Имущество казны: заблуждения и поиск истины

38988
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Понятие «имущество казны» закреплено в нормативных документах с 1994 г. (часть первая Гражданского кодекса РФ). Но отражению в бюджетном учете подлежит только с 2009 г., с введением в действие Инструкции № 148н. Сегодня этот документ для казенных учреждений заменен на новый – Инструкцию № 162н. А вопрос учета имущества казны по-прежнему остается для бухгалтеров одним из самых сложных.

Нормативно-правовое регулирование

Нормативно-правовая база по учету имущества казны, закрепленная на общефедеральном уровне, ограничена рядом положений Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). И в основном регламентируется п. 4 ст. 214 «Право государственной собственности» и п. 3 ст. 215 «Право муниципальной собственности» ГК РФ. Согласно указанным положениям государственную (муниципальную) казну составляет государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное в оперативное управление ни за какими организациями.

С учетом имущества казны косвенным образом связаны также ст. 125 ГК РФ, которая определяет порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях; ст. 296-299 ГК РФ, разъясняющие вопросы порядка возникновения, применения и прекращения права оперативного управления; ст. 130, 131 ГК РФ, устанавливающие понятие недвижимого имущества и порядок регистрации сделок с ним.

Распространенные заблуждения

Казалось бы, трудно «заблудиться в трех соснах» российского законодательства об имуществе казны. Однако, как показывает практика, даже столь скромной нормативно-правовой базой владеют далеко не все участники бюджетного процесса. Иначе чем еще можно объяснить ряд распространенных заблуждений в учете имущества казны.

Заблуждение 1. Когда в 2009 г. в план счетов бюджетного учета был введен счет 0 10800 000 «Имущество казны», многие финансовые органы начали необоснованно требовать от муниципальных образований отражения казны на балансе учреждений. При этом никто не интересовался, есть ли у муниципального образования имущество, не закрепленное в оперативное управление, или нет. Ошибочное мнение, что у любого публично-правового образования обязательно должны быть остатки на счете 0 10800 000, не изжито до сих пор.

Заблуждение 2. Некоторые участники бюджетного процесса продолжают ошибочно считать, что имущество казны - это та часть имущества публично-правового образования, которая не находится в эксплуатации. Но в ГК РФ отражены совсем другие принципы. В частности, нет указаний, что имущество казны должно обязательно находиться в эксплуатации, а имущество в оперативном управлении - в запасе или на консервации.

Минфином России было разработано письмо от 01.03.2011 № 02-06-07/733, в котором рассматривается порядок отражения в учете перехода права оперативного управления имуществом от одного учреждения к другому, причем между регистрацией прекращения права у передающей стороны и возникновения права у принимающей стороны проходит некоторое время. Но и данное письмо не внесло ясности.

Документ содержит опечатки (счет 1 10711 310 указан в кредите проводки, а счет 1 10711 410 - в дебете) и противоречия: предлагается использовать счет 1 10711 000 противоположным образом, чем предписано в п. 147 Инструкции № 157н.

Пунктом 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ определено только два возможных состояния государственного (муниципального) имущества:

  • находящееся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий;
  • находящееся в казне соответствующего публично-правового образования.

При прекращении права оперативного управления, если имущество при этом остается в государственной (муниципальной) собственности, оно автоматически должно попадать в состав имущества казны.

Никаких вариантов «имущества в пути» ГК РФ не предусматривает. Таким образом, указанный в письме Минфина России от 01.03.2011 № 02-06-07/733 порядок учета, при котором имущество после прекращения права оперативного управления не попадает в состав имущества казны, противоречит требованиям ГК РФ.

Особенности учета имущества казны

В отношении порядка отражения имущества казны в учете прямых указаний тоже немного. Существенных отличий от других видов нефинансовых активов три.

1. Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н).

Такое положение обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно быть учтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования. По аналогичным соображениям в учете, как правило, не отражается пообъектно библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке).

2. На объекты имущества казны в общем случае амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

Это положение логически вытекает из предыдущего. Поскольку в бюджетном учете может не быть данных по отдельным объектам имущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

3. Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа гКБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Указанные нормы можно считать началом маленькой революции в бюджетном учете. Но не факт, что она состоится. Нет никакого учетного или экономического смысла включать в номер счета нефинансовых активов код КБК, за счет которого этот актив приобретался. Это создает лишние проблемы при покупке за счет разных источников финансирования, при изменении классификации в новом году. Логичным представляется отражение в учете всех видов нефинансовых активов с нулевым КБК. Но пока это сделано только для имущества казны.

Хотя для имущества казны инвентарный или аналитический учет не обязателен, это не исключает для учреждения, уполномоченного на ведение бюджетного учета имущества казны, обязанности проводить его инвентаризацию в порядке, предусмотренном соответствующим положением публично-правового образования.

В отличие от инвентаризации иных нефинансовых активов, при инвентаризации имущества казны необходимо проверить не только соответствие учетных и фактических данных, но и данных бюджетного учета и реестра имущества казны. При отсутствии инвентарного учета исходными данными для проведения инвентаризации будут данные реестра имущества казны.

Пример

Администрация сельского поселения в 2009 г. отразила на счете 1 10801 000 «Недвижимое имущество казны» несколько зданий, находящихся на отдаленном хуторе, входящем в состав поселения, которые до этого числились в реестре имущества как имущество казны. В 2011 г. новый глава администрации поселения нашел возможность продажи этого имущества. Но на поверку оказалось, что здания уже полностью разрушены. При анализе ситуации выяснилось, что еще в 2009 г., когда здания принимались к бюджетному учету, они были частично разрушены и расхищены. Теперь перед бухгалтером администрации поселения встала проблема, как списать имущество казны.

Между тем следовало провести инвентаризацию имущества казны еще перед принятием его к бюджетному учету и обеспечить инвентаризацию в дальнейшем, а если необходимо, принять меры к его сохранности.

Это пример часто встречающейся ситуации, когда муниципальные образования задумываются только о своих правах по распоряжению имуществом, но забывают об обязанностях по его учету и сохранению.

Как уже отмечалось выше, Инструкция № 157н содержит самые общие принципы учета имущества казны. По сравнению с Инструкцией № 148н (2009-2010 гг.) в Инструкции № 157н усилен акцент на необходимость регламентировать порядок учета имущества казны самостоятельно на уровне публично-правовых образований. В частности:

  • в Инструкции № 157н (п. 94) неоднократно упомянут термин «правовой акт по бюджетному учету казны». Под ним подразумевается нормативный правовой акт финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну. Этот термин упоминается в каждом положении Инструкции № 157н, касающемся порядка начисления амортизации имущества казны, следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием;
  • в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности разрешено устанавливать разные способы начисления амортизации (начислять или не начислять) на отдельные группы и виды имущества или даже на отдельные объекты.

В зависимости от норм, установленных правовым актом, есть 2 варианта учета имущества казны:

Имущество казны: заблуждения и поиск истины

С 2011 г. в состав имущества казны перенесены из состава основных средств ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ. При этом отсутствуют разъяснения о порядке перевода указанного имущества в бюджетном учете из состава основных средств в состав имущества казны.

Порядок отражения в бюджетном учете операций с имуществом казны определен в п. 38 Инструкции № 162н. Перечень описанных хозяйственных операций включает:

  • безвозмездное поступление объектов в состав имущества казны от других учреждений и организаций, а также от физических лиц (проводки приведены без использования счета 0 10600 000);
  • безвозмездная передача объектов имущества казны учреждениям, организациям и физическим лицам;
  • списание амортизации при всех случаях выбытия имущества казны, при которых нет необходимости передавать сумму начисленной амортизации. Указанные операции полностью аналогичны таковым для основных средств.

В Приложении 1 к Инструкции № 162н (Корреспонденция счетов бюджетного учета) перечень проводок еще более скудный. В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что в Инструкции № 162н (как и ранее в Инструкции № 148н) не приведены проводки по приобретению (изготовлению) объектов в состав имущества казны. А это не однозначный вопрос.

С одной стороны, в соответствии с положениями п. 2 ст. 299 ГК РФ все, что приобретается (изготавливается) учреждением, автоматически с поступлением в собственность поступает в оперативное управление.

То есть невозможно приобрести в состав имущества казны, например, компьютер, это будет нарушением норм ГК РФ. Компьютер сразу поступает в оперативное управление того учреждения, например, администрации муниципального образования, которое его приобретает. В казну он сможет попасть только после того, как будет документально оформлено прекращение права оперативного управления.

С другой стороны, в отношении недвижимого имущества (здания, сооружения, непроизведенные активы) и право собственности, и право оперативного управления подлежат государственной регистрации. Причем право собственности может быть зарегистрировано без регистрации права оперативного управления. В этом случае возможно приобретение (изготовление) объектов имущества напрямую в состав имущества казны.

Также невозможно с точки зрения ГК РФ приобрести в казну автотранспорт, поскольку его государственная регистрации в органах ГИБДД не является регистрацией права собственности. Приобретенный автотранспорт сразу поступает в оперативное управление учреждения, которое его приобретает.

Главное

При отсутствии каких-либо указаний в федеральных учетных стандартах публично-правовым образованиям следует в своих правовых документах по бюджетному учету имущества казны определить порядок отражения в учете операций:

1 по приобретению объектов имущества в состав имущества казны;

2 по созданию (сооружению, изготовлению, строительству) объектов имущества в состав имущества казны собственными силами;

3 по отражению в учете излишков имущества казны, выявленных в результате инвентаризации;

4 по списанию объектов имущества казны в результате недостачи; хищения; стихийного бедствия; реализации.

Перечисленные операции следует описать в соответствии с порядком отражения аналогичных операций с нефинансовыми активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль