В бюджетной сфере аудит не обязателен

1643
Соломина В. А.
генеральный директор
У бухгалтеров бюджетных учреждений, которые ведут предпринимательскую деятельность, возникает вопрос о необходимости сдачи вместе с налоговой отчетностью аудиторского заключения. Должно ли учреждение представлять этот документ в инспекцию? Давайте разбираться.

 


 


В чем суть проблемыРоссийское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной деятельностью вести и предпринимательскую (с целью получения дополнительных доходов). При условии, конечно, что эта деятельность не наносит ущерб основной, а полученная прибыль за вычетом уплаченных налогов будет направлена на нужды учреждения.
Как показывает практика, налоговики часто требуют от таких бюджетных учреждений представить вместе с налоговой отчетностью аудиторское заключение. Мотивируют они свое требование следующим.
Учреждения ведут предусмотренную уставными документами предпринимательскую и иную, приносящую доход дея-тельность. Следовательно, они уплачивают такие налоги, как, например, НДС, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход. В силу же подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию по месту своего учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ). Состав бухгалтерской отчетности установлен статьей 13 Закона № 129-ФЗ, где аудиторское заключение признано обязательным ее элементом.
Если же аудиторское заключение в части предпринимательской деятельности не представлено, то налоговики пытаются привлекать учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Учреждению не нужно аудиторское заключение

По мнению автора, требовать от учреждений, осуществляю-щих предпринимательскую деятельность, представлять в инс-пекцию аудиторское заключение неправомерно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона № 129-ФЗ бюджетные учреждения представляют отчетность только соответствующему главному распорядителю средств бюджета.
Требование о представлении аудиторского заключения является обязательным только в том случае, если деятельность юридического лица подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами. Из этого правила есть исключения. И касаются они именно бюджетных учреждений (п. 2 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).
Дело в том, что состав бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений определяет Минфин России. Это установлено пунктом 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ. Перечень форм документов, которые учреждения представляют в составе еже-ме-сячной, квартальной и годовой отчетности, приведен в пункте 11 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н). Среди документов, указанных в этом перечне, аудиторское заключение отсутствует. При этом никаких исключений в отношении бюджетных учреждений, которые ведут предпринимательскую деятельность, не установлено.
Таким образом, учреждения не должны проходить ежегодный обязательный аудит даже при превышении установленных нормативов по выручке от реализации товаров (работ, услуг) или по стоимости активов бухгалтерского баланса. Учреждения могут провести аудит финансово-хозяйственной деятельности разве что по своей инициативе (разумеется, только в том случае, если на такие расходы будет разрешение вышестоящей организации и средства по смете).
Положения пункта 3 статьи 15 Закона № 129-ФЗ, а также пункта 10 Инструкции № 72н определяют, что учреждения представляют бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу и эта обязанность никак не связана с наличием (или отсутствием) предпринимательской деятельности. Следовательно, бюджетное учреждение независимо от факта ведения предпринимательской деятельности не обязано представлять и бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, так как это не установлено Законом № 129-ФЗ.
В налоговую инспекцию учреждения обязаны представлять только декларации по соответствующим налогам в установленные законодательством сроки.

 

 

 


Что представляет собой аудиторское заключение
Аудиторское заключение — это официальный документ, который предназначен для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц. Его составляют в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудитор-ской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Обязательный аудит — это ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Такое определение дано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно пункту 3 статьи 7 этого закона, обязательный
аудит проводят юридические лица в случае, если объем выручки от реализации за один год превышает 50 млн руб. или сумма актива баланса превышает на конец отчетного года 20 млн руб.

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль