Расходы на дорожную деятельность в учете муниципальных образований

2821
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В соответствии с законодательством муниципальные образования наделены полномочиями по осуществлению дорожной деятельности. Однако при отражении расходов в учете возникает много вопросов. Это связано с тем, что реальная практика зачастую не соответствует условиям, из которых исходят разработчики нормативных актов. Что делать, если такая ситуация сложилась в вашем поселении, районе, округе, читайте в статье.

Правовая основа

Основным нормативным правовымактом, определяющим круг вопросов местного значения поселений, муниципальныхрайонов и городских округов, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РоссийскойФедерации" (далее — Закон № 131-ФЗ).

Статьями 14—16 Закона № 131-ФЗ,в частности, установлено, что к вопросам местного значения муниципальныхобразований относится:

  • поселений — дорожнаядеятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границахнаселенных пунктов поселения (п. 5 ст. 14 Закона № 131-ФЗ);
  • муниципальных районов —дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения внеграниц населенных пунктов в границах муниципального района (п. 5 ст. 15 Закона№ 131-ФЗ);
  • городских округов — дорожнаядеятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границахгородского округа (п. 5 ст. 16 Закона № 131-ФЗ).

Муниципальные образованиявправе осуществлять и иные полномочия в области использования автомобильныхдорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.

Согласно Указаниям № 190нрасходы местных бюджетов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт,ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и необщего пользования)местного значения и искусственных сооружений на них группируются в двухподразделах:

  • 0409 "Дорожное хозяйство(дорожные фонды)" — в части объектов, расположенных вне границ населенныхпунктов муниципальных образований;
  • 0503"Благоустройство" — в части объектов, расположенных в границах населенныхпунктов муниципальных образований.

Неоформленные права

На настоящий момент вбольшинстве поселений и городских округов дороги не оформлены в собственность(оперативное управление), и, как следствие, не отражены в учете ни в составесооружений, ни в составе имущества казны. Естественно, независимо от этого обстоятельстварасходы на их содержание все равно производятся.

Вопрос 1. При проверках ревизорынередко квалифицируют ремонт дорог и иных объектов, не оформленных всобственность (оперативное управление), как нецелевое использование бюджетныхсредств.

Такиепретензии нельзя считать обоснованными. Объясним почему.

Во-первых, в соответствии сположениями ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражаетсяв направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям полученияэтих средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо инымправовым основанием их получения. Однако муниципальные образования осуществляютремонт дорог в рамках своих бюджетов. Следовательно, расходование средств местныхбюджетов на эти цели нельзя считать нецелевым.

Во-вторых, согласноположениям Закона № 131-ФЗ осуществление ремонта и содержания дорог в чертеземель муниципального образования относится к вопросам местного значениянезависимо от того, оформлены они в собственность или нет. Таким образом, ремонти содержание дорог, не оформленных в собственность, не является препятствиемдля предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ всоответствии со ст. 136 БК РФ.

Вопрос 2. В отношении расходов на ремонт и содержание дорог, неоформленных в собственность, встает вопрос правильного выбора подстатьи КОСГУ.

Так, исходя из экономическогосодержания, расходы на содержание имущества в черте земель муниципальногообразования логично было бы относить на подстатью 225 "Работы, услуги посодержанию имущества" КОСГУ. Вместе с тем согласно описанию к даннойподстатье в Указаниях № 190н необходимым условием ее применения являетсянахождение имущества на праве оперативного управления, в казне муниципальногообразования (на праве собственности), получение по договору аренды илибезвозмездного пользования. Следовательно, по формальному признаку расходы насодержание имущества, права на которое не оформлены, на подстатью 225 КОСГУотносить нельзя.

Следует учесть!

Право собственности и право оперативного управления на объ- екты недвижимости подлежат го- сударственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Аренда и безвоз- мездное пользование осуществля- ются на основании соответствую- щих договоров, оформленных в письменной форме, в отдельных случаях они также подлежат го- сударственной регистрации.

Поэтому в рассматриваемойситуации нередко даются рекомендации использовать подстатью 226 "Прочиеработы, услуги" КОСГУ. Такое решение вряд ли можно считать обоснованным,т. к. непонятно, почему одни и те же с экономической точки зрения расходы(ремонт и содержание имущества) должны отражаться по разным подстатьям КОСГУ.Следуя этой логике, расходы на уборку улиц от снега и мусора также нельзя былобы отражать по подстатье 225 КОСГУ, ведь улицы, как правило, в собственность не оформлены. Однако вотношении расходов на уборку улиц применение подстатьи 225 КОСГУ ни указначеев, ни у ревизоров сомнений не вызывает, а в отношении ремонта тех жесамых улиц эта подстатья не проходит.

Для решения вопроса, считается ли нецелевымиспользованием бюджетных средств отнесение расходов на ремонт и содержаниедорог и иного имущества в черте земель муниципального образования, неоформленных в собственность, на подстатью 225 вместо подстатьи 226 КОСГУ, можновоспользоваться разъяснениями, данными в письме Минфина России от18.12.2009 № 02-07-10/5856.

Согласно указанному письмурасхождение в позициях учреждения и контрольно-ревизионных органов касательновыбора подстатьи КОСГУ не является нецелевым использованием бюджетных средств иможет квалифицироваться только как нарушение методологии применения КОСГУ вследующих случаях:

  • планирование (составление)бюджета осуществляется без детализации до подстатей КОСГУ;
  • в действующих Указаниях опорядке применения бюджетной классификации отсутствуют прямые указания дляконкретной хозяйственной ситуации;
  • в Методических рекомендациях(указаниях) главного распорядителя бюджетных средств по реализациигосударственной учетной политики, бюджетной смете и (или) госзадании и другихдокументах, являющихся правовыми основаниями получения бюджетных средств,отсутствуют прямые указания для конкретной хозяйственной ситуации.

Таким образом, еслимуниципальное образование производит ремонт дорог, значит, это делается врамках соответствующей статьи бюджета, где конкретная подстатья КОСГУ неуказана, и ни на что иное средства не расходуются. Кроме того, в действующихУказаниях № 190н нет прямых предписаний по использованию подстатьи КОСГУ вотношении содержания имущества в черте земель населенных пунктов, неоформленного в собственность. Следовательно, осуществление кассовых расходов повыбранной подстатье КОСГУ не может считаться нарушением бюджетногозаконодательства.

Во избежание претензий органов финансового контроля код КОСГУ, по которому муниципальное образование планирует осуществлять кассовые расходы на содержание имущества, не оформленного в собственность (оперативное управление), следует закрепить в Методических рекомендациях (указаниях) по реализации государственной учетной политики, бюджетных сметах и (или) госзаданиях, иных документах, являющихся правовыми основаниями использования бюджетных средств.

Вопрос 3. Если дорожные работы вотношении объектов, не оформленных в собственность, не ограничиваются толькоремонтом и восстановлением, а приводят к увеличению стоимости основныхсредств, возникает вопрос об их отражении в бюджетном учете.

Представляется, что такиерасходы следует отражать как вложения в основные средства, которые послеоформления соответствующих объектов в собственность будут включены в стоимостьосновных средств:

Учет дорожных знаков

Нередко у бухгалтероввозникают вопросы о порядке учета дорожных знаков, светофоров и прочих средствдля регулирования уличного движения, иного оборудования (кроме собственнодорожного полотна), необходимо ли учитывать их в качестве отдельных инвентарныхобъектов или можно учесть в составе объекта "дорога".

Для понимания, что в данномслучае включается в состав дороги, целесообразно обратиться к ОКОФ. ВКлассификаторе, в частности, указано, что объектом, выступающим как сооружение,является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими сним единое целое. Автомобильная дорога в установленных грани­цах включает всебя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги(дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге сооружения, —ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

Обосновывать выделениедорожных знаков и светофоров в отдельные объекты основных средств тем, что ониимеют с дорогой разные сроки полезного использования, неправильно по следующимпричинам:

Важный нюанс

Наличие в составе ОКОФ отдельных кодов для дорожных знаков, светофоров и прочих средств для регулирования уличного движения не может служить основанием для их учета в качестве самостоятельных инвентарных объектов. В этих целях необходимо руководствоваться п. 45 Инструкции № 157н, которым определение инвентарного объекта не ставится в зависимость от наличия или отсутствия кода в ОКОФ. Требованиями ОКОФ необходимо руководствоваться только для группировки объектов основных фондов по подразделам.

  • и дорога автомобильная сусовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код 124526372 ОКОФ), и оборудование для регулирования и обеспечения безопасностидорожного движения (код 14 3599040 ОКОФ) относятся к пятой амортизационнойгруппе;
  • в п. 45 Инструкции № 157н,где идет речь о выделении частей в самостоятельный инвентарный объект попризнаку разного срока полезного использования, прямо оговорено, что такаячасть должна сама по себе быть основным средством до того, как была включенав комплекс. Ни светофор, ни дорожный знак сами по себе без дороги смысла неимеют.

Таким образом, расходы надооборудование дорог дорожными знаками, светофорами и прочими средствами длярегулирования уличного движения, а также на реконструкцию оборудования длярегулирования и обеспечения безопасности дорожного движения следует отражать вучете как вложения в основные средства (независимо от того, оформлены ли правана саму дорогу). Выбирать подстатью КОСГУ и отражать соответствующие операции вучете следует приведенными выше записями.

Если дорожные знаки илисветофоры приобретаются (изготавливаются) по одному договору, аустанавливаются по другому, расходы на их приобретение (изготовление) следуетосуществлять по статье 340 "Увеличение стоимости материальныхзапасов" КОСГУ, поскольку железная стойка с цветной табличкой — это ещене дорожный знак. Эта заготовка станет дорожным знаком только после установкина дороге, равно как и цветные светильники еще не являются светофором. Поэтомупредставляется более правильным учитывать заготовки на счете 0 105 34 000"Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения" какоборудование к установке.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×