Момент принятия к учету администрируемых доходов

4128
В условиях дефицита бюджетов особое внимание всех органов исполнительной власти уделяется эффективности сборов администрируемых ими доходов. При этом отражение в учете поступающих в бюджет доходов вызывает немало вопросов у бухгалтеров бюджетных учреждений. Наиболее актуальным является определение момента принятия к учету администрируемых доходов.

В 2009 г. в Инструкцию № 148н вновь вносились изменения и дополнения. Так, п. 149 Инструкции был изложен в редакции, утвержденной приказом Минфина от 03.07.2009 № 69н (далее - Приказ № 69н).

Напомним, в п. 149 дано указание на момент принятия к учету расчетов по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета (администратором источников финансирования дефицита бюджета). В редакции приказа № 69н на счете 0 205 00 XXX "Расчеты по доходам" подлежат учету расчеты по суммам поступлений в бюджет, начисленным администратором доходов бюджета в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступлений по приносящей доход деятельности.

Однако момент возникновения требований к плательщикам не может быть единственным критерием для начисления администраторами доходов бюджета соответствующих поступлений в бюджет, поскольку основанием для начисления данных поступлений в доходную часть бюджета будет являться вступивший в законную силу правовой акт. Именно вступление в законную силу соответствующего правового акта является важным условием для отражения в бюджетном учете операций по начислению поступлений.

Например, для организаций коммерческого сектора экономики приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н утверждено отдельное Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99. Согласно этому ПБУ в целях бухгалтерского учета доходом признается выручка при соблюдении нескольких условий, а именно:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; данная уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Следовательно, даже в бухгалтерском учете коммерческих организаций для признания выручки доходом установлено несколько условий. В свою очередь, бюджетный учет не менее многогранен, и не только в части предпринимательской деятельности, но и при осуществлении полномочий администратора доходов бюджета.

Поэтому для правильного ведения бюджетного учета администрируемых доходов следует более тщательно исследовать суть доходов бюджета и основания для их возникновения.

Понятие и виды доходов бюджета

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Иных определений понятия доходов бюджета в БК РФ и иных нормативных актах не содержится.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов могут быть трех видов: налоговыми, неналоговыми, а также безвозмездными поступлениями.

Согласно п. 2 ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Безвозмездными поступлениями согласно п. 4 ст. 41 БК РФ являются:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Согласно п. 5 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений п. 3 ст. 41 БК РФ, т. е. на них распространяется режим неналоговых доходов бюджета.

Полномочия администраторов доходов бюджета

Участниками бюджетного процесса, уполномоченными осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в соответствии со ст. 160.1 БК РФ являются главные администраторы (администраторы) доходов бюджета.

Кроме того, в полномочия администраторов доходов входит:

  • осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
  • принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • формирование и представление в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • осуществление иных бюджетных полномочий, установленных БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Требование по администрированию поступающих в бюджет денежных средств корреспондирует и с положениями ст. 218 БК РФ, согласно которой исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином России.

Отметим, что процедуры исполнения бюджета по доходам, изложенные в ст. 218 БК РФ, соответствуют полномочиям главного администратора (администратора) доходов бюджета, указанным в ст. 160.1 БК РФ.

В соответствии со ст. 6 БК РФ единый счет бюджета - это счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Администраторы доходов бюджета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету уполномочены производить начисление доходов. Как правило, начисление доходов производится до того момента, как они будут зачислены на единый счет бюджета, но не позднее поступления денежных средств на счет бюджета. Основанием для начисления доходов являются факт совершения хозяйственной операции и документ, фиксирующий такую операцию.

Условия начисления доходов

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом, конституционно определено, что граждане и юридические лица обязаны платить в доход бюджета только такие налоги и сборы, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, при формировании доходов бюджета могут учитываться только такие поступления, которые установлены законно или документы об уплате которых вступили в законную силу. Это принципиальное условие!

Как отмечалось выше, формирование доходной части бюджета состоит из налоговых и неналоговых доходов. В свою очередь, обязанность граждан и юридических лиц по уплате налогов регулируется Налоговым Кодексом РФ (далее -НК РФ), а обязанность по уплате неналоговых доходов вытекает из норм Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), БК РФ, Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) и т. п.

Каждый кодекс устанавливает свои нормы по исполнению обязанностей по уплате в бюджет различных налогов, сборов и платежей. Вид доходов бюджета, а также положения соответствующего нормативного акта определяют момент вступления в силу документов о требовании их уплаты.

Условия начисления налоговых доходов

В части 1 ст. 3 НК РФ повторяет закрепленный в ст. 57 Конституции РФ принцип: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

Если отсутствует хотя бы один из указанных элементов, налог не считается установленным. Ст. 44 НК РФ определяет моментом возникновения у граждан и юридических лиц обязанности по уплате конкретного налога и сбора момент возникновения предусмотренных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Иными словами:

  • лицо должно быть признано в соответствии с нормами ч. 2 НК РФ налогоплательщиком по конкретному налогу;
  • у данного лица возник объект налогообложения;
  • возникший у налогоплательщика объект налогообложения материален, т. е. налоговая база исчислима;
  • наступил налоговый период;
  • наступили сроки уплаты налога за конкретный налоговый период.

Именно наступление срока уплаты налога и будет являться тем моментом, начиная с которого сумму налога, уплачиваемого налогоплательщиком, следует учитывать как налоговый доход бюджета. При этом возникшая у гражданина или юридического лица обязанность по уплате налога, равно как и сумма платежа, не зависит от его воли или от решений государственных органов, а вытекает из факта наличия предусмотренных НК РФ оснований для уплаты налога.

Условия начисления неналоговых доходов

Определение момента признания администрируемых доходов наиболее актуально именно для администраторов доходов бюджета, осуществляющих администрирование неналоговых доходов бюджетов. Это связано с тем, что момент возникновения претензий к плательщикам установить достаточно сложно из-за многоэтапности административных процедур. Так, одним из документов, на основании которого происходит пополнение доходной части бюджета, является постановление о наложении административного наказания. Согласно нормам, закрепленным в КоАП РФ, постановление вступает в законную силу не сразу, а по истечении 10 суток. В течение этого времени лицо, привлеченное к административной ответственности, принимает решение о добровольной уплате административного штрафа или об обжаловании постановления в судебном порядке в случае несогласия с его вынесением.

Неналоговые поступления от граждан или юридических лиц в бюджет возникают из добровольно принятых обязательств в рамках заключенных с государством или муниципальным образованием договоров и соглашений или вытекают из нарушений норм действующего законодательства.

Напомним, что договорные обязательства регламентируются нормами гражданского законодательства. Так, договором в соответствии с ч. 1 ст. 420 ГК РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Например, государственный университет оказывает организации на возмездной основе образовательные услуги по обучению ее сотрудников основам бухгалтерского учета. Соглашение между университетом и организацией касается в том числе размера платы за услуги, порядка и сроков ее внесения. При этом обязанность оплаты услуг, оказанных по договору, возникает у контрагента при соблюдении следующих условий:

  • услуга оказана и принята заказчиком.
  • наступил срок уплаты, предусмотренный договором.

В данном случае, как и при учете налоговых доходов, следует учитывать поступления как доход бюджета в момент наступления срока уплаты.

В свою очередь, обязанность по внесению в бюджет средств, получаемых от применения мер административной, уголовной и иной ответственности, возникает в связи с нарушением гражданином или юридическим лицом норм действующего законодательства.

Документально нарушение законодательства фиксируется в специальном документе - постановлении, приговоре и т. п., который выносит уполномоченный орган. Такой документ содержит констатацию нарушения норм законодательства как основание наложения санкции, размер санкции, порядок и сроки внесения платежа. При этом лицо, признанное правонарушителем, может обжаловать постановление (приговор и т. п.) в административном либо в судебном порядке в течение установленного законом срока. В этом случае суд или вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо вправе оставить вынесенный документ в силе, изменить его, уменьшив либо увеличив размер санкции, или отменить.

Следовательно, обязанность правонарушителя, основанная на исполнении административной, уголовной и иной ответственности по уплате штрафов и других платежей в бюджет возникает не в момент вынесения уполномоченным органом соответствующего документа, а в момент вступления его в законную силу. Другими словами, обязанность гражданина или юридического лица по перечислению в доход бюджета денежных средств наступает только в следующих случаях:

  • по окончании срока для обжалования (если документ не был обжалован правонарушителем);.
  • с момента вынесения (вступления в законную силу) акта вышестоящего должностного органа, должностного лица или суда..

А значит, неналоговые доходы в виде штрафов и других платежей, перечисляемые на единый счет бюджета, следует учитывать как доход бюджета с момента вступления в законную силу административного либо судебного акта, устанавливающего основание и размер штрафной санкции.

Если внесение в бюджет налоговых либо неналоговых платежей является реализацией предусмотренной законодательством обязанности гражданина либо юридического лица, то доходам бюджета в виде безвозмездных поступлений не корреспондирует никакая обязанность лица, вносящего эти средства.

Например, перечисление пожертвований граждан или юридически лиц - это полностью добровольный акт, не вытекающий ни из договоров, ни из нарушения законодательства, ни из иных обстоятельств, предусмотренных законом. Соответственно, у жертвователей нет обязанности перечислять пожертвования в бюджет. Это значит, что говорить о пожертвованиях как о доходе бюджета допустимо только с момента фактического перечисления платежа. С этого же момента можно говорить и о размере дохода бюджета.

Заключение

Из сказанного следует, что каждому администратору доходов бюджета необходимо проанализировать условия возникновения законных оснований админи-стрируемых им доходов соответствующего бюджета.

Основными условиями для начисления доходов бюджета в целях бюджетного учета являются:

  • законность установленных налогов и сборов либо вступление в законную силу документов, являющихся основанием для перечисления в бюджет штрафов и иных сумм;
  • наделение администратора доходов бюджета соответствующими полномочиями по администрированию доходов бюджета;
  • возможность определения суммы доходов.

На основании полученных данных администратору доходов бюджета следует предусмотреть в своей учетной политике или ином локальном акте порядок и условия начисления администрируемых доходов. О том, какие должны быть условия в отношении каждого вида доходов бюджета, мы расскажем в следующих номерах.

Это интересно

Минфин России в своем письме № 03-04-05/8-36 от 09.02.2010 уточнил порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛродителям, лишенным родительских прав. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет по НДФЛ в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. Если у ребенка имеются оба родителя, включая лишенных родительских прав, налоговый вычет в однократном размере предоставляется каждому из родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Также предусмотрена ситуация, при которой один из родителей может воспользоваться удвоенным стандартным налоговым вычетом, если родитель, лишенный родительских прав, на содержании которого находится ребенок, откажется от получения налогового вычета в его пользу.

В свою очередь, законопроект № 329015-5 "О внесении изменения в статью 218 Налогового кодекса РФ" предлагает прямо предусмотреть право на получение налогового вычета в двойном размере одним из родителей в случае, если другой родитель не работает и не имеет иных доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, на основании соответствующего заявления неработающего родителя.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль