Хорошо спланировано-наполовину сделано

2464
Даже для опытного финансиста составление бюджетной сметы – дело хлопотное. От того, насколько профессионально будет разработан этот документ, зависит объем бюджетных ассигнований, а также эффективность деятельности учреждения в целом. Совместно со специалистом Минфина России обозначим основные правила формирования бюджетной сметы, разберемся в критериях ее качества и прокомментируем все нововведения в части планирования в казенных учреждениях.

Инна Николаевна, в чем основная суть бюджетной сметы?

– Бюджетная смета является важнейшим документом деятельности казенного учреждения. Это ключевой инструмент планирования его финансово-хозяйственной деятельности.

На основе этого документа осуществляется финансовое обеспечение учреждения и расходование им бюджетных средств.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н. В данный порядок были внесены изменения приказом Минфина России от 30.07.2010 № 84н. В результате - в целом положения порядка не изменились, а лишь уточнен понятийный аппарат (слова «бюджетные учреждения» заменяются на «казенные учреждения») и установлена унифицированная форма бюджетной сметы.

С 2011 г. бюджетная смета формируется только казенными учреждениями, а у бюджетных и автономных учреждений ее заменил план финансово-хозяйственной деятельности. Однако в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) правила Приказа № 112н применяются и к государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, которые не получают субсидии из бюджета, т. е. не перешли в новый правовой статус.

Расскажите подробнее об изменениях в порядке составления и представления бюджетных смет в 2011 г.

– Порядок составления бюджетной сметы для казенных учреждений определяет главный распорядитель бюджетных средств с учетом требований, установленных Минфином России.

При этом ГРБС вправе установить особенности составления и утверждения сметы для отдельных учреждений.

...с 2011 г. смета формируется только казенными учреждениями, а у бюджетных и автономных учреждений ее заменил план финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, смета дает возможность главному распорядителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждения. Это зависит от того, какие права будут даны руководителям учреждений.

Приказом № 84н впервые утверждена унифицированная форма бюджетной сметы. Раньше каждый главный распорядитель средств федерального бюджета самостоятельно разрабатывал и утверждал форму сметы для подведомственных ему учреждений. Теперь смета составляется по рекомендуемому образцу.

Бюджетную смету органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местногосамоуправления утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Руководствуясь общим порядком, главные распорядители вправе внести в смету дополнительные реквизиты, разделы, а также определить правила ее заполнения.

Например, расходы казенного учреждения на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ можно разделить на:

  • оплату услуг по отоплению и горячему водо снабжению;
  • оплату услуг по холодному водоснабжению;
  • оплату услуг по газоснабжению;
  • оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
  • прочие расходы на оплату коммунальных услуг.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Каким образом формируются показатели бюджетной сметы?

– Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения государственных функций и государственного (муниципального) задания (если оно данному учреждению установлено).

Данные показатели в соответствии со ст. 221 БК РФ могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Такой подход предполагает возможность делегирования отдельных полномочий и ответственности на уровень получателей бюджетных средств при условии осуществления ГРБС контроля на этапе предварительного планирования расходов подведомственных ему ПБС.

Утверждению бюджетных смет предшествует серьезная работа по планированию расходов в предстоящий период. В ст. 158 БК РФ указано, что одним из бюджетных полномочий ГРБС является планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований. А чтобы планировать расходы подведомственных учреждений, нужно запросить проекты смет и подтвердить закладываемые в них значения.

Казенное учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год по форме согласно приложению № 2 к Приказу № 84н.

В случае если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, ГРБС при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

При условии осуществления ГРБС контроля на этапе предварительного планирования расходов, предполагается возможность делегирования отдельных полномочий и ответственности на уровень получателей бюджетных средств (ПБС).

Кто утверждает бюджетную смету?

– После того как будет принят бюджет на соответствующий год, главные распорядители доводят до распорядителей и ПБС показатели сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год. Делается это до начала очередного финансового года.

Смета учреждения, являющегося ГРБС, утверждается его руководителем.

Смета учреждения, не являющегося ГРБС, утверждается руководителем ГРБС, если иной порядок им не предусмотрен.

... Приказом № 84н впервые утверждена унифицированная форма бюджетной сметы...

Руководитель ГРБС вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель ГРБС вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

Руководитель казенного учреждения может утвердить порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделений, руководствуясь при этом порядком, утвержденным ему ГРБС. Если отдельный порядок не будет утвержден, то подразделение будет руководствоваться порядком, по которому составляет сметы само учреждение.

Помимо смет подразделений, составляется сводная бюджетная смета по всему учреждению.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Каким образом в бюджетную смету можно внести изменения?

– Изменения показателей сметы составляются учреждением по форме, согласно приложению № 3 к Приказу № 84н следующим образом. Увеличение показателей отражается со знаком «плюс», уменьшение - со знаком «минус».

Утверждаются изменения в смету в том же порядке, в каком и сама бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило.

В каком направлении будет развиваться работа по эффективному планированию в дальнейшем?

– Прошедший финансовый кризис актуализировал проблемы эффективного использования бюджетных ресурсов для достижения целей и приоритетов государственной политики.

...ГРБС вправе внести в смету дополнительные реквизиты, разделы, а также определить правила ее заполнения...

При планировании финансово-хозяйственной деятельности учреждения - получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных программами (государственными, ведомственными целевыми) результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Объемы сметного финансирования должны быть увязаны с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения и обосновываться ожидаемым результатом их расходования.

Кроме того, актуальным вопросом остается и своевременное исполнение ПБС бюджетных обязательств в течение финансового года.

Решение этих вопросов зависит в первую очередь от правильной организации ГРБС процесса планирования и исполнения бюджета подведомственными ему получателями бюджетных средств.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль