Права бюджетных учреждений на результаты интеллектуальной деятельности

2298
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Многие бюджетные учреждения в своей деятельности используют или создают объекты интеллектуальной собственности (произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, кино-, теле- и видеофильмы и другие кино- и телепроизведения и т. д.). Порядок отнесения расходов на приобретение (создание) данных объектов на соответствующие коды КОСГУ, а также порядок их бюджетного учета зависит от того, какими правами на объект обладает учреждение - исключительными или неисключительными. Чтобы правильно запланировать расходы на объекты интеллектуальной собственности, подробно рассмотрим основания, по которым у бюджетного учреждения могут возникнуть права на эти объекты.

Классификация объектов интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС) принято классифицировать следующим образом:

  • объекты авторского права (произведения литературы, науки и искусства, включая программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения) и примыкающие к ним объекты смежных прав (базы данных, исполнения, фонограммы и сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач);
  • промышленная собственность, которая, в свою очередь, подразделяется на объекты патентных прав (изобретения, полезные модели и промышленные образцы) и средства индивидуализации (фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товара, товарные знаки (знаки обслуживания));
  • нетрадиционные объекты (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), коммерческая тайна).

Следует учесть!

В соответствии с п. 24 Инструкции № 148н ОИС учитываются в составе нематериальных активов на счете 010201000 при соблюдении следующих условий:

  • наличиенадлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
  • использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционногоцикла,если он превышает 12 месяцев

На перечисленные выше ОИС в соответствии со ст. 1226 ГК РФ признаются интеллектуальные права, включающие в себя исключительное (имущественное) право, личные неимущественные (например, право авторства) и иные права, осуществляемые правообладателями, к которым в первую очередь относятся граждане и юридические лица, включая и бюджетные учреждения (см., например, письмо Рособразованияот03.12.2009№ 20-1834 "О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности"). Право авторства может возникнуть только у физического лица, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Указанное право является неотчуждаемым, непередаваемым и охраняется бессрочно. Отказ от права авторства ничтожен (ст. 1228 ГК РФ).

Наравне с другими участниками гражданского оборота в отношениях по реализации прав на ОИС участвуют государство и муниципальные образования (см., например, постановление Правительства РФ от 22.04.2009 № 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности"). При этом они могут делегировать свои правомочия посредством передачи интеллектуальных прав в оперативное управление государственным и муниципальным учреждениям.

Основания возникновения интеллектуальных прав

Права на ОИС могут возникнуть у бюджетного учреждения по следующим основаниям:

1. Создание ОИС работниками учреждения в рамках возложенных на них служебных обязанностей. При этом право авторства сохраняется за работником, а исключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности — за учреждением.

Автор имеет право на получение вознаграждения, размер и порядок выплаты которого устанавливаются специальным соглашением, заключаемым с работодателем (например, ст. 1295 и 1370 ГК РФ).

2. Создание ОИС по договору авторского заказа. Изначально исключительное право на результаты работы принадлежит автору — физическому лицу, а учреждению в собственность передается только материальный носитель с результатом интеллектуальной деятельности. Однако договором может быть специально предусмотрена передача исклю¦ чительного права на объект заказчику (см., например, ст. 1288 ГК РФ).

3. Создание ОИС в рамках государственного или муниципального контракта. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием результата интеллектуальной собственности по указанному М основанию, осуществляется не только ГК РФ, но и Законом № 94-ФЗ (например, ст. 31.1), а также БК РФ.

При реализации договора государственного или муниципального заказа следует учитывать следующие нюансы. Во-первых, такой договор (контракт) заключается в результате проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и т. п. Во-вторых, исключительные права по государственному контракту распределяются в порядке, аналогичном порядку, установленному договором авторского заказа. В-третьих, государственным (муниципальным) заказчиком по договору от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований выступают органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов разного уровня.

4. Создание ОИС в рамках договоров подряда или научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

5. Безвозмездное получение интеллектуальных прав от учредителя или от иных хозяйствующих субъектов.

6. Приобретение исключительного права по договору отчуждения (в том числе в рамках разрешенной учреждению приносящей доход деятельности). При этом по договору отчуждения (ранее — договор уступки) права на ОИС передаются приобретателю в полном объеме.

7. Приобретение права по лицензионному договору. В отличие от договора отчуждения, по которому передается исключительное право, по лицензионному договору передается лишь право использования ОИС в предусмотренных договором пределах.

В случаях, когда в соответствии с ГК РФ результат интеллектуальной деятельности подлежит государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат по договору, предоставление права использования такого результата по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат без договора также подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 1232 ГК РФ).

Приведенный выше перечень оснований возникновения у учреждения интеллектуальных прав не является закрытым. К иным основаниям возникновения прав на ОИС могут быть, например, отнесены переход прав в результате реорганизации учреждения.

Сроки действия интеллектуальных прав

Сроки действия интеллектуальных прав представлены в таблице.

Права бюджетных учреждений на результаты интеллектуальной деятельности

Выплата авторского вознаграждения за служебное произведение (изобретение)

Одной из важнейших обязанностей учреждения является выплата вознаграждения за создание работником этого учреждения ОИС в рамках служебных обязанностей. Такая обязанность, в частности, предусмотрена в ст. 1295 (служебное произведение), 1370 (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец) и иных статьях ГК РФ.

Следует учесть!

Учреждение обязано также выплатить лицам (в том числе не работающим в учреждении), содействовавшим созданию и использованию ОИС, вознаграждение независимо от других видов выплат. Для изобретений такое минимальное вознаграждение составляет не менее 30% прибыли (соответствующей части дохода), получаемой предприятием от использования изобретения, а за изобретение, полезный эффект от которого не выражается в прибыли или доходе, -в размере не менее 4% от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение, и выплачивается в течение трех лет с даты начала использования изобретения.

По общему правилу размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. Однако в ряде случаев ГК РФ для авторов установлены дополнительные гарантии.

Так, за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы Правительством РФ могут устанавливаться минимальные ставки вознаграждения (п. 4 ст. 1370 ГК РФ). Поскольку на сегодняшний день такие ставки не установлены, применяются положения п. 1, 3 и 5 ст. 32, ст. 33 и 34 Закона СССР от 31.05.1991 № 2213-1 "Об изобретениях в СССР", п. 3 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22 и ст. 23 Закона СССР от 10.07.1991 № 2328-1 "О промышленных образцах" о льготах и материальном стимулировании (ст. 12 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В частности, автору изобретения выплачивается минимальное вознаграждение в размере 15% прибыли или соответствующей части дохода, если полезный эффект не выражается в прибыли (доходе) — 2% от доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение, а также 20% выручки от продажи лицензии. Кроме того, работодатель выплачивает поощрительное вознаграждение автору изобретения в месячный срок с даты получения им патента. Это вознаграждение не учитывается при последующих выплатах. Размер поощрительного вознаграждения за изобретение (независимо от количества соавторов) должен быть не менее среднего месячного заработка работника учреждения.

Автору промышленного образца выплачивается минимальное вознаграждение в размере пятикратного размера заработной платы и не менее 20% выручки от wпродажи лицензии. Вознаграждение выплачивается не позднее трех месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось изобретение (промышленный образец), и не позднее трех месяцев после поступления выручки от продажи лицензии.

Обязанность по выплате вознаграждения лежит не только на работодателе, но и его правопреемнике.

За несвоевременную выплату вознаграждения по вине патентообладателя последний уплачивает автору за каждый день просрочки пеню в размере 0,04% суммы, причитающейся к выплате (ст. 33 Закона СССР "Об изобретениях в СССР").

В случае выплаты авторского вознаграждения у учреждения возникает обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ авторское вознаграждение является доходом автора и облагается НДФЛ в порядке, установленном гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являясь налоговыми агентами, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога (ст. 226 НК РФ).

При исчислении НДФЛ следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ автор имеет право на стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, а также на профессиональный налоговый вычет, установленный п. 3 ст. 221 НК РФ, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если такие расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в размерах, установленных п. 3 ст. 221 НК РФ.

Порядок уплаты страховых взносов устанавливается Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон № 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по таким договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, установленных п. 7 ст. 8 указанного Закона № 212-ФЗ .

Бухгалтеру на заметку

Расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение (далее - ПО) и справочно-информационные базы данных должны включаться в состав текущих расходов. К объектам НМА такое ПО не относится.

В соответствии с Указаниями № 150н услуги и работы в области информационных технологий, в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на ПО и справочно-информационные базы данных, подлежат оплате по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Аналогичные положения содержатся в Методических рекомендациях по применению КОСГУ. Следовательно, ПО не относится к объектам нефинансовых активов, а расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на него должны включаться в состав текущих расходов.

В случае передачи учреждением ПО в другое бюджетное учреждение происходит передача не имущества, а фактических расходов, отраженных на счете 040101226 "Расходы на прочие работы, услуги". Порядок отражения в бюджетном учете программных продуктов, полученных в централизованном порядке, разъяснен в письме Федерального казначейства от 25.10.2007 № 42-7.1-15/8.1-380.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль