, которыйсоставит 8% к объему собственных доходов. Он составит 1,2 млрд руб. Этопозволит сохранить инвестиционную привлекательность республики, сохранить иулучшить позиции республики в международных и российских рейтингах.

– В Карелии сегодня ведется активная работа в области межбюджетных отношений. В чем суть проводимых реформ?

– Особое внимание сегодняуделяется эффективности взаимоотношений государственных органов власти республики с органами местного самоуправления. Втечение этого года вносились и вносятся серьезные коррективы в законодательствов этой сфере. Разработаны и внедряются объективные и прозрачные механизмыраспределения межбюджетных трансфертов.

В условиях действия новойредакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также учитывая накопленныйв республике опыт, действующая система межбюджетных отношений требует внедренияновых методов.

В связи с этим в порядкезаконодательной инициа­тивы Главы Республики Карелия внесены изменения в республиканский Закон “О межбюджетных отношениях в Республике Карелия”, а также законодательные актыреспублики, предусматривающие наделение органов местного самоуправлениягосударственными полномочиями.

Усовершенствованные механизмырасчета межбюджетных трансфертов нацелены как на выравнивание финансовыхвозможностей органов местного самоуправления по осуществлению полномочий порешению вопросов местного значения, так и на выполнение делегированных наместный уровень государственных полномочий.

Кроме того, для повышенияответственности за результативность бюджетных расходов и улучшения качествапредоставления бюджетных услуг будут внедрены современные методы оценкиэффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей с обязательнымсоизмерением достигнутых результатов.

– В свое время большой резонанс в финансово­экономическом сообществе вызвал закон о финансовых нормативах. Каков механизм действия данного закона?

– Закон Республики Карелия “О финансовых нормативах,применяемых при расчете межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелиябюджетам муниципальных районов и городских округов” направлен на выравниваниефинансовых возможностей органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий по решению вопросов местногозначения, а также финансовое обеспечение исполнения органами местногосамоуправления переданных отдельных государственных полномочий.

Закон упорядочил взаимоотношенияс органами местного самоуправления в процессе формирования бюджета республики, а финансовые нормативы применяютсяпри расчете различий между муниципальными образованиями в связи ссоциально­экономическими, климатическими, географическими и иными особенностямимуниципальных районов и городских округов.

Система финансовых нормативовдля выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований (дляобеспечения вопросов местного значения) сформирована следующим образом: первый уровень показателей оцениваетобъем средств на выравнивание в связи с выполнением полномочийпоселенческого уровня (с обозначением статуса сельского и городскогопоселения), уровня муниципальных районов, городских округов; второй уровень показателей оценивает объем средств на выравниваниев связи с исполнением полномочий всех органов местного самоуправления всоответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131­ФЗ с разбивкой поуровням и видам муниципальных образований.

Финансовые нормативы дляобеспечения переданных органам местного самоуправления (муниципальным районам игородским округам) государственных полномочий формируются пропорциональночисленности потребителей соответствующей бюджетной услуги или лиц, имеющихправо на получение средств из бюджета, с учетом объективных условий, влияющихна стоимость предоставления бюджетных услуг или объемы выплат.

С учетом предлагаемыхизменений в законодательстве, о которых я сказал ранее, начиная с 2009 г. мыпереходим на новый уровень формирования взаимоотношений с органами местногосамоуправления. Этот метод основан на самостоятельности муниципальныхобразований в определении объемов своих расходных обязательств и повышенииответственности за результативность бюджетных расходов.

Таким образом, системамежбюджетных отношений в Республике Карелия строится на принципах, создающихстабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов, основанныхна разграничении и закреплении за каждым уровнем власти присущих ему полномочийпо решению вопросов местного значения.

– Вернемся к Вашей деятельности на посту министра. Вы жесткий или демократичный руководитель?

– Думаю, что такое делениеусловно. В разных случаях приходится быть и тем и другим. Думаю, что каким­тоособым стилем работы не обладаю. Главное – быть нацеленным на результат и уметь мобилизовать имеющиеся людские и материальныересурсы на его получение, в т. ч. в установленные сроки и требуемого качества.

– Насколько, по Вашему мнению, от руководителя зависит атмосфера в коллективе? Как Вы оцениваете свой коллектив?

– Если руководитель обладаетнеобходимыми качествами лидера, то от него на 100% зависит эффективность работывозглавляемого коллектива, в т. ч. и морально­психологический климат в нем. Счастлив, что тружусь ужеболее десяти лет в Министерстве финансов Республики Карелия с теми коллегами,которые были в нем до моего прихода, и с теми, кто пришел после меня. Думаю,что это один из лучших региональных “штабов” по управлению бюджетным процессом.

– Расскажите о Вашей семье.

– Моя жена также окончилаэкономический факультет Ленинградскогоуниверситета (собственно, во время учебы мы и познакомились) и работает болеетридцати лет специалистом в области экономики природопользования и экологии.Оба сына – выпускники экономического факультета Петрозаводского госуниверситета поспециальности “Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности”, трудятсяв филиалах московских банков в столице Карелии.

– Ясно, что работа занимает основную часть жизни. А как проводите отпуск, чем заполняете свободное время?

– В отпуске люблюпутешествовать. Прежде всего предпочитаю поездки по Карелии (хотя побывал практическиуже во всех ее уголках). В России, к сожалению, удалось увидеть лишь Север,Северо­Запад, Центр и Приморский край. Ну а за границей, конечно, неизведанногов сотни раз больше…

Мое пристрастие – история России, много читаю по этой теме,интересуюсь в первую очередь развитием государства в ХХ веке.

– Какая музыка близка по духу, какие фильмы любите смотреть?

– Нравится музыка 30–50 гг. прошлого века всех стран (Советского Союза, США, Германии и т. д.), а также люблю слушать записи произведений музыкантов­гитаристов.

Предпочитаю смотреть кинофильмысоветские и российские. А из актеров мне близки образы, созданные ЛюбовьюОрловой, Марком Бернесом, Петром Алейниковым, Георгием Жженовым, ЕвгениемЕвстигнеевым, Евгением Леоновым, Борисом Чирковым.

– А Ваша непокоренная вершина? Расскажите о Вашей мечте.

– Моя мечта – увидеть возрожденную Россию, с высокоразвитойэкономикой, с социальной базой, обеспечивающей всему населению достойную жизнь,с современным и непротиворечивым законодательством, в т. ч. в налоговой ибюджетной сферах.

Делаю все возможное, чтобы внести свой максимальный вклад вреализацию своей мечты. Над этим и буду дальше работать.

– Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

– Желаю всем читателям журнала крепкого здоровья, оптимизма иудачи!

Беседу вела С. Родина

Фото М. Бажина
и из личного архива
А.С. Колесова

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×