Основные средства по частям: порядок деления и учета

2591
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Проблема выделения части из целого объекта основных средств или раздел одного объекта на несколько довольно распространена в бухгалтерской среде. В основном это касается зданий. Дело усугубляется тем, что данные операции практически не отражены в нормативных документах. Как же найти выход из проблемной ситуации?

Рассмотрим типичную ситуацию. Учреждение имеет в оперативном управлении здание. Высшими органами управления принимается решение одну или несколько комнат из этого здания передать другому учреждению. Уполномоченный орган по управлению имуществом издает соответствующее распоряжение. Производится регистрация прав в установленном порядке. А у бухгалтера начинаются проблемы...

Нормативная база или ее отсутствие

Единственный намек на законность учета в государственных (муниципальных) организациях такой операции, как дробление основных средств, содержит п. 27 Инструкции № 157н, где в числе возможных причин изменения балансовой стоимости нефинансовых активов упомянута «разуком-плектация (частичная ликвидация)». При этом ни в одном нормативном акте нет:

  • разъяснения самого понятия «разукомплектация (частичная ликвидация)»;
  • соответствующей формы первичного документа;
  • соответствующих проводок.

Все эти вопросы и предстоит решить бухгалтеру самостоятельно.

Поскольку законодательство не определяет конкретные положения о порядке разукомплектации объектов основных средств, любое решение бухгалтера по отражению в учете этих операций будет правильным. И это решение необходимо зафиксировать в учетной политике учреждения.

Что и как делать

Главный вопрос, который должен решить бухгалтер, - каким образом произвести резукомплектацию:

Вариант 1. Выделить из состава здания новый объект. При этом здание остается как инвентарный объект, только уменьшается его балансовая и остаточная стоимость по отношению к стоимости выделенной части.

Вариант 2. Здание как инвентарный объект ликвидируется. Создается два новых инвентарных объекта: здание без одного помещения и помещение. При этом здание без помещения наследует в инвентарной карточке всю историю ликвидированного объекта, балансовая стоимость и сумма амортизации делятся без остатка между двумя новыми объектами.

В первом варианте для документального отражения операции потребуется два первичных документа:

  • акт разукомплектации, на основании которого будет уменьшена балансовая стоимость и амортизация;
  • акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), на основании которого будет принято к учету выделенное помещение.

Во втором варианте для документального отражения операции потребуется четыре первичных документа:

  • акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • акт разукомплектации;
  • два акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), на основании которых будет принято к учету выделенное помещение и здание без помещения;

Выбор варианта действий зависит от того, каким образом будет произведена государственная регистрация недвижимости, сколько новых свидетельств будет оформлено - одно или два. Второй вариант вполне возможен в такой ситуации, когда один комплекс зданий разделяется на два отдельных.

Следующим шагом будет расчет порядка разделения балансовой стоимости и амортизации, определение норм начисления амортизации для выделяемых частей. В отношении зданий и помещений расчет производится обычно пропорционально общей площади.

Далее наступает очередь оформления акта разукомплектации.

Будет правильно заранее разработать форму акта разу комплектации и утвердить ее в рамках учетной политики.

С оформлением актов о приеме-передаче здания (сооружения) на один или несколько вновь созданных объектов основных средств у бухгалтеров, как правило, проблем не возникает.

Далее необходимо оформить в бюджетном учете операции разукомплек-тации соответствующими проводками.

Оформление бухгалтерских проводок

Эта задача посложнее. В Инструкции № 162н соответствующих проводок мы не найдем. Можно наметить четыре варианта отражения операций:

  • прямыми проводками по дебету 0 101 00 310 - 0 101 00 310 и кредиту 0 104 00 410 - 0 104 00 410;
  • через счет 0 401 10 172;
  • через счет 0 106 11 000;
  • через счета 0 401 20 241 (списание) и 0 401 10 180 (оприходование).

Все эти варианты укладываются в логику бюджетного учета и ни один из них, если он будет выбран бухгалтером, нельзя считать ошибкой.

При этом первый вариант не будет иметь отражения ни в одной отчетной форме. Второй и третий - отразятся в ф. 0503121 оборотами по кодам 310-410 КОСГУ, а четвертый - еще и в разделе финансовых результатов ф. 0503121 по кодам 180 и 241 КОСГУ.

Главное

Акт разукомплектации должен содержать следующие данные:

1 все реквизиты, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н;

2 наименование и инвентарный номер разукомплектуемого объекта основных средств, его балансовую стоимость и амортизацию на дату составления акта, нормативный и фактический сроки полезного использования (с точностью до месяца);

3 расчет разделения балансовой стоимости и амортизации, определение норм начисления амортизации для выделяемых частей;

4 наименования и инвентарные номера объектов основных средств, полученных в результате разукомплектации, их балансовую стоимость и амортизацию, месячные нормы амортизации;

5 подписи членов инвентарной комиссии.

Желательно выработать такую схему проводок, которая бы максимально отражала хозяйственные операции, описанные в Инструкции № 162н. В частности, это необходимо для оформления операции разу комплектации в компьютерной учетной программе. Поскольку учет основных средств - один из самых сложных, в компьютерной программе всегда лучше использовать специализированные механизмы.

Попробуем развернуть хозяйственную операцию от завершения. В итоге разукомплектации необходимо принять к учету новый выделенный объект - помещение. Причем принять к учету с амортизацией. Как раз такая операция в Инструкции № 162н имеется. Это поступление основного средства от казенных учреждений в корреспонденции со счетом 0 401 10 180.

Следовательно, первая часть операции, полное или частичное списание здания, может быть отражена в учете в корреспонденции со счетом 0 401 20 241. Такая операция, в отличие от списания основного средства в дебет счетов 0 106 01 310 и 0 401 10 172, не предполагает сворачивания балансовой стоимости и амортизации. В итоге получается следующая схема проводок:

Основные средства по частям: порядок деления и учета

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль