Централизованные бухгалтерии: организационно-правовые вопросы

58108
 Мышакова Л.В.
Начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля Финансового управления администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края
Право руководителя учреждения передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии закреплено подп. “в” п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете*. Право получателя бюджетных средств передать полномочие по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) закреплено также в ст. 162 БК РФ. О плюсах создания централизованных бухгалтерий, основах их деятельности пойдет речь в статье.

Почему создаются централизованные бухгалтерии

При организации бухгалтерского учета в учреждении основной проблемой всегда была, а с реформированием бюджетной сферы стала еще более актуальной нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров. Особенно остро эта проблема ощущается в сельских районах и поселениях. Кроме того, автоматизация учетного процесса, без которой невозможно выполнить требования Минфина России по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, требует дополнительных затрат: на компьютерное оборудование, соответствующее программное обеспечение, на оплату консультационных услуг разработчика программного обеспечения, абонентскую плату за пользование справочно-правовой системой. Обслуживание компьютерного парка вынуждает расширять штатное расписание как минимум на одну единицу — системного администратора.

Таким образом, стоимость ведения бухгалтерского(бюджетного) учета в учреждениях, включающая оплату труда сотрудников, расходы по начислениям на оплату труда, расходы на содержание рабочих помещений, на оснащение офисным оборудованием, на поддержку информационных баз данных и т.д., за последние годы существенно выросла.

Одним из возможных вариантов оптимизации структуры учреждения является передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного)учета централизованной бухгалтерии.

Основными целями создания централизованной бухгалтерии являются:

  • решение проблемы кадрового дефицита;
  • оптимизация бюджетных расходов;
  • поддержка процессов реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета, обеспечивающая быстрый централизованный переход на обновленные условия ведения учета и формирования отчетности;
  • обеспечение достоверного учета имущества и обязательств публичного правового образования;
  • повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности;
  • автоматизация бухгалтерского(бюджетного) учета на основе современных программ и технологий, унификация требований к программному обеспечению;
  • снижение уровня коррупции в учреждениях и повышение эффективности управления.

Сфера применения

Передача функций по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованным бухгалтериям целесообразна, прежде всего, при наличии в определенном публичном правовом образовании значительного количества учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, имеющих каждое в отдельности небольшой объем финансово-хозяйственных операций(например, образовательные учреждения, учреждения культуры).

Однако эту форму организации учета можно применить ко всей бюджетной сфере публичного правового образования(поселения или муниципального района). В этом случае создается межведомственная централизованная бухгалтерия, которая обслуживает все учреждения (или большинство учреждений) независимо от их сферы деятельности, выполняя таким образом функцию учетного центра муниципального образования. При этом подлежат ликвидации существующие ведомственные централизованные бухгалтерии, бухгалтерские службы в администрации муниципального образования, в бюджетных учреждениях.

Правовая основа создания централизованной бухгалтерии

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 ; 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) и п. 5 Инструкции  № 157н, руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности созданных субъектом Российской Федерации учреждений (в т.ч. бюджетных и автономных). Данные разъяснения так же даны в письме Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 № 02-07-05/9219.

Как правило, централизация бухгалтерского учета осуществляется на основании документов, принятых соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со ст. 162 БК РФ централизованные бухгалтерии создаются в организационно-правовой форме"учреждение".

Учредителем централизованной бухгалтерии выступает орган государственной власти, а на муниципальном уровне — администрация муниципального образования. Работа учетного центра осуществляется на основании устава, утвержденного учредителем (решением представительного органам муниципального образования).

Централизованная бухгалтерия подведомственна, подотчетна и подконтрольна учредителю, является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными ГК РФ. Она имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет, открытый в финансовом органе, печать, штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты, отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учетного центра несет собственник имущества.

Деятельность централизованной бухгалтерии осуществляется также на основании следующих распорядительных документов, утвержденных ее руководителем (при необходимости — согласованных с учредителем):

  • штатное расписание;
  • положение по оплате труда работников учреждения, разработанное в соответствии с Примерным положением обо плате труда работников учреждений, подведомственных органу государственной власти (местного самоуправления);
  • положение о предоставлении платных услуг по ведению бухгалтерского учета;
  • должностные инструкции работников и др.

Следует учесть!

Централизованная бухгалтерия на основании договора на бухгалтерское обслуживание может оказывать платные услуги по ведению учета и формированию отчетности сторонним организациям, не являющимся участниками бюджетного процесса данного публичного правового образования (своего рода аутсорсинг), например учреждениям, финансовое обеспечение которых осуществляется из другого бюджета. Расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости в этом случае подписывают руководитель обслуживаемого учреждения и руководитель учетного центра (в части оформления второй подписи).

Персонал централизованной бухгалтерии группируется в отделы по функциональному признаку, например, отдел учета бюджетных обязательств, отдел учета расчетов по заработной плате, отдел учета нефинансовых активов, отдел учета доходов и продуктов питания, отдел аналитики и отчетности.

Договорные отношения с обслуживаемыми учреждениями

Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности осуществляется централизованной бухгалтерией на основе заключаемых с учреждениями типовых договоров на бухгалтерское обслуживание. Договоры являются безвозмездными, в этом случае финансовое обеспечение централизованной бухгалтерии осуществляется за счет средств бюджетав пределах утвержденной бюджетной сметы получателя бюджетных средств.

Обязательным является определение в договоре прав и обязанностей каждой из сторон. В договоре также должен быть предусмотрен порядок предоставления информации руководителю обслуживаемого учреждения.

Учитывая, что современные централизованные бухгалтерии призваны стать своеобразными методическими центрами, где руководитель и работники обслуживаемого учреждения смогут получить необходимые консультации, в договоре желательно закрепить конкретного, согласованного сторонами работника централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения.

В соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями. В соглашение следует включить требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ и приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 N 1061н " Об утверждении профессионального стандарта " Бухгалтер". При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

Любая схема взаимоотношений между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением предполагает передачу только функций, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета и составлением отчетности. Все функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, а также административные функции осуществляются самими обслуживаемыми учреждениями.

За обслуживаемым казенным учреждением сохраняются полномочия получателя бюджетных средств, следовательно, оно должно самостоятельно контролировать:

  • соответствие заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств;
  • соответствие совершаемых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству;
  • расходование средств в соответствии с утвержденными сметами;
  • наличие и движение имущества;
  • использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами.

За обслуживаемым главным распорядителем бюджетных средств сохраняются соответствующие полномочия:

  • ведение бюджетной росписи;
  • составление и утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности;
  • доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей;
  • осуществление перемещений ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств;
  • доведение предельных объемов финансирования до подведомственных получателей.

Главные администраторы доходов бюджета также самостоятельно выполняют возложенные на них полномочия:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взыскание задолженности по ним;
  • возврат доходов;
  • уточнение вида и принадлежности платежа;
  • доведение до подведомственныхучреждений правовых актов о наделении их полномочиями администраторов доходов бюджета и порядке осуществления ими указанных полномочий, в т. ч. о передаче части полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет в части их поступлений от приносящей доход деятельности;
  • информационное сотрудничество с территориальным управлением Федерального казначейства в системе электронного документооборота (СЭД);
  • формирование всех первичных документов, являющихся основанием для отражения поступлений главным администраторам доходов бюджета, и передача их в установленные сроки для отражения на счетах бухгалтерского учета и формирования бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии;
  • ведение кассового плана.

Руководитель обслуживаемого учреждения сохраняет право:

  • принимать кадровые решения (прием и увольнение работников, повышение окладов, установление надбавок и доплат, разрешение на совмещение и совместительство, атакже на заключение договоров гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждения, при наличии лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации);
  • Заключать хозяйственные договоры (кроме случаев, когда действующим порядком предусмотрена централизованная поставка отдельных видов материальных запасов),принимать другие бюджетные обязательства;
  • получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
  • расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Важный нюанс

Учитывая требования Закона о бухгалтерском учете и особенности централизации учета ответственными за организацию и ведение бухгалтерского (бюджетного) учета являются:

Показатели качества работы

Работа специалистов централизованной бухгалтерии характеризуется показателями качества оказания услуг по ведению учета и составлению отчетности. В качестве таких показателей могут использоваться:

На основании перечня показателей качества предоставляемых услуг, установленных положением по оплате труда, производятся выплаты стимулирующего характера работникам централизованной бухгалтерии за достигнутые результаты работы.

Дальнейшими направлениями совершенствования деятельности централизованной бухгалтерии могут быть установление удаленного информационного доступа обслуживаемых учреждений к базе учетного центра; расширение перечня оказываемых учетным центром платных услуг.

  • за организацию бухгалтерского (бюджетного) учета в централизованной бухгалтерии - руководитель централизованной бухгалтерии;
  • за формирование учетной политики и исполнение распорядительных документов, определяющих особенности реализации учетной политики в обслуживаемых учреждениях, за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности - главный бухгалтер централизованной бухгалтерии;
  • за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций - руководители обслуживаемых учреждений.
    • отсутствие обоснованных жалоб от потребителей услуг;
    • полное выполнение обязательств по договорам о предоставлении услуг (своевременность расчетов и выплат, отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и т. д.);
    • качество и своевременность предоставления отчетности;
    • отсутствие выявленных проверками нарушений по основной деятельности, фактов искажения отчетности, не целевого и неэффективного использования бюджетных средств.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль