Цель бюджетной политики – улучшение качества жизни населения

1386
Сегодняшняя героиня нашей “гостиной” – Елена Васильевна Солдатова, председатель комитета финансов Новгородской области. Елена Васильевна – кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации, действительный государственный советник Новгородской области 3¬го класса. Имеет звание “Отличник финансовой работы”.

– Елена Васильевна, расскажите, где Вы учились, как складывалась Ваша карьера.

– В 1975 году, получив образование в Бузулукском финансовомтехникуме, я поступила в Ленинградский финансово­экономический институт имениН.А. Вознесенского.

После его окончания по распределению была направлена в Новгородский финансовый отдел (ныне комитетфинансов Новгородской области) и назначена старшим экономистом бюджетногоотдела. За 16 лет работы в финансовоморгане области последовательно прошла должности главного экономиста,заместителя начальника отдела, начальника отдела, заместителя председателякомитета, а в мае 1996 года возглавила комитет финансов Новгородской области.

В 2002 году окончила аспирантуру при Новгородском государственномуниверситете имени Ярослава Мудрого и защитила кандидатскую диссертацию.

– Как произошло Ваше назначение на должность председателя комитета финансов?

– В мае 1996 года губернатор области М.М. Прусак предложилвозглавить комитет финансов Новгородской области. Предложение особых сомнений у меня не вызвало, все­таки заспиной был достаточный опыт: организационной, финансово­экономической работы,непосредственного участия в управлении бюджетным процессом. После некоторыхраздумий я согласилась.

– Какие проблемы за прошедший период приходилось решать Вам и Вашему коллективу?

– В первые годы моей работы вдолжности председателя комитета финансов главными проблемами былипостоянный дефицит денежных средств, задолженности по выплате заработной платы,социальных пособий. По мере укрепления бюджетной системы необходимо былосформировать законодательное поле, регулирующее бюджетный процесс в области,оказывать методическую помощь муниципальным органам власти.

Информационные технологии вфинансовой сфере всегда играли важное значение. Они позволяют оптимизироватьсбор и обработку огромных объемов информации, которые неизбежно присутствуют в этой сфере. И у нас в комитете большое внимание уделяется внедрениюсовременного программного обеспечения. Так, за время существования финансовогооргана были внедрены программные комплексы по составлению и исполнениюобластного бюджета, передаче месячной, квартальной и годовой отчетности вМинистерство финансов Российской Федерации, своду и анализу отчетности обисполнении местных бюджетов, отчетности о расходовании различного рода субсидийи субвенций и т. д., постоянно оказывается помощь по внедрению программныхпродуктов в финансовых органах муниципальных районов. Налажена бесперебойнаяэлектронная связь с УФК по Новгородской области, УФНС по Новгородской области.

Серьезныепроблемы в области информатизации возникли с переводом с 2008 года 199 городских и сельскихпоселений на бюджет. Проведенный анализпоказал, что практически 50% сотрудников не имеют элементарных навыков поработе с компьютерной техникой, а без этих навыков невозможна работа со специализированным (финансовым) программ­ным обеспечением.За 2006–2008 годы проведенообучение 534 муниципальных служащихпоселений. В августе – октябре 2007 года на базе Новгородского государственногоуниверситета им. Ярослава Мудрого обучено более 90 специалистов финансовыхорганов. Закуплено и установлено 220 единиц компьютерной техники на общую сумму20,0 млн рублей. Установлено специализированное программное обеспечение.Ведется активная работа по налаживанию связи с использованием средствэлектронного документооборота сельских и городских поселений с отделениями УФКпо Новгородской области.

В настоящее время в комитете планируем внедрение программногокомплекса по составлению проекта областного бюджета, что, по нашему мнению,позволит минимизировать затраты по данному направлению.

– Что происходит сегодня в бюджетной политике области?

– Бюджетная политика Новгородской области направлена на развитиеэкономики области, увеличение доходов бюджета и в конечном итоге – на улучшениекачества жизни населения.

Достижение этих результатов невозможно без соблюдения требованийБюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения долгосрочнойустойчивости бюджетной системы. Начиная с 2008 года на территории областиобластной бюджет и бюджеты муниципальных образований принимаются на трехлетнийпериод. Долгосрочное планирование позволяет более эффективно использоватьвыделенные бюджетные ассигнования.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов в 2008 годупринят Указ губернатора области “Об оценке эффективности деятельности органовместного самоуправления городских округов и муниципальных районов”.

Начиная с 2009 года изобластного бюджета за достижение наилучших показателей в отдельных сферахдеятельности органов местного самоуправления, а также за достижение наилучшихзначений показателей комплексного социально­экономического развитиямуниципальным районам и городским округам будут выделяться гранты.

Продолжится работа по реорганизации бюджетных учреждений вавтономные учреждения. Это позволит повысить качество предоставляемыхгосударственных и муниципальных услуг.

Получит свое дальнейшееразвитие и бюджетирование, ориентированное на результаты, что также позволитповысить эффективность бюджетных расходов.

Особое внимание уделяетсясегодня государственному и муниципальному контролю за расходованием бюджетныхсредств. Предъявляются более высокие требования непосредственно к руководителямбюджетных учреждений.

Проводимая на территорииобласти бюджетная политика позволила снизить зависимость бюджета области отфедерального центра. Так, в 2008 году дотация на выравнивание бюджетнойобеспеченности составляет лишь 847,2 млн рублей, или 4,8% к налоговым иненалоговым доходам бюджета области, в 2009 го­ду – 594,4 млн рублей, или 2,8%.

– В области ведется активная работа в области межбюджетных отношений. В чем суть проводимых реформ?

– Система межбюджетныхотношений в области строится, прежде всего, на установлении стимулов кповышению эффективности использования бюджетных средств и заинтересованностиорганов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.

В декабре 2007 года в областипринят областной закон “О порядке предоставления и расчете субсидий бюджетаммуниципальных районов, городского округа на поощрение муниципальных районов,городского округа”. Данный закон направлен на стимулирование муниципальныхобразований по увеличению доходной части местных бюджетов.

Муниципальные образования, укоторых рост фактических поступлений по всем видам налогов, поступающих вконсолидированный бюджет области в текущем финансовом году по сравнению с предыдущимфинансовым годом превышает 40%, получают из областного фонда софинансированиясубсидии. Дополнительными показателями, увеличивающими размер субсидии,являются снижение недоимки по налогам и рост инвестиций в основной капитал.

Размер средств, предназначенных на эти цели, в 2008 годусоставляет 1 млрд рублей. За 9 месяцев муниципалитеты уже заработали 650,4 млнрублей, которые смогли дополнительно направить:

  • на капитальный ремонт учреждений образования, здравоохранения,культуры и спорта;
  • на текущий ремонт автомобильных дорог местного значения;
  • на благоустройство городских и сельских поселений;
  • на приобретение специализированного оборудования для учрежденийобразования и здравоохранения и др.

В целях более эффективногорасходования бюджетных средств в области сложилась практика передачигосударственных полномочий на уровень муниципальных образований. Это касается,прежде всего, образования, социальной защиты и др. Муниципалитеты на местахмогут быстрее и порой качественнее предоставлять государственные услугинаселению, чем это бы осуществлялось из областного бюджета.

На территории областипрактически все муниципалитеты (кроме городского округа Великий Новгород)являются дотационными.

Согласно областному закону “Омежбюджетных отношениях в Новгородской области” установлена Методика расчетадотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов(городского округа). В основу данной Методики положена репрезентативная системаналогов в разрезе отдельных видов налогов, которая отражает доходныевозможности муниципальных образований, а не фактические поступления налогов.

Репрезентативная система налогов включает основные налоги,зачисляемые в бюджеты муниципальных районов (городского округа). В составданной системы налогов для расчета налогового потенциала муниципальных районов(городского округа) включаются следующие экономические показатели:

  • фонд оплаты труда в целом по экономике;
  • оборот розничной торговли(во всех каналах реализации), оборот общественного питания (во всех каналахреализации), объем платных услуг, оказываемых населению;
  • площади земель с учетом их кадастровой стоимости.

Расчет индекса бюджетныхрасходов муниципального района (городского округа) основан на оценкеотносительных различий в расходных обязательствах муниципальных районов(городского округа). Система расходных обязательств включает основные видырасходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения.

Структура областного фонда финансовой поддержки муниципальныхрайонов (городского округа) состоит из двух частей:

  • первая часть дотации –выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городскогоокруга) – 90%;
  • вторая часть дотации –компенсация потерь бюджетов муниципальных районов (городского округа),возможных в связи с переходом к действующей методике, – 10 %.

Органы местного самоуправлениямуниципальных районов наделены государственными полномочиями по расчету ипредоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений засчет средств областного бюджета. На эти цели ежегодно в областном бюджетепредусматривается субвенция.

Межбюджетные отношения вобласти основываются на принципах закрепленного разграничения расходныхполномочий, доходных источников и стабильных механизмов предоставлениямежбюджетных трансфертов.

– Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

– В канун праздника хочетсяпожелать каждому читателю и редакции журнала мира, добра, удачи! Пусть вашинадежды на этот год будут оправданы. Желаю счастья, хорошего настроения иматериального благополучия. Пусть радость и удача в 2009 году сопутствуют вамво всех делах и начинаниях!

Беседу вела Елена Балашова

Фото А. Кочевника
и из личного архива
Е.В. Солдатовой

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль