Формирование и обеспечение госзаданий в сфере соцзащиты и занятости населения

5272
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Оказание государственных услуг в области социальной защиты и занятости имеет несколько принципиальных особенностей, главной из которых является высокая степень ориентации на потребителя услуги. Это требует четкости определения требований к качеству и процедурам оказания государственных услуг и регламентированности законодательства в области соцзащиты. В данной статье рассмотрим основные подходы, которые необходимо соблюдать при формировании перечня госуслуг и оценке объема финансового обеспечения в этих сферах деятельности.

Госуслуги в сфере социальной защиты

Формирование перечня услуг

До настоящего времени единые подходы к разделению государственных (муниципальных) услуг в области социальной защиты не сформированы, поэтому государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут самостоятельно выбирать наиболее подходящий вариант (табл. 1).

Таблица 1

Способы формирования перечней государственных (муниципальных) услуг в сфере соцзащиты

Факторы, которые влияют накачество государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты,будут отличаться в зависимости от избранного варианта формирования перечнягосуслуг. В число основных факторов входят:

  • условия размещенияучреждений;
  • укомплектованность учрежденияспециалистами и их квалификация;
  • специальное и табельноетехническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);
  • состояние информации обучреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.

Показатели качества иколичества, требования к процедурам оказания государственных услуг в сфересоциальной защиты населения разрабатываются с учетом основополагающихнормативных правовых актов:

  • федеральные законы от 10.12.1995 № 195-ФЗ"Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации", от 02.08.1995 № 122-ФЗ"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов",от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах";
  • постановления ПравительстваРФ от 15.04.1995 № 338 "О развитии сети специальных домов-интернатов дляпрестарелых и инвалидов", от 25.05.1994 № 522 "О мерах пообеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающихпсихическими расстройствами" и т. д.;
  • региональные нормативные акты(например, приказ Департамента труда и социального развития Воронежской областиот 22.06.2010 № 1673/ОД «Об утверждении стандарта качества государственной(бюджетной) услуги "Социальное обслуживание в домах-интернатах дляпрестарелых и инвалидов"»).

Исходя из установленной нормативной правовой базы, вучреждениях социальной защиты в зависимости от их типа используются следующиепоказатели качества и количества оказания государственных (муниципальных)услуг:

  • средний срок ожидания планового помещения вгосучреждении;
  • удельный вес инвалидов,обеспеченных техническими средствами реабилитации, от числа нуждающихся;
  • число мероприятий досуговогохарактера, проведенных в социальных учреждениях;
  • доля клиентов,удовлетворенных условиями и качеством обслуживания (оценка по результатамопросов и (или) анкетирования);
  • количество зарегистрированныхи обоснованных жалоб на действия персонала в расчете на одного клиента;
  • удельный вес предоставленныхобслуживаемым гражданам гарантированных государством социальных услуг кутвержденному перечню социальных услуг;
  • количество нарушенийзаконодательства Российской Федерации, стандартов социального обслуживания,выявленных при проведении проверок контролирующими органами и учреждениями.

Важный нюанс

Основаниями для отказа от оказания государственных услуг являются:

  • личное заявление обслуживаемого (или его законного представителя);
  • истечение срока обслуживания потребителя;
  • выявление медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в соответствии с законодательством.

Особенности финансового обеспечения

Приоценке объема финансового обеспечения выполнения государственных заданийгосударственными бюджетными (автономными) учреждениями берется расчетфактического количества обслуживаемых человек (по списку проживающих) на 1января следующего за отчетным года с учетом реорганизационных мероприятий, атакже изменений мощностей в текущем финансовом году в соответствии с даннымистатистической отчетности, взятыми из следующих форм:

  • № 1-СД "Отчеттерриториальных учреждений социального обслуживания семьи и детей" (утв.приказом Минсоцзащиты России от 30.09.1994 № 184);
  • № 2-УСОН "Сведения олицах, обратившихся в учреждения социального обслуживания семьи и детей"(утв. постановлением Росстата от 27.12.2005 № 108);
  • № 3-собес (сводная)"Сведения о стационарных учреждениях социального обслуживания для гражданпожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей)" (утв. приказом Росстатаот 11.09.2009 № 196);
  • № 4-собес (сводная) "Сведения об учрежденияхсоциальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий"(утв. приказом Росстата от 11.09.2009 № 196);
  • № 5-собес "Сведения осоциальном обслуживании граждан пожи­лого возраста, инвалидов и лиц безопределенного места жительства" (утв. приказом Росстата от 11.09.2009 №196);
  • № 6-собес "Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (утв. приказом Росстата от 11.09.2009 № 196);
  • Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на бюджете субъекта РФ и местных бюджетов, предоставляемый каждым учреждением вышестоящему ведомству.

Следует учесть!

Как правило, нормативные затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги, включают затраты на приобретение чистящих и моющих, дезинфицирующих средств, канцелярских товаров, хозяйственных материалов, запчастей, кормов, посадочного материала, фуража, посуды, книжной продукции, не предназначенной для комплектования библиотечного фонда, прочих материальных запасов.

Отдельно выделяются нормативные затраты на реализацию мер социальной поддержки, которые включают:

  • компенсацию стоимости самостоятельно приобретеннойспецодежды работникам государственных бюджетных (автономных) учрежденийсоциального обслуживания, деятельность которых связана с разъездами;
  • компенсацию расходов наэксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказаниясоциальной помощи на дому;
  • обеспечение дополнительных гарантий по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказаниясоциальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,в возрасте от 18 до 23 лет в соответствии с действующим законодательством.

Размер финансового обеспечения выполнения государственного задания для учреждений соцзащиты определяется с учетом предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Порядок установленияпредельных цен (тарифов) на оказание государственной услуги за плату вбольшинстве субъектов РФ должен устанавливаться с учетом ежемесячной платы запредоставленные социальные услуги в полном размере, но фактически плата непревышает 40% фактических расходов бюджета на социальное обслуживание одногогражданина.

Конкретные региональные аспекты финансовогообеспечения государственных услуг в сфере соцзащиты можно рассмотреть на примеренормативного правового акта Московской области, где распоряжением Министрасоциальной защиты населения от 07.12.2009 № 38-р утвержден отдельный документ —Методика расчета нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)физическим и юридическим лицам государственными бюджетными и автономнымиучреждениями Московской области в сфере социального обслуживания.

Способы информирования граждан

Об услугах в области социальной защиты граждане могут быть проинформированы следующими способами, представленными в табл. 2.

Таблица 2

Информирование граждан об услугах в области соцзащиты

Госуслуги в сфере занятости населения

Исходя из задач, поставленных перед службамизанятости, предлагается выделять следующие показатели количества и качества оказаниягосударственных (муниципальных) услуг:

  • количество граждан,поставленных на учет в службах занятости, или безработных граждан;
  • уровень трудоустройстваграждан от числа граждан, обратившихся в учреждение службы занятости населения;
  • доля граждан, трудоустроенныхна постоянную работу, от числа граждан, трудоустроенных при посредничествецентра занятости;
  • уровень трудоустройствабезработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональнойориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),трудоустройства, профессионального обучения (целевое значение — более 60%);
  • уровень обеспечения занятостибезработных граждан, получивших государственную услугу по психологическойподдержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификациибезработных граждан (целевое значение — более 60%);
  • период временноготрудоустройства потребителей государственной услуги в области содействиязанятости населения (целевое значение — 1 мес.);
  • организация проведенияоплачиваемых общественных работ из числа граждан, зарегистрированных в центрезанятости в целях поиска подходящей работы, как из числа не занятых трудовойдеятельностью, так и занятых трудовой деятельностью;
  • организация временноготрудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет всвободное от учебы время;
  • содействие гражданам впереселении для работы в сельской местности;
  • численность безработныхграждан, зарегистрированных в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателяили крестьянского (фермерского) хозяйства; у количество ярмарок вакансий иучебных рабочих мест.

Следует учесть!

Несмотря на то, что Минздравсоцразвития России в целом рекомендовало субъектам РФ относить службы занятости к казенным учреждениям, существует возможность и потребность в формировании государственных заданий для таких учреждений наряду со сметой. В этом случае государственное задание формируется для выделения и планирования той части деятельности государственного учреждения, которая связана непосредственно с оказанием государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Государственными учреждениями занятости могут быть оказаны достаточно специфичные услуги, например содействие в урегулировании коллективных трудовых споров. Потребителями указанной услуги являются:

  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
  • объединения работодателей (в случае возникновении коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства);
  • работодатели (их представители) (в случае возникновения коллективных трудовых споров);
  • общественные или религиозные организации (объединения);
  • общероссийские профсоюзы (их объединения), их территориальные организации, объединения территориальных организаций (в случае возникновения коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства);
  • работники (их представители).

Предоставление услуги посодействию в урегулировании коллективных трудовых споров осуществляется набесплатной основе. Законодательством установлено, что максимально допустимыесроки предоставления государственной услуги при личном (очном) и письменномобращении получателя государственной услуги не должны превышать 23 дня.

Таким образом, принципиальнымотличием формирования государственных заданий в сфере социальной защиты изанятости населения является то, что для них четче определяются категориипотребителей государственной услуги, поскольку они регламентированызаконодательством Российской Федерации.

Также несложно разработать и показатели объемаоказания государственной услуги, представляемые подобными государственнымиучреждениями в рамках различных отчетностей. При этом существуют трудности сопределением показателей качества оказания государственных услуг, что связанос некой субъективностью потребителей государственных услуг и их отношением кданной сфере как к государственным гарантиям.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль