Как учесть НДС при реализации имущества казны физлицу

2036
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
Механизм уплаты НДС при реализации органом местного самоуправления имущества казны физическому лицу законодательством прямо не определен. Поэтому на практике сумма НДС нередко перечисляется покупателем на счет органа местного самоуправления-продавца как средства во временном распоряжении. Разберемся, имеет ли такая схема расчетов право на существование и какие записи можно сделать в бюджетном учете в этой ситуации.

Нормы налогового законодательства

Согласно положениям ст. 146НК РФ операции по реализации имущества, составляющего государственную(муниципальную) казну, подлежат налогообложению НДС. По общему правилу в подобныхситуациях НДС уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами —покупателями имущества (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако при реализациигосударственного (муниципального) имущества физическим лицам, не являющимсяиндивидуальными предпринимателями, из этого правила сделано исключение — такиелица не могут исполнять обязанности налогового агента. Следовательно, в этомслучае обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местногосамоуправления, реализующих данное имущество (письма Минфина России от19.08.2009 № 03-07-14/88, от 23.07.2009 № 03-07-11/175, ФНС России от13.07.2009 № ШС-22-3/562@).

Таким образом, на основаниип. 1 ст. 168 НК РФ орган местного самоуправления обязан дополнительно к цене(тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных правпредъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.

Приведенные положения налогового законодательства определяют и порядокорганизации бюджетного учета в рассматриваемой ситуации.

Бюджетный учет

Инструкцией № 157нпредусмотрена необходимость четкого разграничения операций, осуществляемых врамках различных видов деятельности. Требование по ведению раздельного учета"собственных" средств органа местного самоуправления и средств, поступающихво временное распоряжение, обусловлено особенностями правового режима ихформирования и использования.

Под суммами, поступающими вовременное распоряжение, пони­маются средства, подлежащие при наступленииопределенных условий возврату или перечислению по назначению (п. 267Инструкции № 157н, письмо Банка России от 25.11.2010 № 156-Т). Правовой режимподобных средств изначально не предполагает возможность погашения за счет нихкаких-либо обязательств органа местного самоуправления.

Инструкцией № 162н предусмотрено ограниченное число бухгалтерских записей, которые могут применяться при отражении операций со средствами во временном распоряжении. Так, безналичные расчеты в рамках данного вида деятельности учитываются с использованием только двух бухгалтерских записей, предусмотренных пп. 45, 106 Инструкции № 162н (корреспонденции № 131, 132 раздела I "Корреспонденция счетов бюджетного учета в учреждении" приложения 1 к Инструкции № 162н).

Таким образом, учет доходов,предназначенных для уплаты НДС, в составе средств во временном распоряженииоргана местного самоуправления не в полной мере соответствует принципураздельного учета, предусмотренному методологией бюджетного учета. Однако иприменение каких-либо санкций со стороны контролирующих органов в данномслучае маловероятно.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.Существующий порядок расчетов обеспечивает главное — обязанность по уплатеналога будет считаться исполненной, т. к. перечисление денежных средств вбюджет осуществляется с лицевого счета (счета), открытого органу местногосамоуправления (подп. 1, 2 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В учете органа местного самоуправления (при условии, что он наделенполномочиями по администрированию доходов от реализации активов) могут бытьсделаны следующие бухгалтерские записи:

  • начислен доход от реализации имущества казны (по цене реализации завычетом НДС)

Дебет КДБ 1 205 70 560 (счет аналитического учета"Реализация имущества казны")
Кредит КДБ 1 40110172;

учтена задолженностьпокупателя по перечислению на лицевой счет органа местного самоуправления суммыНДС

Дебет КДБ 1 205 70 560 (счет аналитического учета"Реализация имущества казны")
Кредит КДБ 1303 05 730 (счет аналитического учета"НДС, подлежащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во вре­менноераспоряжение");

отражена администраторомдоходов бюджета сумма доходов от реализации имущества казны

Дебет КДБ 1210 02 400
Кредит КДБ 1 205 70 660 (счет аналитического учета"Реализация имущества казны");

поступили на лицевой счеторгана местного самоуправления де­нежные средства для уплаты НДС

Дебет КИФ 3 20111510 (КИФ 320121510)
Кредит гКБК3304 01 730 (счет аналитического учета"НДСк уплате");

отражено погашение задолженностипокупателя по перечислению суммы НДС

Дебет КДБ 1 303 05 830 (счет аналитического учета"НДС, подлежащий зачислению на счет по учету средств, поступающих во временноераспоряжение")
Кредит КДБ 1 205 70 660 (счет аналитического учета"Реализация имущества казны");

перечислен НДС в доходбюджета

Дебет гКБК3304 01830 (счет аналитического учета"НДС к уплате")
Кредит КИФ 3 20111 610 (КИФ 3 20121 610).

Важный нюанс

Поскольку операции по уплате НДС по экономическому содержанию отличаются от тех, что учитываются в рамках вида деятельности 3, органу местного самоуправления целесообразно организовать их обособленный учет, например, в разрезе аналитических показателей "НДС к уплате", "Средства во временном распоряжении" к счету 3 304 01 000. Это позволит использовать бухгалтерские регистры также в целях налогового учета.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль