Учетная политика учреждения: правила игры

13988
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Реформа учреждений сектора госуправления затронет один из основных документов бухгалтера – учетную политику. Этот документ определяет порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, принимается единожды и может быть изменен только в специальном порядке. Разрабатывая учетную политику – своего рода правила игры, – бухгалтер должен видеть перспективу, в каком направлении движется его учреждение и как сформировать эффективный и грамотный локальный финансовый инструмент.

Закажите демодоступ к системе "Госфинансы" прямо сейчас и ознакомьтесь с пошаговыми инструкциями по формированию учетной политики бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Общие положения и нормативное регулирование учетной политики учреждения

Учетная политика является составным элементом системы стандартов, регламентирующих ведение учреждением бухгалтерского учета.

Федеральным учетным стандартом с 2011 г. является Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкция по ведению учета для соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения (казенного, бюджетного, автономного), иные законодательные акты федерального уровня. Субъектами РФ, муниципальными образованиями, а также различными министерствами и ведомствами могут вырабатываться учетные стандарты соответствующего уровня.

С целью обеспечения ведения бухгалтерского учета учреждение должно принять необходимые решения по вопросам, не оговоренным в Инструкции № 157н, иных нормативных документах, регламентирующих порядок ведения учета, учетных стандартах, утвержденных вышестоящими органами. Такие решения образуют локальный стандарт учета и реализуются в виде учетной политики учреждения.

ГЛАВНОЕ

В учетной политике учреждения отражается:

1 рабочий план счетов;

2 методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

3 порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

4 правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;

5 формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, не установленные законодательством РФ;

6 порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;

7 иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Что не следует включать в учетную политику

Учетная политика учреждения не должна выходить за рамки национальных стандартов. При ее формировании бухгалтеру необходимо соблюдать следующие правила.

1. Недопустимо устанавливать в учетной политике учреждения положения, противоречащие требованиям действующих учетных стандартов, законодательства РФ.

2. Требования, определенные в федеральных учетных стандартах обязательны для исполнения, даже если они кажутся неудобными. Недопустимо отменять такие требования учетной политикой.

Пример

В п. 213 и п. 216 Инструкции № 157н предусмотрено только два случая выдачи денежных средств подотчетному лицу:

  • на основании заявления - в счет предстоящих расходов;
  • на основании Авансового отчета, в случае перерасхода ранее выданных средств.

Недопустимо в рамках учетной политики устанавливать способ расчета с подотчетными лицами, при котором сотрудник сначала производит расходы за счет личных средств, а затем получает от учреждения возмещение.

3. Не рекомендуется фиксировать в учетной политике фамилии сотрудников, отвечающих за отдельные учетные операции, поскольку кадровый состав в течение года может меняться. Такие назначения осуществляются посредством отдельных распоряжений руководителя учреждения.

4. Не следует отражать в учетной политике числовые показатели, касающиеся расходования материальных запасов (нормы, сроки эксплуатации, даты перехода на зимнюю и летнюю нормы расхода топлива и т. п.). Такие показатели могут изменяться, поэтому более разумно утверждать их распоряжениями руководителя, и ссылку на это зафиксировать в учетной политике.

5. Не следует переписывать в учетную политику учреждения положения Инструкции по ведению Единого плана счетов. Для решения текущих вопросов учета такие действия бессмысленны и могут свидетельствовать о формальном подходе к формированию учетной политики.

Структура учетной политики

Выше упоминалось, что должно быть отражено в учетной политике учреждения в обязательном порядке. Рассмотрим данную структуру более подробно.

Рабочий план счетов

Согласно положениям п. 21 Инструкции № 157н на основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению, учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Структура аналитического кода в номере счета рабочего плана счетов:

1-17 разряды - код бюджетной классификации Российской Федерации;

18 разряд - код вида финансового обеспечения (деятельности):

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета;2 - приносящая доход деятельность;3 - средства во временном распоряжении;

19-23 разряд - синтетический код счета Единого плана счетов;

24-26 разряды - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. В 24-26 разрядах счета отражаются коды КОСГУ

При формировании рабочего плана счетов в составе учетной политики учреждения следует обязательно указать:

  • дополнительные аналитические счета, если в состав счета были добавлены дополнительные аналитические коды (п. 1 Инструкции № 157н);
  • дополнительные забалансовые счета (п. 332 Инструкции № 157н);
  • дополнительные аналитические разрезы, не предусмотренные учетными стандартами.

Дополнительные аналитические и забалансовые счета, а также дополнительные аналитические разрезы могут быть привнесены в систему учета учреждения в результате особенностей компьютерной программы, используемой для автоматизации учетного процесса.

Если такие дополнения используются учреждением и отражаются в учетных регистрах, их следует указать в учетной политике.

Для каждого дополнительного забалансового счета следует указать:

  • код (может быть цифровым, цифро-буквенным, буквенным; формат кодов дополнительных счетов не лимитирован);
  • назначение;
  • первичные документы, на основании которых отражаются операции по счету;
  • учетные регистры, на которых будут накапливаться данные по счету.

Методы оценки имущества и обязательств

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 13 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет должен вестись в рублях. Следовательно, недопустимо наличие в учете учреждения объектов без указания цены.

К размышлению

Источники определения рыночной цены (п. 25 Инструкции № 157н):

  • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, в средствах массовой информации, в специальной литературе;
  • путем экспертных заключений.

Инструкция № 157н предусматривает ряд ситуаций, когда необходимо произвести оценку имущества или обязательств по рыночной цене, например: принятие к учету непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в хозяйственный оборот; получение нефинансовых активов по договорам дарения; выявление при инвентаризации неучтенных объектов нефинансовых активов; получение материальных запасов, оставшихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества; определение размера ущерба (дебиторской задолженности по возмещению ущерба), причиненного недостачами, хищениями.

Указанный перечень не является исчерпывающим. К разным видам нефинансовых активов могут быть применены различные методы определения рыночной цены (например, к новым одни, а к бывшим в употреблении -другие). В рамках учетной политики следует конкретизировать методику определения рыночной цены.

Технология обработки учетной информации

При определении технологии обработки учетной информации следует указать:

  • способ обработки (автоматизированный или ручной).
    При автоматизированном способе ведения учета отмечаются все виды используемого программного обеспечения. При неполной автоматизации учета указывается, каким способом ведутся те или иные его разделы;
  • формы дополнительных учетных регистров, не предусмотренных учетными стандартами; а также, если форма стандартных учетных регистров изменена или в них добавлены дополнительные реквизиты;
  • порядок хранения учетных данных в цифровой (электронной) форме.

Правила документооборота

При определении правил документооборота следует указать:

  • способы формирования первичных документов (заполнение вручную или на компьютере, использование электронных документов).

Для различных видов документов могут быть применены отдельные методы их формирования.

  • порядок визирования первичных документов;
  • периодичность вывода учетных регистров на бумажные носители при ведении учета автоматизированным способом (может быть различным для разных учетных регистров);
  • порядок хранения документации.

Формы первичных (сводных) учетных документов

Не для всех хозяйственных операций, упомянутых в Инструкции № 157н и Инструкции № 162н учетными стандартами предусмотрены соответствующие первичные документы. Например, не указан первичный документ, на основании которого в учете отражается операция разукомплектации (частичной ликвидации) объектов нефинансовых активов (п. 27 Инструкции № 157н); не указана форма заявления на выдачу денежных средств под отчет (п. 213 Инструкции № 157н).

В некоторых случаях в стандартные формы первичных документов учреждением могут быть добавлены дополнительные реквизиты. Например, Инструкция № 162н предусматривает применение для отражения операций с основными средствами ряда первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), формы которых утверждены постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299.

В то же время п. 52 Инструкции № 157н предусматривает необходимость согласования документов поступления и выбытия основных средств с собственником имущества, но соответствующие графы в унифицированных формах класса 03 ОКУД не предусмотрены.

Для таких случаев, в т. ч. и для учетных операций, определяемых отраслевой спецификой учреждения, в учетной политике следует утвердить формы первичных документов, следуя требованиям п. 7 Инструкции № 157н об обязательном наборе реквизитов первичного документа.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля

В рамках определения порядка внутреннего финансового контроля следует указать:

  • объекты контроля (разделы учета, проверяемые подразделения);
  • способ проведения контрольных мероприятий (сплошной или выборочный);
  • контрольные действия (например, осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, экспертизу, контрольные замеры);
  • сроки проведения контрольных мероприятий (по плану, внезапно, при возникновении определенных обстоятельств).

Пример

Ревизию кассы следует производить внезапно, не реже одного раза в квартал. Проверку показаний одометра автомобиля рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц.

Иные вопросы, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета

Инструкция № 157н содержит ряд прямых указаний на то, что определенный порядок ведения учета должен быть установлен учетной политикой. Например, согласно п. 318 Инструкции № 157н учет принятых и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

По ряду вопросов Инструкция № 157н предлагает выбор из нескольких вариантов ведения учета. В рамках учетной политики необходимо отразить выбранный вариант. Допустимо устанавливать разные варианты для различных групп объектов учета (для различных счетов). Например:

  • п. 101 Инструкции № 157н дает возможность выбора единицы учета мат-запасов: номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.
  • п. 108 дает возможность выбора способа расчета стоимости при выбытии (списании) матзапасов: по средней или фактической цене единицы.

Некоторые вопросы в Инструкции № 157н, как и в иных учетных стандартах не оговорены. Соответствующие определения также следует предусмотреть в рамках учетной политики и вести учет согласно им. Например:

  • в п. 71 Инструкции № 157н определено, что непроизведенные активы отражаются в учете в момент их вовлечения в хозяйственный оборот, но никаких разъяснений термина «вовлечение в хозяйственный оборот» не приводится.
  • в п. 46 определено, что каждому объекту основных средств должен быть присвоен уникальный инвентарный номер, при этом никаких ограничений на формат инвентарного номера не предусмотрено. Способ его формирования определяется в рамках учетной политики.

Учетная политика для целей налогообложения

В отдельном порядке (отдельно от учетной политики для целей ведения бюджетного учета или в составе единого документа) учреждения формируют учетную политику для целей налогового учета.

Для справки

Рекомендуется формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения в виде двух отдельных документов.

Учетная политика учреждения должна распространяться на все его обособленные подразделения (филиалы и представительства) и, таким образом, должна включать в себя все особенности их функционирования.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В учетной политике для целей налогообложения подлежат отражению:

1. формы учетных регистров, не предусмотренные законодательством.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ с 2011 г. из НК РФ исключена статья 321.1, определявшая для бюджетных учреждений специфический порядок ведения налогового учета. Все государственные (муниципальные) учреждения обязаны вести налоговый учет на общих основаниях. Согласно положениям ст. 313 и других норм НК РФ необходимо определить формы, состав и порядок образования регистров налогового учета;

2. решения по вопросам, в отношении которых НК РФ предоставляет организациям выбор. Например:

  • ст. 259 НК РФ предлагает выбор одного из способов начисления амортизации основных средств для целей налогового учета: линейный или нелинейный. Выбранный вариант должен быть отражен в учетной политике;
  • п. 8 ст. 254 НК РФ предлагает возможность использования одного из четырех методов определения сумм затрат по расходованию материальных запасов;
  • ст. 271-273 НК РФ определяют два возможных метода признания доходов и расходов для целей налогового учета: метод начислений и кассовый.

Казенные учреждения: ведение учета, составление отчетности, уплата налогов и другие вопросы деятельности

Учетная политика учреждения: правила игры


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль