Изменения в закон о госзаказе. И вновь продолжается бой…

6297
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В последнее время Закон № 94-ФЗ вызывает бурные дискуссии, его положения не критиковал только ленивый, поскольку цели, ради которых он разрабатывался, по-прежнему остаются недостижимыми. В апреле 2011 г. была предпринята очередная попытка по совершенствованию правил и процедур проведения государственных и муниципальных закупок – принят Закон № 79-ФЗ. Проанализируем, являются ли внесенные изменения кардинальными или носят лишь косметический характер.

В Бюджетном посланииПрезидента РФ Д.А. Медведева от 25.05.2009 "О бюджетной политике в2010—2012 годах" одной из задач, поставленных Федеральному Собранию,являлось повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров иуслуг для государственных нужд. Было поручено усовершенствовать механизмыгосударственных закупок за счет применения современных процедур размещениязаказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методовуправления инвестиционными проектами.

В рамках выполнения этойзадачи отдельными ведомствами, в т. ч. Минэкономразвития России и ФАС России,предлагались новые варианты концепций закона о размещении заказа, которыеактивно обсуждались весной этого года. Однако в результате обсуждения былопринято решение не производить кардинальных изменений, а в очередной раз"отшлифовать" нормы действующего законодательства.

Следствием такого решениястало принятие Федерального закона от 21.04.2011 № 79-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"» (далее —Закон № 79-ФЗ), который вступил в силу 27 апреля 2011 г.

Рассмотримновшества, которые содержатся в данном Законе.

Документация по торгам

Законом № 79-ФЗ былисущественно дополнены нормы о содержании процедурной документации:

  1. Напрямую установленотребование о том, что поставляемый товар должен быть новым, если иное непредусмотрено документацией по торгам. Вероятно, это дополнение связано снедобросовестными действиями отдельных участников размещения заказа, поставляющихпо контракту подержанную технику, транспортные средства и проч., ссылаясь на отсутствиетакого запрета в документации.
  2. Уточнены случаи, когдазаказчик вправе ссылаться в конкурсной документации на торговую марку безуказания эквивалента. Кроме случаев несовместимости с товаром, на которомуказаны другие товарные знаки, теперь это можно делать в случае размещениязаказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам иоборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с техническойдокументацией на указанные машины и оборудование.
  3. Конкретизированы требования кгарантийным обязательствам поставщика. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 22 новойредакции Закона № 94-ФЗ в документации необходимо устанавливать требования:
  • к гарантийному сроку и (или)объему предоставления гарантий ка­чества товара, работы, услуги;
  • к обслуживанию товара;
  • к расходам на эксплуатациютовара;
  • к обучению лиц, осуществляющихиспользование и обслуживание товара;
  • об обязательностиосуществления монтажа и наладки товара.

Перечисленные требования устанавливаются при необходимости. Исключение составляет размещение заказов на поставки машин и оборудования, когда заказчик, уполномоченный орган определяют в конкурсной документации требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, его гарантийному обслуживанию, к расходам на обслуживание в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки, если это предусмотрено технической документацией.

Важный нюанс

В случае поставок новых машин и оборудования, начальная цена контракта на поставки которых составляет 50 млн руб. и более, поставок медицинского оборудования необходимо установить обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной цены контракта.

В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают в конкурсной документации требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и о сроке действия такой гарантии. Ее предоставление осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в конкурсной документации устанавливаются требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и о сроке действия гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром, и срок ее действия должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя.

Контракт

Законом № 79-ФЗ также были дополнены нормы, регламентирующие контрактные отношения.

Следует учесть!

Источниками информации могут быть данные государственной ста- тистической отчетности, офици- альный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производите- лей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициати- ве заказчика, уполномоченного органа, в т. ч. по контракту или гражданско-правовому договору, иные источники информации.

Одним изнововведений является то, что при исполнении контракта по согласованиюзаказчика с поставщиком теперь можно поставлять товар, качество, технические ифункциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению суказанными в контракте. Однако поскольку понятие "улучшенныекачества" является субъективным, это может привести к злоупотреблениюзаказчиками указанной нормой.

Существенным изменением Закона№ 94-ФЗ стало введение ст. 19.1, согласно которой в конкурсной документации,документации об аукционе (в т. ч. в документации об открытом аукционе вэлектронной форме), извещении о проведении запроса котировок теперь необходимоуказывать обоснование начальной цены контракта. Оно должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информациюили расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров,работ, услуг, в т. ч. путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет илииного указания.

Важный нюанс

Статьей 18 Закона № 94-ФЗ установлена возможность не включать в реестр контрактов информацию о физических лицах - поставщиках культурных ценностей, в т. ч. музейных предметов и коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного и прочих фондов. Это исключение обосновано желанием коллекционеров обеспечить конфиденциальность своих личных данных.

Заказчик, уполномоченный органвправе осуществить свои расчеты начальной цены контракта. В этой связи следуетотметить, что на сегодняшний день выделяются следующие способы определенияцены контракта:

  • анализ действующих контрактов;
  • анализ каталогов продукции;
  • анализ статистических обзоров;
  • анализ проводимых торгов;
  • расчет цен по отраслевымнормативным справочникам;
  • анализ тарифногозаконодательства.

Во всех перечисленных случаяхопределяется средневзвешенная величина и применяются корректировки на условияконкретной сделки. При этом Правительство РФ вправе устанавливать порядкиформирования начальных цен контрактов на отдельные виды товаров, работ, услуг,в т. ч. устанавливать закрытый перечень источников информации о таких ценах.

Требования к участникам торгов

Статья 11 Закона № 94-ФЗ была дополнена ч. 2.2, всоответствии с которой Правительство РФ вправе установить единые дополнительныетребования, в т. ч. квалификационные, к участникам размещения заказов,источником финансового обеспечения которых частично или полностью являютсяцелевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета илибюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Кроме того, теперьПравительство РФ вправе определять особенности размещения конкретного заказана поставку товара, выполнение работы, оказание услуги для федеральных нужд инеобходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в т.ч. не связанных с предметом контракта.

Выбор способа размещения заказа

В Законе № 94-ФЗ появилось новое основание проведенияпроцедур закрытых торгов. Теперь их можно проводить в случаях размещениязаказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране следующихценностей (ч. 2 ст. 20 Закона № 94-ФЗ):

  • ценностей Государственногофонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
  • музейных предметов иколлекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая ихкопии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение ипередаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временноепользование физическим и юридическим лицам, в т. ч. в связи с проведением выставок на территории РоссийскойФедерации и за ее пределами.

Следует учесть!

Возможность провести конкурс в соответствии с ч. 6 ст. 28 Зако- на № 94-ФЗ теперь появилась не только при размещении заказов на реставрацию объектов культур- ного наследия (памятников исто- рии и культуры) народов Россий- ской Федерации, но и на работы по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации. При этом работы по реконструкции и ремонту должны включаться в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объек- тов. По общему правилу при раз- мещении заказов на ремонтные работы путем проведения торгов необходимо проводить электрон- ный аукцион.

Расширился и переченьоснований закупки у единственного поставщика. Так, п. 23 ч. 2 ст. 55 Закона №94-ФЗ, указывающий на возможность закупки учреждением культуры услуг ряда лицтворческих профессий, дополнился следующими позициями:

  • услугихудожника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора,художника-бутафора, художника-гримера;
  • работы поизготовлению, поставке декораций, сценических мебели, костюмов (в т. ч.головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмовматериалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий,театральных кукол, необходимых для создания и исполнения произведений.

Также ч.2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ была дополнена пп. 32, 33. В соответствии с данными изменениями размещение заказа у единственногопоставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случаях,если:

  • бюджетное учреждение,являющееся исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских,опытно-конструкторских или технологических работ, привлекает в ходе исполненияконтракта иных лиц для выполнения данных работ (п. 32);
  • выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работосуществляется бюджетным учреждением за счет денежных и иных средств (заисключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), передаваемыхбезвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч.иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международнымиорганизациями, получившими право на предоставление грантов на территории РоссийскойФедерации в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретныхисследований на условиях, предусмотренных грантодателями (п. 33).

Это приведет к большейгибкости в привлечении нужных заказчику исполнителей с необходимойквалификацией и, как следствие, к сокращению сроков выполнения работ иповышению их качества.

Защита прав участников размещения заказов

Срок подачи жалоб на положения конкурсной документации,документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок былограничен датой окончания подачи заявок соответственно на участие в конкурсе,на участие в аукционе, котировочных заявок.

Указанное положение обоснованобольшим количеством жалоб, поступающих в контролирующие органы отзаинтересованных лиц после окончания подачи заявок. В этом случае невозможновыдать заказчику, нарушающему положения законодательства о размещении заказов,предписание о внесении соответствующих изменений в документацию.

Заключение

Хочется верить, что очереднойпакет поправок, внесенных в Закон № 94-ФЗ, обеспечит снижение расходов бюджетаи за счет исключения практики необоснованного завышения цен, и за счетпривлечения большего количества участников размещения заказа, и за счет болеегибкого отношения к поставке предусмотренного контрактом товара.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль