Как бороться с разгильдяйством на работе?

1995
 Иголкина И.Н.
Психолог, бизнес-тренер, г.Москва
Во многих учреждениях все острее встает проблема сотрудников-профессионалов. Особенно актуален этот вопрос в бухгалтерии. И дело не в опыте работы и даже не в сертификатах и дипломах, с этим-то как раз все в порядке. Речь идет об основополагающих качествах, которыми должен обладать каждый уважающий себя сотрудник: здравый смысл и ответственность. На деле же мы намного чаще, чем хотелось бы, слышим: “А я думал… Забыл… Перепутал… Не успел…” Попробуем разобраться, в чем причина разгильдяйства на работе и как бороться с этим нежелательным явлением.

Кто такие разгильдяи и откуда они берутся?

На вопрос о том, кто же такойразгильдяй, отвечает толковый словарь Ушакова: "Беспорядочный, неаккуратныйи нерадивый в делах человек, разиня". В современном обществе у "разгильдяя"есть много синонимов: бездельник, лодырь, лентяй, халявщик и т. д.

Обычно люди подобного склада предпочитают должности,на которых можно  создавать видимостьбурной деятельности, при этом реально ни за что не отвечая и сильно неперенапрягаясь.

Если разгильдяй просто"спихивает" с себя работу, то ему порой удается быть достаточнохорошим начальником (при условии, что он окружен добросовестнымиисполнителями). Однако нередки ситуации, когда разгильдяя "заносит"на абсолютно не подходящую для него работу. Так, работа бухгалтера и финансистанаименее пригодна для халявщиков. Но в некоторых случаях (например, благодаряродственным и дружеским связям) нерадивые сотрудники просачиваются и в финансовуюсферу.

Многие ошибки, допущенныеиз-за разгильдяйства, на первый взгляд кажутся мелочью. Ушедшая по ошибочновведенным реквизитам платежка, опоздание на важное совещание, лишний нолик вотчете - перечислять можно долго. Подобные "неточности" чреватысерьезными неприятностями не только для конкретного сотрудника или отдела, нои для учреждения в целом.

Можно ли перевоспитать разгильдяя?

Перевоспитание разгильдяя - процесс тяжелый,длительный, но реальный.

Если сотрудник находится ввашем непосредственном подчинении и вы можете повлиять на его зарплату, условиятруда и т. д., то перевоспитание - реальная задача. Сложнее с теми, кто выше постатусу и на кого отсутствуют рычаги влияния. В подобной ситуации лучшерасслабиться и поменять свое отношение к происходящему, нежели огорчаться излиться от бессилия.

Вот несколько простых рекомендаций по перевоспитанию разгильдяя среди сотрудников:

  • ставьте только четкие цели;
  • определите круг полномочий, чтобы стало понятно, когда сотрудник имеет право думать самостоятельно, а когда ему необходимо идти за советом к вам и только после этого начинать действовать;
  • обозначьте точки контроля: предварительный, промежуточный, заключительный, тотальный. Оговорите с подчиненным, когда и как вы планируете контролировать его работу. Соблюдайте установленные договоренности, чтобы человек не расслаблялся;
  • не оставляйте без внимания случаи, когда человек что-то не доделал, не довел до конца, сделал с ненадлежащим качеством. Требуйте, чтобы все было доделано вовремя, качественно и без ошибок.

Некоторые люди пугаются,читая этот список: да меня же назовут тираном и деспотом! Да, возможно. Нозадумайтесь: действительно ли вы хотите работать в благостной атмосферевсеобщего разгильдяйства и попустительства, регулярно спасая ситуацию ценойсобственного здоровья и свободного времени?

Намного лучше, если людибудут уважать вас не за слабость и мягкотелость, а за справедливость и умениеналадить процесс работы.

Самая эффективная стратегия - это привнести любовь кпорядку в корпоративную культуру. Чтобы все понимали, как их работа влияет наимидж организации и в конечном счете - на условия их труда и зарплату.

Каждый человек стремится ктому, чтобы его уважали. Если в коллективе сложится нетерпимое отношение к разгильдяйству,то работать в таком окружении будет комфортно только тем людям, которыевписываются в корпоративную культуру. Остальным придется либо подстраиваться,либо думать о том, куда идти дальше.

Но если тот человек, который еще недавно не отличалсялюбовью к труду, начинает подавать признаки исправления - обязательно поощритеего! Скажите ему о том, что вы видите его прогресс. Сделайте так, чтобы емусамому было выгодно и интересно совершенствоваться. Иногда происходят настоящиечудеса - люди меняются, и довольно стремительно.

Защита от разгильдяйства

В нашей жизни частопроисходят внезапные и неожиданные события. В работе бухгалтеров и финансистовтакими событиями являются периоды подготовки и сдачи отчетности. Чтобы в этугорячую пору не стать жертвой разгильдяйства сотрудников, возьмите навооружение несколько рекомендаций.

Если кто-то из ваших сотрудников часто совершает ошибки и вы слышите одни лишь оправдания, стоит предпринять меры:

  • "Я думал, что..." Очень часто люди думают, что они правильно поняли задачу, но это не всегда так. Для того чтобы вовремя понять, что пошло неправильно, необходимо в любом деле четко определять цель и критерии ее достижения (что необходимо сделать, какие детали требуется обязательно учесть, с кем это необходимо согласовать, с какими источниками информации свериться, до какого срока это все должно быть сделано, сколько это может стоить, сколько времени займет и т. д.).
  • "Я забыл..." Говорят, что самый тупой карандаш острее самой острой памяти. Фиксируйте все, что сотрудники могут забыть или перепутать, на материальных носителях - либо в электронном, либо в печатном виде.
  • "Я перепутал..." Заведите полезную привычку всю информацию обязательно дублировать письменно, и, если важность того или иного дела высокая - контролировать исполнение до, во время и после завершения работы.
  • "Вы меня не спросили..." Четко разделяйте зоны ответственности и контроля. Каждый сотрудник должен знать, за что он отвечает, как, когда и кому он должен отчитываться, в каких ситуациях сам должен задавать вопросы, не дожидаясь, когда спросят его.

Ошибки случаются у каждогочеловека, например, когда сотрудник плохо себя чувствует, его отвлекли, он былперегружен работой. У разгильдяев же частота возникновения ошибок во многораз чаще, чем у среднестатистических сотрудников.

Чтобы не стать жертвойразгильдяйства, некоторые руководители принимают неправильное решение - загружаютработой только надежных сотрудников и стараются ничего значимого не поручатьненадежным.

Следует учесть!

Учитывая высокую вероятность совер- шения ошибки, нужно еще на этапе планирования заложить достаточно времени и возможностей для ее ис- правления. Желательно исправление ошибки доверить тому, кто ее допу- стил. В цирке, если у артиста не удался какой-то номер, обычно стремятся к тому, чтобы артист снова вышел на арену и завершил номер самостоятель- но. Этот принцип можно применять и в офисной работе.

Со временем эта тактика приводит к ряду негативныхпоследствий. Надежные работники слишком сильно устают и начинают совершатьбольше ошибок, чем раньше. Иногда они даже заболевают от того, что малоотдыхают и не успевают восстановить свои силы. Кроме того, они замечают, чтовокруг них работают люди, которые напрягаются гораздо меньше и... частополучают точно такую же зарплату. В конце концов все эти факторы могут привестик тому, что надежный сотрудник "испортится" или уволится.

Любой человек (если, конечно, он здоров) можетсправиться с работой, соответствующей его возможностям и компетенциям. Поэтомустремитесь к равномерному распределению рабочей нагрузки.

Эффективность вместо разгильдяйства

Если разделить людей на категории "активный" -"пассивный" и "ум­ный" - "ограниченный", тополучится 4 типа (по сочетанию характеристик деятельности и умственных способностей).Самые опасные сотрудники - это умственно ограниченные и при этом оченьактивные. Именно они могут причинить огромные неприятности, при этом не осознавая,что делают.

Широко распространенозаблуждение о том, что высокая производительность труда возможна только приработе на износ, когда человек ни на секунду не останавливается, стремясь использоватьпо максимуму все свое рабочее время. Но это не так.

Можно не делать лишних движений и не проводить "устанка" по 12-14 часов в сутки, но при этом работать с высокойэффективностью. А можно имитировать бурную деятельность (все время о чем-торазговаривать по телефону, встречаться с людьми, оформлять огромноеколичество бумаг и т. д.) и при этом быть совершенно неэффективным!

Эффективность - это выполнение поставленных задачсвоевременно и без ошибок.

И если в ваш коллектив случайно "затесался"халявщик, постарайтесь создать такие условия, чтобы работать спустя рукава былоему самому невыгодно, непрестижно, неуместно. А застраховаться отразгильдяйства или перевоспитать нерадивого коллегу вам поможет применение напрактике приведенных выше рекомендаций.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×