Государственная регистрация права на недвижимое имущество

1661
 Баланцев Е.В.
Юрисконсульт ФГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г.Ярославль
Момент возникновения права собственности на имущество у публично-правового образования крайне важен для правильного осуществления бухгалтерского учета, т. к. именно с ним связано совершение ряда бухгалтерских операций в отношении имущества. Ключевым условием для возникновения права собственности на недвижимое имущество является его государственная регистрация.

Юридический акт

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество, в т. ч. права собственности, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ).

Свидетельство о государственной регистрации

Факт подтверждения прав на недвижимое имущество закрепляется в свидетельстве о государственной регистрации соответствующего права, в котором фиксируется:

  • конкретный объект недвижимого имущества, на который выдается данное свидетельство, с указанием кадастрового номера, адреса, площади и т. д.;
  • носитель права собственности (конкретное публично-правовое образование);
  • дата внесения записи в Единый государственный реестр прав.

Свидетельство имеет свои уникальные реквизиты: серию, номер, дату выдачи.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество. Зарегистрированное соответствующим государственным органом право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Специализированный орган

Государственная регистрация совершается специализированными органами -Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными подразделениями.

Сроки регистрации

Как правило, государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в месячный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации.

Госпошлина

Государственная регистрация права публичной собственности облагается государственной пошлиной в соответствии с абз. 4 п. 20 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ в размере 100 руб.

Регистрация прав на недвижимое имущество

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, в соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ. Такая регистрация прав, а также ограничений этих прав, их переход и прекращения производится в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат:

  • право собственности;
  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • право пожизненного наследуемого владения;
  • право постоянного пользования;
  • иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Регистрация права публичной собственности

От имени публичного образования, являющегося собственником имущества, действия по государственной регистрации права публичной собственности осуществляет орган, наделенный полномочиями собственника по управлению данным имуществом. Например, от имени Российской Федерации действия по государственной регистрации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, от имени субъектов и муниципальных образований - соответствующие департаменты, комитеты и т. д.

Заметим, что указанный орган вправе делегировать полномочия по регистрации права публичной собственности на недвижимое имущество бюджетному учреждению или предприятию, за которым закреплено данное имущество, а также иным юридическим лицам и гражданам .

Процедура осуществления государственной регистрации права публичной собственности согласно Закону № 122-ФЗ состоит в следующем:

Во-первых, государственный или муниципальный орган, осуществляющий полномочия собственника по управлению государственным или муниципальным имуществом, подает от имени соответствующего публично-правового образования заявление в подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление и пакет документов, необходимых для осуществления государственной регистрации.

Во-вторых, подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в установленный срок (как правило, 1 месяц) осуществляет:

  • экспертизу поданных документов;
  • устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • совершает надписи на правоустанавливающих документах.

После проведения всех мероприятий подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выдает удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.

Следует отметить, что регистрация прав собственности публично-правового образования на земельные участки имеет некоторые особенности.

Так, в соответствии со ст. 30.1 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".

Регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Для бюджетных учреждений наиболее актуальна регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регистрируются юридическими лицами - носителями (субъектами) этих прав.

Например, образовательное учреждение, получившее от собственника учебное здание в оперативное управление, от своего имени регистрирует право оперативного управления на это здание в органе государственной регистрации. В этом случае основанием для государственной регистрации права оперативного управления будет документ, в соответствии с которым юридическое лицо получило право владения имуществом.

Для регистрации права оперативного управления и права хозяйственного ведения необходимо подать заявление в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 № 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" (далее - Постановление № 648) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено (которой земельный участок предоставлен) на основании акта соответствующего уполномоченного органа.

Кроме того, при государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на указанное недвижимое имущество в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, представляется выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, а также права постоянного (бессрочного) пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества.

Регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Государственная регистрация права федеральной собственности возможна одновременно с государственной регистрацией права хозяйственного ведения либо оперативного управления. Кроме того, одновременно с регистрацией права собственности публично-правового образования возможна и регистрация права постоянного бессрочного пользования в случае, если объектом недвижимости является земельный участок.

При этом государственная регистрация указанных вещных прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника этого недвижимого имущества (Постановление № 648).

Момент регистрации права

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Таким образом, моментом возникновения права собственности на недвижимое имущество является дата внесения соответствующей записи.

Эта дата обозначена в свидетельстве о праве собственности (свидетельстве о праве оперативного управления и т. п.), которое выдается собственнику (владельцу) имущества и является документом, подтверждающим право собственности на конкретное недвижимое имущество.

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г.

Напомним, что Закон № 122-ФЗ вступил в силу с 31 января 1998 г.

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона № 122-ФЗ закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. При этом в соответствии со ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, возникших до 31 января 1998 г., по общему правилу проводится по желанию их обладателей.

Пакет документов для регистрации права публичной собственности

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 122 государственная регистрация права публичной собственности, в т. ч. возникшего до 31 января 1998 г., осуществляется по заявлению правообладателя - соответствующего публично-правового образования в лице его уполномоченного органа либо иного лица, действующего от имени и по поручению публично-правового образования.

Кроме того, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

  • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделок;
  • свидетельства о праве на наследство;
  • судебные акты, вступившие в законную силу;
  • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
  • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом № 122-ФЗ и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Форма кадастрового паспорта, действующая с 1 марта 2008 г., утверждена приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".

Результаты государственной регистрации

По результатам рассмотрения и изучения регистрирующим органом предоставленных для государственной регистрации права на недвижимое имущество документов может быть вынесено одно из следующих решений:

  • право может быть зарегистрировано;
  • регистрация права может быть приостановлена;
  • в регистрации права может быть отказано.

При этом основания для отказа в регистрации или в приостановлении регистрации права установлены Законом № 122-ФЗ и расширительному толкованию регистрирующим органом не подлежат.

Приостановление государственной регистрации права

Основаниями для приостановления государственной регистрации права на недвижимое имущество являются:

  • сомнения регистрирующего органа в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений;
  • письменное заявление правообладателя имущества с указанием причины приостановления и срока, на который приостанавливается государственная регистрация;
  • решение суда;
  • наложение ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества.

В случае возникновения у регистрирующего органа сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором только при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

В этом случае государственная регистрация права может быть приостановлена на срок не более одного месяца. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Регистрация прав на недвижимое имущество может быть приостановлена на основании заявления в письменной форме правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности с указанием причины приостановления и срока, на который приостанавливается государственная регистрация.

При этом данный срок не может превышать трех месяцев.

Также государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более одного месяца на основании письменного заявления одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. При этом приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством.

Государственный регистратор обязан в срок не более пяти рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях такого приостановления.

Отказ в государственной регистрации права

Так же, как и приостановление государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отказ или прекращение государственной регистрации может осуществляться регистрирующим органом лишь по основаниям, прямо указанным в Законе № 122-ФЗ. В соответствии со ст. 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации права публичной собственности может быть отказано в случаях, если:

  • право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом № 122-ФЗ;
  • с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
  • документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
  • лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
  • лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
  • правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
  • правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона № 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона № 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества;
  • не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом № 122-ФЗ для государственной регистрации прав;
  • имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде.

Бухгалтеру на заметку

Письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-03-06/1/205

При совершении операций с валютными ценностями курсовые разницы включаются во внереализационные доходы или расходы на дату перехода права собственности, прекращения обязательств и требований или на последнее число текущего периода (в зависимости от того, что произошло раньше).

Письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-03-06/1/208

Если доплаты до оклада сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены локальным нормативным актом, то они включаются в расходы на оплату труда.

Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-04-06-01/74

Оплата организацией сотруднику билета с датой приезда позднее окончания срока командировки облагается НДФЛ (за исключением случаев, когда задержка вызвана производственной необходимостью).

Независимо от времени, проведенного в месте назначения, затраты на покупку билета включаются в расходы по налогу на прибыль, если дата выбытия работника из места командировки совпадает с днем, указанным в билете, а также если задержка выезда произошла с разрешения руководителя, подтверждающего целесообразность произведенных расходов.

Источник: ИА "Клерк.Ру"

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×