Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства

13321
Как у заказчиков, так и у участников размещения заказа накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения, внесенные в Закон № 94-ФЗ и иные нормативные правовые акты, только добавили путаницы.

Подрядные договоры

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ в ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ, с 1 января 2011 г. бюджетные учреждения больше не выступают государственными (муниципальными) заказчиками, а именуются просто заказчиками и заключают гражданско-правовые договоры. Далее под контрактами понимаются также и гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений.

Государственные (муниципальные) контракты вправе заключать только государственные (муниципальные) заказчики, а именно:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • казенные учреждения;
  • иные получатели средств бюджетов.

Способ размещения заказа

С 2011 г. проведение открытых аукционов в электроннойформе при размещении заказа стало обязательным для заказчиков всех уровнейбюджета, а не только для федеральных заказчиков (ч. 4.2 ст. 10, ч. 40 ст.65 Закона № 94-ФЗ). Это правило касается почти всех случаев размещения заказа встроительной сфере, за исключением предусмотренных ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ.

В случае размещения заказа навыполнение капитального ремонта или реконструкции на сумму до 500 тыс. руб.(например, если предполагается замена двух окон) не следует проводить запроскотировок, а необходимо провести открытый аукцион в электронной форме. Вместе стем размещение заказа на работы по выполнению текущего ремонта может бытьосуществлено путем проведения запроса котировок. Проектные работы по-прежнемумогут быть закуплены путем проведения конкурса.

Особенности заключения контрактов

Контракты должны бытьдвусторонними: "заказчик — генподрядчик", "заказчик —проектировщик", "заказчик — лицо, выполняющее функциизаказчика-застройщика". Практика заключения трехсторонних контрактовпротиворечит п. 5 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 763 ГК РФ и положениям Закона №94-ФЗ. Право привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков не может бытьограничено заказчиком ни в документации о торгах, ни в контракте. Такие попыткиоднозначно пресекаются ФАС России, хотя ни прямо, ни косвенно это непредусмотрено законодательством.

Контракт на выполнениестроительных работ, заключаемый по итогам открытого аукциона в электроннойформе, ничем не отличается от обычного контракта, но заключается в формеэлектронного документа. Как правило, заказчики и подрядчики стремятсядополнительно подписать еще и "бумажный" контракт, что не запрещенозаконом. При этом в текст контракта рекомендуется внести следующее уточнение:

"Настоящий контрактявляется экземпляром контракта, заключенного _ . _ года в форме электронногодокумента и подписанного электронными цифровыми подписями сторонконтракта".

Учитывая объемное техническое задание, которое обычносопро­вождает строительные аукционы, заказчикам иногда в короткие срокиприходится выполнять большой объем работы по подготовке приложений кконтрактам по итогам аукционов. Кстати, по общему правилу повторная экспертизапроектной документации в таких случаях не требуется. На это указано в п. 8Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектнойдокументации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Сложность для заказчика можетсостоять в том, что итоговую версию контракта готовит именно он и в течение 5дней со дня размещения на сайте протокола подведения итогов аукциона передаетпобедителю или иному лицу, с которым заключается контракт. При этом согласноч. 2 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ заказчику необходимо включить в контракт нетолько цену, но и сведения о товаре (товарных знаках и (или) конкретныхпоказателях товара), указанных в заявке победителя или иного лица, с которымзаключается контракт, например сведения о материалах.

Цена контракта

В соответствии с ч. 7.2 ст. 9 Закона 94-ФЗ приразмещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальномуремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) ценагосударственного (муниципального) контракта определяется на весь сроквыполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих летпланируемого периода испол­нения контракта). С учетом требований п. 1 ст. 743ГК РФ цена строительных работ определяется сметой.

Подготовка итоговой сметыстроительства (ремонта) должна осуществляться заказчиком по факту проведенияторгов, и обязанность ее подготовки не может быть возложена на участниковразмещения заказа при подаче заявок или при заключении контракта. Итоговаясмета (в составе проектной документации или в качестве самостоятельной сметы вслучаях, когда подготовка проектной документации не производится) должна бытьпривязана к начальной (максимальной) цене контракта.

Начальную цену контракта Минрегион России неоднократно рекомендовал рассчитывать базисноиндексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости (см., например, письма Минрегиона России от 22.06.2009 № 18981-ИМ/08, от 13.02.2009 № 3782-СМ/08).

Смета строительства (ремонта, реконструкции) должнабыть гото­ва у заказчика до проведения торгов на выполнение работ. До того, как сметная стоимостьстроительства станет начальной ценой контракта в торгах, смета в составепроектной документации должна пройти государственную экспертизу, предусмотреннуюст. 49 Градостроительного кодекса РФ, а также проверку достоверности сметнойстоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427"О порядке проведения проверки достоверности определения сметнойстоимости объектов капитального строительства, строительство которыхфинансируется с привлечением средств федерального бюджета".

Следует учесть!

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.04.2008 № Д05-1378 заказчик не имеет права требовать от участников размещения заказа обоснования снижения стоимости строительства, а также снижать предусмотренный контрактом размер оплаты подрядчику за выполненные работы по причине несоответствия механизмов ценообразования, используемых подрядчиком при формировании цены контракта и предъявляемых к оплате понесенных подрядчиком затрат требованиям, установленным в ведомственных нормативных документах.

По итогам торгов указанная смета одной строкойуменьшается на коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта кцене контракта, предложенной победителем в ходе их проведения. Аналогичныйподход содержится в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от19.08.2009 № 13613-АП/Д05 «О разъяснении отдельных положений Федеральногозакона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд"». В дальнейшем этот коэффициент используется в акте о приемкевыполненных работ (форма № КС-2), справке о стоимости выполненных работ изатрат (форма № КС-3) и других необходимых документах.

В случае заключения контракта с лицом, применяющимупрощенную систему налогообложения, корректировка цены контракта производитьсяне должна. Заказчику следует приложить усилия к тому, чтобы подписать с такимпобедителем торгов соглашение об уменьшении цены контракта на сумму НДС. Есликонтрагент заказчика не согласен на уменьшение цены контракта, то последний невправе уменьшить ее по собственному желанию. На это указано в письмахМинэкономразвития России от 15.10.2008 № Д05-4431, от 07.08.2008 № Д05-3198, от27.06.2008 № Д05-2575.

В случае, когда подрядныйконтракт заключается на два и более года, оплата выполненных работ по каждомугоду не может превышать выделенных лимитов, поэтому Минфин России (например, вписьме от 26.10.2008 № 02-03-0/3290) рекомендует указывать в контракте предельныеобъемы финансового обеспечения по каждому году строительства (ремонта).

Увеличение цены контрактавозможно в очень редких случаях по решению органа власти на основании ч. 6.2 и6.3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, если контракт заключен на три и более года и ценаконтракта превышает следующий максимальный порог:

  • 10 млрд руб. — при размещениизаказа для федеральных нужд;
  • 1 млрд руб. — при размещениязаказа для нужд субъектов РФ;
  • 0,5 млрд руб. — при размещениизаказа для муниципальных нужд.

Изменение цены контракта в сторону увеличения по общему правилу невозможно (ч. 5 ст. 9 , ч. 7.2 ст. 9, ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, ст. 7.32 КоАП РФ). При этом уменьшение цены контракта по соглашению сторон без изменения объема работ возможно в любой момент согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

В случае уменьшения ранеедоведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможностиисполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих иззаключенных им контрактов и иных договоров, казенное учреждение согласно п. 6ст. 161 БК РФ должно обеспечить согласование новых условий по цене и количествутоваров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещениизаказов для государственных и муниципальных нужд.

Условия аванса

Установление аванса неявляется обязанностью заказчика. Заказчик вправе предусмотреть в проектеконтракта выплату аванса либо отказаться от него, указав, что оплата работосуществляется по факту их выполнения после подписания актов по форме № КС-2 ипредоставления справок по форме № КС-3.

Предельные размеры авансовежегодно устанавливаются на каждом уровне бюджетной системы и обычно непревышают 30%. На это указано, в частности, в п. 8 постановления ПравительстваРФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона "Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"».

Ответственность за невыполнение контракта

В случае просрочки исполнениязаказчиком обязательств по оплате выполненных работ подрядчик вправепотребовать уплату неустойки.

Следует учесть!

Ранее суды придерживались позиции (она отражена, например, в ныне исключенном п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 № 9 “Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость”), согласно которой неустойку следовало начислять на сумму обязательства за вычетом НДС. Сегодня наметилась иная тенденция. Так, в определении ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-5451/09 по делу № А50-6981/2008-Г-10 указано, что, исключая НДС из суммы задолженности, на которую начислены проценты, суды необоснованно исходили из того, что обязанность покупателя по уплате включенной в цену услуг суммы НДС является публично-правовой обязанностью и к ней в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ не подлежат применению положения ст. 395 ГК РФ.

Такая неустойка начисляется за каждый день просрочкиисполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня,следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполненияобязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплатынеустойки ставки рефинансирования Банка России.

В соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказчикосвобождается от уплаты неустой­ки, если докажет, что просрочка исполненияуказанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по винеподрядчика.

В Законе № 94-ФЗ неопределено, из какой суммы должна быть рассчитана неустойка. Представляется,что расчет может осуществляться, исходя из всей стоимости контракта либоисходя из стоимости обязательства, исполнение которого просрочено. Понятно,что от этого будет сильно зависеть размер начисленной неустойки. Указанныйвопрос должен быть четко сформулирован в проекте контракта, прикладываемом кдокументации о торгах или запросу котировок.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль