Основные направления совершенствования правового положения бюджетных учреждений в 2011-2012 гг.

5538
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
8 мая Президентом России Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон № 83-ФЗ, основной целью которого является создание правового поля для повышения качества и эффективности государственных (муниципальных) услуг, оказываемых населению Российской Федерации государственными (муниципальными) учреждениями. Поправками в ГК РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений - казенные, бюджетные и автономные. Особенно много вопросов возникает о правовом положении "новых" бюджетных учреждений, которые, сохранив название, приобретают новые права и ответственность за принятые ими обязательства. На что в переходный период, установленный с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г., следует обратить внимание руководителям, работникам финансовых служб бюджетных учреждений при принятии и реализации управленческих решений, рассмотрим в данной статье.

Перед принятием Закона

Разработка Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее — Закон № 83-ФЗ) проходила в условиях активного обсуждения его положений в прессе, по телевидению, на встречах в самых разных аудиториях. Параллельно с обсуждением проекта Закона № 83-ФЗ в Парламенте в конце 2009 г. и в начале 2010 г. проводились встречи с представителями финансовых органов субъектов РФ, в феврале 2010 г. основные положения проекта Закона были обсуждены Минфином России со всеми федеральными органами государственной власти.

Оценивая возможные социально-экономические последствия принятия Закона № 83-ФЗ, Правительство РФ неоднократно встречалось с представителями Федерации Независимых Профсоюзов России, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В результате этих встреч в принятых поправках учтен ряд существенных замечаний и предложений, высказанных представителями всех заинтересованных сторон.

Для того чтобы разобраться, какие изменения ожидают в ближайшем будущем бюджетные учреждения и на каких этапах должны быть осуществлены те или иные мероприятия, рассмотрим отдельные положения Закона № 83-ФЗ более подробно.

Что нужно знать о "новых" бюджетных учреждениях

В соответствии с Законом № 83-ФЗ особенности правового положения бюджетных учреждений будут регулироваться не ст. 161 БК РФ, а Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон № 7-ФЗ).

Так, согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, соответственно, органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно Закону № 83-ФЗ бюджетные учреждения уже не являются участниками бюджетного процесса. Доходы бюджетных учреждений от платных услуг и от использования закрепленного за ними имущества перестают быть доходами бюджета.

Следует учесть!

Переход на такой принцип расчета субсидии произойдет не сразу. В 2011 г. первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением в соответствии с п. 8 ст. 31 Закона № 83-ФЗ будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований на содержание данного бюджетного учреждения в 2010 г., с возможным увеличением в 2011 г. на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы.

Важнейшей новацией Закона № 83-ФЗ является изменение принципа финансового обеспечения бюджетных учреждений —если раньше оно осуществлялось на основе бюджетной сметы (т. е. фактических расходов учреждения без прямой связи с эффективностью его деятельности), то теперь средства из бюджета бюджетным учреждениям будут предоставляться в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания. Тем самым размер субсидии бюджетному учреждению будет напрямую зависеть от уровня (качества и количества) оказываемых им услуг (выполняемых работ) — чем эффективнее деятельность учреждения, тем оно должно быть богаче.

В соответствии с дополнениями, внесенными в Закон № 7-ФЗ (ст. 9.2), можно выделить еще несколько основных моментов осуществления бюджетными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности в новом статусе, а именно:

  • учреждения вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания и только в случаях, установленных федеральными законами, в рамках этого задания;
  • уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения самого государственного задания;
  • учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а совершать сделки с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, Закон № 83-ФЗ ввел для бюджетных учреждений понятие "крупной сделки". Так, согласно новой редакции ст. 9.2 (п. 13) Закона № 7-ФЗ крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения. При этом стоимость активов определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом бюджетного учреждения размер крупной сделки может быть уменьшен.

Напомним, что самостоятельно бюджетное учреждение может распоряжаться только тем имуществом, которое не отнесено учредителем к особо ценному движимому имуществу.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Рассматриваемым Законом внесены дополнения в ГК РФ (ст. 665), Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (ст. 1), согласно которым для бюджетных учреждений впервые устанавливается возможность заключать договор финансового лизинга. Но при этом вводятся определенные ограничения: платежи не могут осуществляться в натуральной форме и устанавливается особый порядок взыскания задолженности по неуплаченным вовремя лизинговым платежам.

Также Законом № 83-ФЗ уточнены положения ст. 69.1 и 79 БК РФ и установлены нормы, касающиеся порядка предоставления бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений.

Поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ

При рассмотрении проекта Закона № 83-ФЗ бурные обсуждения вызвали изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон № 94-ФЗ). У многих возникли опасения, как бы эти изменения не ухудшили нынешнее положение дел.

Вместе с тем, при детальном рассмотрении становится очевидным, что все поправки, внесенные Законом № 83-ФЗ, практически не меняют действующий порядок осуществления закупок, а только распространяют его действие на бюджетные учреждения в их новом статусе.

Например, к ранее установленному ст. 4 Закона № 94-ФЗ понятию "государственный (муниципальный) заказчик" добавился новый участник правоотношений, на которого распространяются все требования указанного закона, — бюджетное учреждение. "Новые" бюджетные учреждения также будут обязаны при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения соблюдать процедуры, установленные Законом № 94-ФЗ, и нести ответственность за их нарушение. Соответствующие поправки об ответственности руководителей и других должностных лиц бюджетных учреждений внесены также в КоАП РФ.

Сроки вступления в силу Закона № 83-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 83-ФЗ его основные положения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. С 1 января 2011 г. и до 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период. В связи с этим чрезвычайно важными являются положения ч. 15 и 16 указанной статьи.

Часть 15 ст. 33 Закона № 83-ФЗ устанавливает право федерального органа исполнительной власти — главного распорядителя средств федерального бюджета (ГРБС) принять в переходный период решение о предоставлении субсидий из федерального бюджета в соответствии с ф п. 1 ст. 781 БК РФ бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу.

Только в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения ГРБС может представить в установленном порядке в территориальный орган Федерального казначейства соответствующие изменения в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Частью 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ аналогичные нормы устанавливаются и для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений. Только принятие таких решений должно оформляться законом субъекта РФ и нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления.

Указанными актами должны быть определены форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 781 БК РФ или на основании бюджетной сметы), а также и дата (не позднее 1 января 2012 г.), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных, соответственно, казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Подводя итог, подчеркнем, что перевод конкретных федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания путем предоставления им субсидий из бюджета зависит от решения учредителя, которое должно быть принято начиная с 1 января 2011 г. до завершения переходного периода (за исключением тех федеральных бюджетных учреждений, которые становятся казенными в силу ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

В отношении бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений такое решение принимается законом субъекта РФ и муниципальным нормативным правовым актом.

Отдельные сроки, содержащие поручения соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления приведены в приложениях 1 и 2.

Основные направления совершенствования правового положения бюджетных учреждений в 2011-2012 гг.Основные направления совершенствования правового положения бюджетных учреждений в 2011-2012 гг.

Бухгалтеру на заметку

В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 05.03.2010 № 296-р, разработаны проекты следующих документов:
- проект постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений";
- проект постановления Правительства РФ "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения";

- проект постановления Правительства РФ "О Порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, порядке финансового обеспечения их осуществления, а также утверждения перечня указанных публичных обязательств";
- проект постановления Правительства РФ "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества".

С текстами документов можно ознакомиться на сайте Минфина России http://www.minfin.ru/ru/



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль