Юмору на работе – место!

1382
 Иголкина И.Н.
Психолог, бизнес-тренер, г.Москва
1 апреля – День смеха. В этот день обычно принято разыгрывать не только друзей и знакомых, но и коллег по работе. Сотрудники придумывают разные небылицы (в некоторые из них люди даже верят). Что это? Желание просто развлечься или юмор действительно несет в себе что-то полезное – заряд энергии, хорошее настроение, улыбку? Можно ли научиться шутить и хотя бы иногда веселиться от души без ущерба для работы?

Избавьтесь от излишней серьезности!

Многие люди считают (и порой обоснованно), что серьезная работа обязывает. Ежедневная деятельность бухгалтера и финансиста полна мелочей, и нельзя ошибиться ни в одной из даже самых мелких циферок. "Тут уже не до веселья!" — думают некоторые. Герой мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей" произнес фразу, прекрасно характеризующую подобный подход к работе: "Я даже сам себе в зеркало не улыбаюсь, потому что серьезный такой!".

Подумайте, не случалось ли вам относиться с излишней серьезностью к тому, что на самом деле оказывалось незначительным. Пока ученые спорят, восстанавливаются или нет нервные клетки, самое время заняться собственным здоровьем, перестав беспокоиться по пустякам...

Некоторые всерьез утверждают, что в их работе нет ни мелочей, ни поводов для веселья. Однако это не так. Смеяться можно в любых обстоятельствах, главное, чтобы это не оскорбляло чувства других людей. Древние греки считали, что смех полезен, и даже называли такое состояние, когда человек хорошо посмеялся, "катарсис" — очищение смехом.

Смех работе не помеха

Люди часто путают серьезное выражение лица и серьезное отноше­ние к работе. Можно быть веселым, улыбаться и при этом быть эффективным. У китайцев есть поговорка: "Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин".

Для того чтобы уметь вовремя пошутить, необходим ряд личных качеств:

  • умение взглянуть на ситуацию под новым углом. Например, если на улице плохая погода, то можно сказать, что дождь смывает грехи или что от дождя вырастают и т. д.;
  • умение посмотреть на произошедшее со стороны. Например, многие женщины боятся обычных мышей до такой степени, что способны в мгновение ока вскочить на офисный стол и громко завизжать. В этой ситуации уместно посмеяться над собой и над произо­шедшим (хотя, конечно, лучше ее вовсе не допускать);
  • умение вовремя припомнить смешной анекдот и смачно его рассказать;
  • способность очень быстро переключаться от дела к юмору и обратно.

Юмор помогает взглянуть на ситуацию по-другому. Два сотрудни­ка вот уже несколько часов считают одни и те же цифры. и каждый раз получают разные результаты... В чем причина? Возможно, просто усталость. Или невнимательность. Стоит только ненадолго отвлечься, немного отдохнуть и — ура! — ошибка найдена и устранена.

А вот другая ситуация — сотрудник задерживает отчетность по ко­мандировочным расходам. Можно использовать разные приемы убеждения, а можно что-то сказать с юмором, после чего человек сам захочет сдать отчет как можно скорее (очень важно при этом не обидеть, ведь не все способны воспринять шутку правильно).

Никогда не смейтесь над самим человеком (он обидится, и, возможно, надолго). Смей­тесь над ситуацией! Если хотите донести до сотрудника свою мысль с использованием юмора, перенесите историю в другое время, место, ситуацию, расскажите о восточном падишахе, о купце, о ком угодно, но только не о том человеке, о котором идет речь. Только тогда шутка останется смешной и неоскорбительной. Прежде чем задумывать "веселый" розыгрыш, обязательно поставьте себя на место того, кого вы собираетесь разыграть. Что бы вы почувствовали? Было бы вам смешно?

Вовремя сказанная шутка способна вмиг разрядить накалившуюся атмосферу. Во время переговоров бывает крайне важно не только привести логические доводы, но и завоевать расположение собеседника, и тут тоже юмор может сыграть не последнюю роль.

С дурака и взятки гладки

Часто в коллективе есть человек, который откровенно не блещет интеллектом... Однако ему обычно все сходит с рук. И в то же время людям, имеющим твердую позицию, часто приходится очень нелегко внутри сложившейся корпоративной культуры. Всегда ли стоит ста­новиться Дон Кихотом, воюющим с ветряными мельницами? Иногда проще (и намного эффективнее!!!) притвориться простаком. Обычно в коллективе формируется несколько типов ролей, и не всегда хорошая идея быть односторонним, т. е. при любых обстоятельствах действовать прямолинейно и без вариантов.

Мудрый совет!

У любого киногероя или литературного персонажа есть маленькие недостатки. Например, Шерлок Холмс часто раздражал особенностями своего поведения доктора Ватсона и миссис Хадсон… Вы же не хотите быть абсолютно святым? Позвольте иногда окружающим смеяться над вами, поверьте, это не всегда вредит имиджу, а наоборот, иногда укрепляет его. В одной компании мне с гордостью рассказывали, что когда владелец компании пришел в очень дорогом костюме на бал-маскарад, по внутрикорпоративным правилам его костюм был изрезан ножницами на тонкие ленточки…

Люди, которые играют в "дурака", зачастую извлекают из своего положения немало выгод:

  • им обычно поручают меньше работы: "Все равно не справится...";
  • в случае неудачи с них не столь строго спрашивают: "Ну что с него возьмешь.";
  • они пользуются своим положением, чтобы добиваться определенных привилегий (меньше работать, делать более легкую работу, уходить в отгулы, заниматься во время рабочего дня личными делами и т. д.).

Разумеется, если вы четко нацелены на построение карьеры, то не все варианты игры можете себе позволить. Однако ничто так не раздражает других людей, как вечно умные (особенно — поучающие), "правильные", везучие и удачливые коллеги.

Нельзя не согласиться со словами индийского мыслителя Рустама: "К любой работе нужно подходить с легким сердцем. Никто не любит работать с руководителем, который всегда мрачен и серьезен. Прежде чем браться за что-нибудь действительно важное, нужно сначала научиться относиться к делу с некоторой иронией. Немного юмора помогает смягчить самые напряженные ситуации".

Вечно правильные люди очень скучны и занудны. Что самое пло­хое, они редко делают головокружительную карьеру (ради которой они так стремятся быть безупречными). Если не верите, почитайте истории про великие компании и их лидеров (Марка Цукерберга, Стивена Джобса, Билла Гейтса и других). Каждый из этих людей делал в своей жизни что-то такое, что не укладывается в наше понятие об абсолютно правильном и хорошем.

У негибких людей всего два выбора: правильно или неправильно. У более гибких (и следовательно, более приспособленных к современному быстро меняющемуся миру) выборов больше, как мини­мум есть третий — сомнительно. Очень часто ситуация (и даже законодательство) меняется так быстро, что то, что еще вчера было абсолютно правильным, сегодня уже неправильно. Если к этому относиться чрезмерно серьезно, то не миновать болезней, огорчений и плохого настроения. Некоторая доля юмора в работе не ухудшает качество, а наоборот, заражает коллектив оптимизмом и настроем на успех.

Вы боитесь потерять лицо? Вы же не самурай, которому в этом случае положено делать харакири! Очень часто страхи бухгалтеров и фи­нансистов настолько сильно преувеличены, что понятны только им самим (и малопонятны окружающим — как можно столь сильно переживать из-за столь ничтожного повода).

Простой критерий поможет вам сделать правильный выбор. Всегда задавайте себе вопрос: "Что самое страшное может случиться, если я это сделаю? Какова доля вероятно­сти, что это действительно может случиться?"

Приучив себя к обдумыванию большего количества вариантов, чем меньше, вы можете через некоторое время обнаружить, что те ситуа­ции, которые раньше казались вам очень серьезными и опасными, теперь не вызывают ничего, кроме улыбки, — вы уверены, что легко сможете выйти из них победителем.

Над чем смеются чаще всего?

Оказывается, есть правильные и неправильные поводы для смеха. Допустимо (в разумных пределах), когда шутки касаются:

  • пола (женщины чаще смеются над анекдотами о мужчинах и наоборот);
  • ума (сюда относятся многочисленные анекдоты про блондинок);
  • персонажей кинофильмов и актеров (анекдоты про Джеймса Бонда, Жана-Клода Ван Дамма и т. д.);
  • человеческих недостатков (жадности, зависти, гордыни и т. д.);
  • интрижек на работе (служебные романы — анекдоты про шефа и секретаршу и т. д.);
  • неловких ситуаций ("У вас вся спина белая!");
  • злоупотреблений (алкоголизм, воровство и т. д.);
  • смерти (анекдоты про то, как смерть пришла кого-то забрать, и ее удалось провести);
  • работы (если, конечно, начальство обладает чувством юмора).

Недопустимо (но распространено) смеяться над:

  • национальными особенностями менталитета (например, многочисленные анекдоты про сало, северные народности и т. д.);
  • сексуальной ориентацией и т. д.

Есть также табуированные темы, над которыми в нашем обществе смеяться категорически не принято. К этим темам относится все, что нарушает общественную мораль и ценности настолько сильно, что это уже не смешно. Обычно шутника, который начинает рассказывать анекдоты и истории, выходящие за грань принятого в определенной корпоративной культуре, просят прекратить рассказ и над его шутками никто не смеется. Кроме того, мы обычно не смеемся над окружающей нас природой. Однако можем посмеяться над рукотворным пейзажем, если он кажется нам неправильным, несообразным.

Для того чтобы стать смешной, необходимо, чтобы ситуация в чем-либо расходилась с нашими обычными представлениями. Например, приходит бухгалтер в налоговую инспекцию, а там очередь... из налоговых инспекторов (а не из бухгалтеров и руководителей компаний, как это обычно бывает).

Всем известны многочисленные анекдоты про бухгалтеров, которые настолько увлеклись работой, что забыли, сколько будет 2x2 или сколько месяцев в году.

Пример

Конец отчетного периода, запарка в бухгалтерии, вопрос в воздух:

– Сколько месяцев в году?
Главный бухгалтер:
– 10, без НДС…

Как использовать юмор для повышения эффективности труда и инициативности

В некоторых офисах юмор так тесно вошел в корпоративную культуру, что не заметить его невозможно. Наверняка вы видели на стенах некоторых организаций "Листы гнева" — распечатанные страницы с картинкой и надписью: "В случае необходимости порвите и выбросите!". Шутка шуткой, но если есть способ снять стресс — это хорошо. В этом подходе заключено рациональное зерно.

Сейчас появились разнообразные магазины удивительных вещей, в которых можно купить предметы для снятия стресса в офисе. Например, миниатюрную настольную "ракетную" установку для "обстрела" сотрудников. Можно перебрасываться бумажными самолетиками, пересылать друг другу веселые, мотивирующие картинки (разумеется, не весь рабочий день!).

В некоторых компаниях устраивают корпоративные мероприятия, на которых принято шутить, в том числе и над начальством. Главное, чтобы шутка действительно была веселой для всех (в том числе и для того человека, над которым подшутили).

Юмор прекрасно снимает стресс. Пять минут смеха заменяет сорок минут отдыха. Ученые считают, что смех способствует расслаблению 80 групп мышц. В некоторых коллективах все еще жива традиция выпускать стенгазеты (или другие корпоративные издания). Традиционная колонка анекдотов пользуется неизменной популярностью, особенно если они привязаны либо к специфике деятельности организации, либо к недавно случившимся ситуациям или известным персонажам.

В этой статье мы говорили о пользе смеха для поддержания высокой эффективности труда и хорошего настроения и самочувствия. Каждый человек способен смеяться и радоваться жизни. Маленькие дети в среднем смеются около 200 раз в день, а некоторые взрослые способны не засмеяться в течение дня ни разу. Смейтесь на здоровье!



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль