Новшества в бухгалтерском учете, отчетности, классификации с 2011 года

2893
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В конце 2010 г. Минфин России выпустил целый ряд приказов, которыми были утверждены планы счетов для всех типов государственных (муниципальных) учреждений, формы первичных документов и регистров учета, Указания о порядке применения бюджетной классификации, инструкция о порядке составления и представления отчетности. Несмотря на большое количество документов, новой информации, по сравнению с ранее действовавшими инструкциями № 148н (в части форм документов), № 128н и с опубликованным Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, немного. Проанализируем, какие новшества содержатся в новых нормативных актах.

Планы счетов и инструкции по их применению для трех типов государственных (муниципальных) учреждений

Общая характеристика изменений

Три плана счетов и три инструкции по их применению, соответственно, для казенных, бюджетных и автономных учреждений* не содержат ничего принципиально нового, чего нельзя былобы логически заключить из Единого плана счетов бухгалтерского учета**, основныхположений Закона № 83-ФЗ и методологии учета, уже сформировавшейся вИнструкции № 148н.

* План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – План счетов бюджетного учета, Инструкция № 162н).
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Инструкция № 174н).
План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, Инструкция № 183н).

Инструкция № 157н не содержитни конкретных хозяйственных операций и бухгалтерских записей, ни видовпервичных документов, все это указано в инструкциях к планам счетов. Посравнению с технологией учета, реализованной в Инструкции № 148н, существенныхизменений нет, если не считать новшеств, привнесенных в учетные процессы всвязи с особенностями деятельности отдельных типов учреждений***, в частностивведения новых счетов:

  • 105 08 "Товары" и 105 09 "Наценка натовары";
  • 109 00 "Затраты на изготовление готовойпродукции, выполнение работ, услуг";
  • 502 02 "Принятыеденежные обязательства";
  • 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами";
  • 210 06 "Расчеты с учредителем";
  • 304 06 "Расчеты спрочими кредиторами";
  • 506 00 "Право напринятие обязательств";
  • 507 00 "Утвержденный объем финансовогообеспечения";
  • 508 00 "Полученофинансового обеспечения".

Общий уровень внесенныхдоработок проиллюстрируем на конкретном примере.

** Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Единый план счетов бухгалтерского учета, Инструкция № 157н).
*** О новшествах в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений см.: Пименов В.В., Жуковский Д.В. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях с 2011 года // Финансовый справочник бюджетной организации. 2011. № 1.

Пример

По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н в инструкции № 162н, 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н:

В целом План счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н и № 183н можно назвать минимальными.

Основные различия

Основные различия междупланами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующимиособенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Сферы деятельности. В планах счетовбухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета,используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учетаимущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110, 151, 160КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам251, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

Способы финансового обеспечения. Для бюджетных и автономныхучреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовыморганом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (30405), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетныхобязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.

У казенных учреждений в Планесчетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объемфинансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения",предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономныхучреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые)назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметныеназначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

Для бюджетных и автономныхучреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочимикредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средстводного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых засчет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

Например, когда необходимосрочно оплатить услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счетсредств субсидий, но субсидия еще не поступила и учреждение вынужденопроизвести оплату за счет имеющихся средств от приносящей доход деятельности,счет 304 06 используется для отражения временного разрыва по источникам. Вбухгалтерском учете учреждения при этом производятся следующие записи:

Права на распоряжениеимуществом. Длябюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учетапредусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическаягруппа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и всоставе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетногоучета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

Взаимоотношения сучредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции №174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств инематериальных активов в оперативное управление учреждения и возвратеучредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом210 06.

Применять счет 210 06следует не только при получении объектов нефинансовых активов от учредителя внатуральном виде, но и в случае их приобретения за счет средств целевыхбюджетных инвестиций. Указанные операции отражаются в учете бюджетного илиавтономного учреждения таким образом, чтобы не возникало начисленного дохода(сальдо счета 401 10), т. к. в данном случае финансовый результат неформируется:

В результате выполненныхзаписей в учете учредителя и бюджетного учреждения на одну и ту же суммуувеличатся сальдо счетов 1 204 33 000 (дебетовое) и 5 210 06 000 (кредитовое)соответственно.

В соответствии с положениями п. 238 Инструкции № 157ни исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений у них не должнобыть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, понедосмотру счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблицесоответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказомМинфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденномуприказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Планасчетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмомМинфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

Распоряжение денежнымисредствами. ВПлане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономныхне предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средстваучреждения на счетах в кредитной организации", 0 201 22 000 "Денежныесредства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

Ограниченное использованиеавтономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономныхучреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активови обязательств, не предусмотрено (коды 310—410, 510—610, 560—660, 730—830 и т.д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов,внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 50200, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описаниеэкономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамкахсчетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

Формы первичных документов и учетных регистров

Формы первичных учетныхдокументов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органамигосударственной власти (государственными органами), органами местногосамоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами,государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениямии Методические указания по их применению утверждены при­казом Минфина России от15.12.2010 № 173н (далее — Приказ № 173н).

Ранее формы регистровбюджетного учета были установлены приказом Минфина России от 23.09.2005 №123н, который, во-первых, распространял свое действие только на федеральныебюджетные учреждения, во-вторых, содержал прямую ссылку на Инструкцию побюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н,которая утратила силу с 1 января 2006 г.

Инструкции по бюджетномуучету, утвержденные приказами Минфина России от 10.02.2006 № 25н и от30.12.2008 № 148н, определяли только состав обязательных реквизитов учетныхрегистров, но не их форму. Теперь Приказом № 173н установлены внешний вид исодержание форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерскогоучета, порядок их заполнения для всех субъектов учета без исключений.

Во вводной части Приказа № 173н содержится важная оговорка, что форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть изменены, но при этом не допускается удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета. Допустимыми являются только следующие операции:
  • добавление реквизитов и показателей;
  • изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей;
  • включение дополнительных строк;
  • создание вкладных листов.

Ранее формы документов класса05 ОКУД "Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетнойдокументации", а также указания по их применению были приведены в приложении2 к Инструкции № 148н. Некоторые изменения в Справку (ф. 0504833), Уведомлениепо расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) вносилисьпозднее приказами Минфина России от 03.07.2009 № 69н, от 30.12.2009 № 152н.Приказом № 173н не внесено практически никаких существенных изменений.

Единственная форма, котораяпретерпела значительные изменения, — Акт о списании исключенных объектовбиблиотечного фонда (ф. 0504144). Поводом для доработки формы, очевидно, сталтот факт, что в рамках библиотечных фондов уже длительное время учитываются нетолько бумажные издания, но и иные носители информации, например CDи DVD. Соответственно, в Акте (ф. 0504144) были изменызаголовки. Также практика показала, что объекты библиотечного фонда могутвыбывать не только по причине устаревания и ветхости, но и по другим причинам,для их отражения в новой форме Акта добавлена соответствующая таблица.

В других формах (из тех, чтобыли исправлены) изменения незначительные и не носят последовательногохарактера, имеется в виду, что аналогичные по смыслу корректировки нашлиотражение в одних формах, но не были учтены в других. Например, только в трехформах к названиям реквизитов "Руководитель учреждения"и "Главный бухгалтер учреждения" добавлены уточнения"(уполномоченное лицо)", при том что реквизит "Руководительучреждения" есть во всех формах. Приведем перечень изменений в формахпервичных документов:

Бюджетная классификация

Кодыбюджетной классификации меняются ежегодно. Изменения классификации доходов ирасходов бюджета, как правило, мало беспокоят бухгалтеров, т. к. онисвоевременно отслеживаются финансовыми органами и органами казначейства.Например, с 2011 г. подраздел расходов бюджета "Другиеобщегосударственные вопросы" изменил номер с 0114 на 0113, что не сталодля учреждений проблемой, несмотря на поздний выход в свет Указаний о порядкеприменения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказомМинфина России от 28.12.2010 № 190н (далее — Указания № 190н).

Следует учесть!

С 2009 г. (с письма Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931) и в течение всего 2010 г. в комментариях к ст. 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” КОСГУ был приведен перечень запчастей к вычислительной технике, включавший мониторы и системные блоки, в результате чего возникали многочисленные вопросы при приобретении компьютеров. Теперь в Указаниях № 190н никакие конкретные виды компьютерных запчастей не упоминаются, формулировка звучит так: приобретение запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п. Проще от такого изменения не стало: как и раньше, отсутствует какое-либо однозначное и непротиворечивое объяснение терминологии, что такое запасная часть, составная часть, самостоятельный объект основных средств.

Больше всего бухгалтеров волнуют изменения в порядкеприменения КОСГУ. В этом отношении Указания № 190н не должны доставить имособого беспокойства: в части применения КОСГУ в них в значительном объемебыл включен текст системного письма Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383(далее — Методические рекомендации по применению КОСГУ).

Из сохраненных с 2010 г.минусов следует отметить, что по-прежнему расходы на приобретение(изготовление) бланочной продукции относятся на подстатью 226 "Прочие работы,услуги" КОСГУ. Также обращает на себя внимание тот факт, что в процессепереноса "потерялись" некоторые разъяснения. Например, изкомментариев к подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"КОСГУ исключены упоминания:

  • о замене (установке) окон, дверей (ворот), осуществляемойисполнителем в рамках договора, заключенного бюджетным учреждением в целяхвосстановления эксплуатационных показателей (качества применения) объектовнефинансовых активов (зданий, сооружений);
  • о замене(ремонте) элементов отопительной системы, систем водоснабжения, канализации,ассенизации, освещения, входящих в стоимость здания;
  • о замене (ремонте) покрытияпола, стен, потолка (в т. ч. их окраска, монтаж навесного потолка), другихотделочных работах. Конечно, из этого не следует, что такие расходы больше неотносятся на подстатью 225 КОСГУ. Очевидно, что относятся, т. к. это ремонт ивосстановление нефинансовых активов, но процесс доказательства своей правотыбухгалтерами может осложниться.

В комментариях к подстатье 225 КОСГУ не сохранилосьуточнение, что в результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты(изменены) характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовыхактивов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимостиобъектов нефинансовых активов.

До 2011 г. к подстатье 212"Прочие выплаты" КОСГУ относились расходы на компенсацию стоимостипроездных документов на все виды общественного транспорта сотрудникам,выполняющим работы разъездного характера. С 2011 г. в Указаниях № 190н вотношении таких расходов прямые указания отсутствуют. До 2011 г. в разъясненияхк подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ упоминались расходы наабонентскую плату за пользование радиоточкой. С 2011 г. в Указаниях № 190н вотношении таких расходов прямых указаний нет.

Кроме некоторых "потерь" в текстахкомментариев к статьям (подстатьям) КОСГУ при переносе из Методическихрекомендаций по применению КОСГУ в Указания № 190н не сохранился ряд важныхположений.

  1. Второй раздел Методических рекомендаций по применениюКОСГУ содержал очень важное в правоприменительном плане разъяснение длябухгалтеров и работников контрольно-ревизионных органов, касающеесяиспользования термина "нецелевое использова­ние бюджетных средств".

В этом разделе было указано, что не может бытьквалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (а самое большеекак методологическая ошибка) отражение расходов по статьям (подстатьям) КОСГУв следующих случаях:

  • если для какой-либохозяйственной операции ни в федеральных, ни в локальных учетных стандартах нетпрямых указаний об отнесении расходов на статью (подстатью) КОСГУ;
  • если работники ревизионныхорганов не согласны с тем выбором статьи КОСГУ, который сделали бухгалтерыучреждения.

В Указаниях № 190н, к сожалению, это разъяснениеотсутствует. Но, тем не менее, по нашему мнению, в таких случаях по-прежнемуможно ссылаться на письмо Минфина России от 18.12.2009 № 02-07-10/5856аналогичного содержания.

Первый раздел Методических рекомендаций по применениюКОСГУ указывал, что с отменой ранее действовавших Указаний о порядкеприменения бюджетной классификации автоматически утра­чивали силу всеразъяснительные письма по вопросам применения КОСГУ, относящиеся к периодудействия отмененных приказов.

В Указаниях № 190н такогоразъяснения нет. Опять-таки его отсутствие не означает, что в 2011 г. можноиспользовать упомянутое выше письмо Минфина России 2010 г. Скорее всегозаконодатели посчи­тали, что полутора лет просвещения достаточно, и более никтоне будет в 2011 г. ссылаться на письма из далекого законодательного прошлого.

В Методическихрекомендациях по применению КОСГУ во вступлении к статьям группы 300"Поступление нефинансовых активов" было разъяснено, что орган,осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовыхоснований для отказа получателю бюджетных средств в санкционировании оплатыденежного обязательства по статьям 310 "Увеличение стоимости основныхсредств" либо 340 "Увеличение стоимости материальных запасов",если указанные расходы направлены на формирование стоимости нефинансовогоактива, который может быть отнесен как к основным средствам, так и кматериальным запасам, исходя из его предназначения и порядка использования. ВУказаниях № 190н это разъяснение, нередко позволявшее избегать ненужныхконфликтов при осуществлении кассовых расходов, не сохранилось.

Формы отчетности

Общая характеристика изменений

Впервые с 2005 г. новыйприказ о порядке составления и представления отчетности увидел свет не передгодовым отчетом за истекший год, а практически одновременно с выходом новойинструкции по учету (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н "Обутверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой,квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации" (далее — Инструкция № 191н)). Это можно оценить или какоперативность, или как торопливость.

Поскольку с 2011 г. черезсчета, открытые в органах казначейства, также будут осуществляться операции сосредствами бюджетных и автономных учреждений, в состав отчетности для органовказначейства добавлен ряд новых форм:

  • Справка по заключению счетовбюджетного учета отчетного финансового года органа, осуществляющего кассовоеобслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций(ф. 0503111);
  • Баланс по операциям кассовогообслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций(ф. 0503154);
  • Отчет о кассовом поступлениии выбытии средств бюджетных учреждений,  автономных   учреждений   и   иныхорганизаций (ф.0503155).

Что касается существовавшихранее форм, видимые изменения затронули только две из них:

  • Баланс главногораспорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главногоадминистратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета,главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), включаяСправку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;
  • Разделительный(ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателябюджетных средств, главного администратора, администратора источниковфинансирования дефицита бюджета, главного администратора, администраторадоходов бюджета (ф. 0503230), включая Справку о наличии имущества и обязательствна забалансовых счетах.

Балансы (ф. 0503130) и (ф.0503230) приведены в соответствие положениям Инструкции № 162н:

  • введено разделение имуществана недвижимое, иное движимое и находящееся в лизинге (предусмотрены разныестроки отчета);
  • введено разделение денежныхсредств на размещенные в казначействе и в кредитных организациях (предусмотреныразные строки отчета);
  • добавлены строки для указанияданных о себестоимости незавершенного производства (счет 109 00) и расходовбудущих периодов (счет 40150).

В связи с добавлением новых счетов ко многим итоговымстрокам, по которым предусмотрена расшифровка показателей по аналитическимсчетам, комментарий "в том числе:", предполагавший, что далееуказаны все аналитические счета и показатель строки равняется сумме всехрасшифровывающих его строк, заменен на комментарий "из них:". Этоозначает, что показатель по итоговой строке не обязательно будет равен сумместрок после слов "из них".

В Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах с 2011 г. следует указывать данные по всем 26 забалансовым счетам (ранее указывались не все счета). В частности, теперь бухгалтерам нужно уделять больше внимания корректности отражения данных на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных", который с 2011 г. будет отражаться в отчетности.

Как серьезную проблему следует отметить факт, чтодействующим законодательством не предусмотрена возможность использованияказенными учреждениями средств ОМС. Тем не менее, в реальной практике рядведомственных медицинских учреждений Минобороны России и МВД России обслуживаютпациентов по медицинским полисам и получают средства от медицинских страховыхкомпаний. Как минимум до окончания 2011 г. многие лечебные учреждения уровнясубъектов РФ, муниципальных районов и городских округов будут получать финансовое обеспечениев форме бюджетных ассигнований, следовательно, на них будет распространятьсяпорядок ведения учета и составления отчетности для казенных учреждений.

Совершенно непонятно, каким образом следует вести учети формировать отчетность в части использования средств ОМС (источникфинансового обеспечения "7") этим двум группам учреждений: либонарушать Инструкцию № 157н и отражать средства ОМС, как и ранее, по источнику"2", либо при формировании отчетности объединять данные поисточникам "2" и "7" в одну графу.

Далее хотелось бы уделитьвнимание еще одной форме отчетности, изменения которой произошли к отчету за2010 г., но понимание порядка ее заполнения по-прежнему остается актуальнымдля бухгалтеров. Речь пойдет о Сведениях об использованииинформационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), которые представляютсяв составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177)

Объекты, подлежащие отражениюв форме. Дляначала следует четко определиться с составом объектов, приобретение исодержание которых подлежит отражению в форме:
1. Техника:

  • автоматизированные рабочиеместа;
  • транспортно-коммуникационноеоборудование;
  • серверное оборудование;
  • периферийное оборудование дляорганизации офисной работы.

2. Программное обеспечение.

Под автоматизированнымирабочими местами, очевидно, следует понимать персональные компьютеры во всех ихвидах: настольные, ноутбуки и нетбуки, ультрамобильные, планшетные, карманные(так называемые КПК).

Под транспортно-коммуникационнымоборудованием, видимо, подразумевается различное оборудование для передачиинформации между компьютерами: маршрутизаторы, коммутаторы, кабельные системы ит. д.

Под серверным оборудованиемявно имеются в виду различные серверы, т. е. компьютеры, ориентированные не наработу с пользователем, а на автоматизированное управление информационнымипотоками и (или) централизованное хранение данных.

Термин "периферийноеоборудование" требует пояснения. Периферийным следует считатьоборудование, подключаемое по информационным каналам ко всем вышеуказаннымвидам оборудования. Такое пояснение позволит исключить из рассмотренияразличные виды офисной техники, не являющиеся периферийным оборудованием. Вкачестве подсказки можно использовать группу 14 3020040 "Устройствапериферийные и устройства межсистемной связи вычислительных комплексов иэлектронных машин" ОКОФ*:

* Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Этот список, основанный намеждународных стандартах (как указано в преамбуле ОКОФ), позволяет понять, чток периферийным устройствам не относятся, например:

  • копировально-множительноеоборудование (кроме многофунк­циональных устройств), т. к. оно не подключаетсяк компьютерам;
  • уничтожители бумаг, т. к. онине подключаются к компьютерам;
  • источники бесперебойногопитания, т. к. они подключаются к компьютерам не по информационным линиям, апо силовым, не служат для ввода, вывода или хранения информации.

Остается неразъясненнымвопрос, нужно ли в Сведениях (ф. 0503177) отражать оборудование телефонной исотовой связи. С одной стороны, расходы на саму телефонную связь подлежат отражениюв форме. По аналогии можно предположить, что и соответствующее оборудованиетоже следует указать. С другой стороны, прямого указания на оборудование дляголосовой (факсимильной) связи в описании порядка заполнения формы нет.

В отношении программногообеспечения для правильного отражения расходов в Сведениях (ф. 0503177) (атакже для правильного выбора кодов КОСГУ) следует четко различать виды прав напрограммное обеспечение. Вид права на программное обеспечениевсегда прямо указывается в правоустанавливающем документе: договоре на передачуправ, лицензионном соглашении и т. д. Права на программное обеспечение бываютисключительными и неисключительными. Исключительные права приобретаются засчет статьи 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" КОСГУ.Неисключительные права могут быть ограниченными и неограниченными.

Если правообладатель неограничивает права на свободное использование программного продукта, это правонет необходимости приобретать. Это так называемое свободное ПО, напримеркомплект офисных программ OpenOffice(tm).Если учреждение "покупает" такую программу, то на самом делепроисходит приобретение не прав на программу, а носителя (диска), документации,т. е. нет оснований для использования подстатьи 226 КОСГУ. Более правильным вэтом случае будет отнесение расходов на статью 340 КОСГУ. Неисключительныеправа приобретаются по подстатье 226 КОСГУ. Степень ограничения права напользование программным продуктом всегда оговаривается в соответствующемлицензионном соглашении.

В контексте заполненияСведений (ф. 0503177) (а также выбора кода КОСГУ) следует обратить внимание натакой вид ограничения прав пользователя, как право использования программногопродукта только на одном конкретном компьютере, с которым первоначальнопоставляется программа. Данное ограничение всегда оговаривается в лицензионномсоглашении. Это программное обеспечение пользователь не имеет праваиспользовать на другом компьютере, даже если предварительно удалит на исходномкомпьютере или если исходный компьютер будет уничтожен. Только такоепрограммное обеспечение, право на использование которого на основании лицензионногодоговора привязано к одному-единственному компьютеру, называетсяпредустановленным.

Как правило, в документах поставки предустановленноепрограммное обеспечение не выделяется отдельной строкой, а включается вперечень комплектации самого компьютера. Родственным термином кпредустановленному программному обеспечению является "OEM-версия".

Предустановленное ПО - это не то ПО, которое поставщик компьютера сразу инсталлировал на компьютер, а только то, права на использование которого привязаны к конкретному компьютеру на основании лицензионного договора. Предустановленное ПО, как правило, приобретается за счет статьи 310 КОСГУ, хотя в Указаниях № 190н прямо об этом не сказано.

При формировании Сведений (ф. 0503177) в отношениипрограммного обеспечения можно столкнуться с проблемой, связанной с реальной практикой. В форме предусмотрено указание вразных строках расходов:

  • на доработку программногообеспечения (на которое нет исключительных прав);
  • на сопровождение (поддержаниеработоспособности) программного обеспечения.

Проблема в том, что эти двавида работ чаще всего выполняются исполнителями в рамках одного и того жедоговора абонентского сопровождения, и различить их нередко можно только наосновании анализа расшифровок к актам выполненных работ.

Следует учесть!

В отношении разработки программного обеспечения не регламентировано, идет речь о разработках в рамках авторских договоров с последующим переходом исключительных прав к заказчику (оплата по статье 320 КОСГУ) или также о разработках программного обеспечения с последующим предоставлением заказчику пользовательских прав (оплата по подстатье 226 КОСГУ). В отношении доработки программного обеспечения, не являющегося собственностью учреждения, очевидно, что к этой категории относятся любые работы по модификации программного обеспечения, используемого учреждением на основании пользовательской или свободной лицензии, в частности доработка программ бухгалтерского учета.

Порядок заполненияпоказателей Сведений (ф. 0503177). Рассмотрим порядок формирования данных в строкахформы.
По строке 010 "Проектирование прикладных систем иинформационно-коммуникационной инфраструктуры" отражаются расходы,связанные:

  1. с проведением предпроектногообследования;

разработкой (доработкой)технических требований, концепции, ФЭО, технического задания, эскизногопроекта, технического

проекта, топологии инфраструктурных решений, рабочей документации;оценкой структуры ИКТ и связанных с ней работ, в т. ч. с обеспечениембезопасности информации и режимно-секретных мероприятий;

  • разработкой нормативно-правовых актов, проведениемисследований;
  • разработкой прочих документов.

В соответствии с требованиями законодательства оприменении КОСГУ такие работы, если они выполняются в рамках отдельных договоров,относятся на подстатью 226 КОСГУ.

По строке 020"Разработка (доработка) программного обеспечения" отражаются расходы,связанные:

  • с разработкой программного обеспечения (коды 226 или 320 КОСГУ);
  • приобретением исключительньгх прав на программное обеспечение(статья 320 КОСГУ);
  • доработкой специализированного программногообеспечения прикладных систем, не являющегося собственностью учреждения (подстатья 226 КОСГУ).

По строке030 "Капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационнойинфраструктуры" следует отражать:

  • расходы на работы построительству специализированных зданий (помещений) для размещения техническихсредств и персонала;
  • иные капитальные вложения.

К этой группе расходовотносятся расходы в отношении зданий и сооружений, специализированнопредназначенных для размещения объектов информационно-коммуникационнойинфраструктуры (статья 310 КОСГУ).

Капитальные вложения в приобретение оборудования или разработку программного обеспечения в строке 030 не отражаются.

По строке 040 "Приобретение оборудования ипредустановленного программного обеспечения" отражаются следующие расходы:

  • на приобретениеавтоматизированных рабочих мест, транспортно-коммуникационного оборудования,серверного, периферийного оборудования для организации офисной работы, невключая расходы по закупке запасных инструментов и принадлежностей (комплектующих)(статья 310 КОСГУ);
  • на услуги по доставке(подстатья 222 КОСГУ) и складированию (подстатья 226 КОСГУ) оборудования;
  • на монтаж сборных конструкций(шкафов и пр.); монтаж каналов, линий связи, на монтажные работы пооборудованию, требующему монтажа (подстатья 226 КОСГУ);
  • на реконструкцию, техническоеперевооружение объектов (статья 310 КОСГУ);
  • на установку, наладку(комплексную и автономную), настройку технических средств, инсталляциюпрограммного обеспечения, проверку работоспособности оборудования,предварительные испытания (автономные и комплексные), опытную эксплуатацию,приемочные испытания (подстатья 226 КОСГУ);
  • на осуществление комплекса работпо специальным проверкам и исследованиям, в. т. ч. периодической проверкеобъекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиями рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, отутечки в процессе передачи по техническим каналам (подстатья 226 КОСГУ).

К строке 040 относятся расходы на приобретение, монтажи ввод в эксплуатацию видов оборудования, упомянутых в пояснении ранее.

В строке 040 не отражаются расходы на приобретение запасных частей и расходных материалов.

Также к этой строке относитсяприобретение так называемого предустановленного программного обеспечения.

По строке 050"Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение"отражаются расходы на приобретение прикладного и системного программногообеспечения (кроме предустановленного) (подстатья 226 КОСГУ). Также в этойстроке показываются расходы на продление (возобновление) права пользования программнымобеспечением. Обратите внимание, в строке 050 не отражается программноеобеспечение, права на использование которого ограничены одним компьютером.

По строке 060 "Услуги поаренде оборудования" отражаются:

  • расходы на арендуавтоматизированных рабочих мест, транспортно-коммуникационного оборудования,серверного, периферийного оборудования для организации офисной работы(подстатья 224 КОСГУ);
  • стоимость запасныхинструментов и принадлежностей (комплектующих) к арендованному оборудованию(статья 340 КОСГУ).

По строке 070 "Подключение (обеспечение доступа)к внешним информационным ресурсам" отражаются следующие расходы:

  • за доступ к телефонной сетисвязи общего пользования (подстатья 221КОСГУ);
  • за предоставление доступа куслугам междугородной и международной связи (подстатья 221 КОСГУ);
  • за доступ в сеть Интернет повыделенной линии (подстатья 221 КОСГУ);
  • за доступ в сеть Интернет(беспроводное подключение) (подстатья 221КОСГУ);
  • за доступ по VPNподключению (подстатья 221 КОСГУ);
  • по приобретению и обновлениюсправочно-информационных баз данных (покупка контента) (подстатья 226 КОСГУ).

Хотя в описании порядказаполнения строки 070 отдельно не указана сотовая связь и услуги IP-телефонии,по сути состава показателей такие расходы тоже следует указывать в этойстроке. В отношении справочно-правовых систем ("КонсультантПлюс","Гарант", "Кодекс" и т. д.) в строке 070 отражаются толькорасходы на обновление (пополнение) базы данных. Расходы на приобретениесоответствующих программ, если стоимость прав пользования программы выделенав документах поставки отдельно, следует показывать по строке 060.

По строке 080 "Эксплуатационные расходы наинформационно-коммуникационные технологии" отражаются следующие расходы:

  • на обеспечениефункционирования и поддержку работоспособности прикладного и системногопрограммного обеспечения, включая услуги по защите информации прикладного исистемного программного обеспечения (подстатья 226 КОСГУ);
  • на техническое обслуживаниеаппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния (например,чистка, смазывание, замена отдельных составляющих изделий или их регулировка,связанные с исполнением нормативных предписаний по порядку эксплуатацииаппаратного обеспечения) (подстатья 225 КОСГУ).

По сути описания строки 080 сюда не включаются расходы на ремонт оборудования. В соответствии с определением в строке 080 показываются только такие расходы на замену составляющих частей, которые производятся подрядчиком за счет своих средств и материалов и, соответственно, оплачиваются в этом случае по подстатье 225 КОСГУ. Расходы по приобретению запасных частей и расходных материалов в рамках отдельных договоров в строке 080 не отражаются.

По строке 090 "Обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий" отражаются расходы:

  • на разработку курсов для обучения (коды 226 или 320 КОСГУ);
  • на обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) (подстатья 226 КОСГУ);
  • на прочее обучение в области информационно-коммуникационных технологий (подстатья 226 КОСГУ).

Разработка курсов для обучения может оплачиваться по статье 320 КОСГУ, если она осуществляется в рамках договоров авторского заказа с переходом к заказчику исключительных прав.

В строку 090 включаются только расходы на обучение сотрудников. Расходы по разработке курсов обучения, осуществляемые учебным заведением для проведения учебного процесса или исполнителем по договору авторского заказа, в строке 090 не показываются.

По строке 100 "Прочие расходы в области информационно-коммуникационных технологий" отражаются расходы, не относимые к другим категориям. В частности, к строке 100 следует отнести расходы на приобретение расходных материалов и запасных частей к компьютерной технике, периферийным устройствам и коммуникационному оборудованию (кроме указанных в строке 060) (статья 340 КОСГУ); работы по ремонту оборудования (поскольку в графе 080 указано только техническое обслуживание) (подстатья 225 КОСГУ).

Важный нюанс

Исходя из содержания показателей формы (строка 040) к отражаемым в ней расходам не относятся расходы по оборудованию, не являющемуся периферийным (т. е. подключаемому как дополнительное устройство ввода, вывода или хранения информации) по отношению к компьютерному или коммуникационному оборудованию. Такие расходы также не следует относить к строке 100.

Нормативные документы, которых еще нет

На момент подготовки номера кпечати не был выпущен еще один важный документ (может быть, это будет несколькодокументов для разных типов государственных (муниципальных) учреждений). Речьидет об указаниях по порядку перехода на новые инструкции по учету. По опыту2009 и 2010 гг. такие указания выходили только в апреле. В указаниях попереходу следует ожидать решения, в частности, следующих вопросов:

  • порядок доначисленияамортизации основных средств и нематериальных активов балансовой стоимостью от20 000 до 40 000 руб. включительно до 100%;
  • порядок переноса остатков порасчетам по налогу на имущество и земельному налогу со счета 303 05 на счета303 12 и 303 13;
  • порядок переноса стоимостидвижимого имущества на раздельные счета особо ценного и иного движимогоимущества;
  • порядок переноса остатковнезавершенного производства со счета 106 04 на счета 109 00;
  • порядок выделения стоимоститоваров из остатков счета 105 07 (товары и готовая продукция) и переноса насчета 105 38 и 105 39;
  • порядок восстановления назабалансовых счетах 24, 25, 26 данных об имуществе, переданном в аренду,пользование по состоянию на 1 января 2011 г.

Также следует ожидать выходауказаний для автономных учреждений по переносу остатков со счетовкоммерческого плана счетов на счета Плана счетов бухгалтерского учетаавтономных учреждений.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль