Учет имущества казны: как не заблудиться в трех соснах

2781
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Понятие “имущество казны” закреплено в нормативных документах с 1994 г. (ч. 1 ГК РФ), однако в бюджетном учете такое имущество отражается только с 2009 г. – с введением в действие Инструкции № 148н*. Хотя на сегодняшний момент этот документ заменен на новый – Инструкцию № 162н**, вопрос учета имущества казны по-прежнему остается для бухгалтеров одним из сложных.

Нормативно-правовое регулирование

Нормативно-правовоеопределение института имущества казны содержится в п. 4 ст. 214 "Правогосударственной собственности" и п. 3 ст. 215 "Право муниципальнойсобственности" ГК РФ. Согласно указанным положениям государственную(муниципальную) казну составляет государственное (муниципальное) имущество, незакрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями иучреждениями.

Косвеннымобразом отношения, связанные с оборотом имущества казны, регулируются также ст.125 ГК РФ, которая определяет порядок участия публично-правовых образований вгражданско-правовых отношениях; ст. 296, 298, 299 ГК РФ, разъясняющими вопросывозникновения, применения и прекращения права оперативного управления; ст.130, 131 ГК РФ, устанавливающими понятие движимого и недвижимого имущества ипорядок регистрации сделок с недвижимым имуществом.

Особенности бюджетного учета

Вотношении порядка отражения имущества казны в бюджетном учете прямых указанийнемного.

Самыеобщие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Посравнению с Инструкцией № 148н в ней усилен акцент на необходимостьсамостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровнепублично-правовых образований.

В Инструкции № 157н (п. 94)неоднократно упоминается термин "правовой акт по бюджетному учетуказны". Под ним подразумевается нормативный правовой акт финорганапублично-правового образования, в собственности которого находится имущество,составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть приняткаждым публично-правовым образованием.

Также вИнструкции № 157н расширены права публично-правовых образований поустановлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, вчастности, это касается начисления амортизации (пп. 94, 95). В правовом акте побюджетному учету каз­ны может быть указано на необходимость начисленияамортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространятьсякак на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и наотдельные объекты.

Взависимости от норм, установленных правовым актом, существует два вариантаучета имущества казны:

Более детализированный порядок бюджетного учета операций с имуществом казны определен в п. 38 Инструкции № 162н. Перечень описанных хозяйственных операций включает:

  • безвозмездное поступление объектов в составимущества казны от других учреждений и организаций, а также от физических лиц(бухгалтерские записи приведены без использования счета 106 00 "Вложения внефинансовые активы");
  • безвозмездная передача объектов имущества казныучреждениям, организациям и физическим лицам;
  • списание амортизации во всехслучаях выбытия имущества казны, при которых нет необходимости передаватьсумму начисленной амортизации.

Следует учесть!

При отсутствии каких-либо ука- заний в федеральных учетных стандартах публично-правовым образованиям следует в своих правовых документах по бюджет- ному учету имущества казны определить порядок отражения в учете следующих операций:

  • приобретение объектов в со- став имущества казны;
  • создание (сооружение, изго- товление, строительство) объ- ектов в состав имущества каз- ны собственными силами;
  • отражение в учете излишков имущества казны, выявлен- ных в результате инвентари- зации;
  • списание объектов имущества казны в результате недостачи, хищения, стихийного бед- ствия, реализации.

Перечисленные операции следу- ет описать в соответствии с по- рядком отражения аналогичных операций с иными нефинансовы- ми активами.

Перечисленныеоперации отражаются в учете так же, как и аналогичные по содержанию операции сосновными средствами.

В приложении 1 к Инструкции №162н "Корреспонденция счетов бюджетного учета" переченьбухгалтерских записей еще более скудный. В первую очередь обращает на себявнимание тот факт, что в Инструкции № 162н, как и ранее в Инструкции № 148н, неприведена корреспонденция счетов для отражения приобретения (изготовления)объектов в состав имущества казны. А это неоднозначный вопрос.

С одной стороны, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ все, чтоприобретается (изготавливается) учреждением, автоматически с поступлением всобственность поступает в оперативное управление. То есть невозможно приобрестив состав имущества казны, например, компьютер, это будет нарушением норм ГКРФ. Компьютер сразу поступает в оперативное управление того учреждения,например, администрации муниципального образования, которое его приобретает. Вказну он сможет попасть только после того, как будет оформлено прекращениеправа оперативного управления.

С другойстороны, в отношении недвижимого имущества (здания, сооружения, непроизведенныеактивы) и право собственности, и право оперативного управления подлежатгосударственной регистрации. Причем право собственности может бытьзарегистрировано без регистрации права оперативного управления. В этом случаевозможно приобретение (изготовление) имущества напрямую в состав казны.

Также сточки зрения ГК РФ невозможно приобрести в казну автотранспорт, поскольку егогосударственная регистрация в ГИБДД не является регистрацией правасобственности. Такой автотранспорт сразу поступает в оперативное управлениеучреждения, которое его купило.

Хотяорганизация инвентарного и аналитического учета имущества казны не являетсяобязательной, это не исключает для учреждения, уполномоченного на ведениебюджетного учета имущества казны, обязанности проводить его инвентаризацию впорядке, предусмотренном соответствующим положением публично-правовогообразования.

В отличиеот инвентаризации иных нефинансовых активов при инвентаризации имущества казнынеобходимо проверить не только соответствие учетных и фактических данных, но иданных бюджетного учета и реестра имущества казны. При отсутствии инвентарногоучета исходными данными для проведения инвентаризации будут данные реестраимущества казны.

Пример 1

Администрация сельского поселения в 2009 г. отразила на счете 1 108 01 000 "Недвижимое имущество в составе имущества казны" несколько зданий, находящихся на отдаленном хуторе, входящем в состав поселения. До 2009 г. эти здания числились в реестре имущества как имущество казны. В 2011 г. новый глава администрации поселения нашел возможность продажи этого имущества. Но на поверку оказалось, что здания уже полностью разрушены. При анализе ситуации выяснилось, что еще в 2009 г., когда здания принимались к бюджетному учету, они были частично разрушены и расхищены. Теперь перед бухгалтером администрации поселения встала проблема, как списать имущество казны. Между тем следовало провести инвентаризацию имущества казны еще перед принятием его к бюджетному учету и обеспечить инвентаризацию в дальнейшем, а если необходимо, принять меры к его сохранности. Это пример часто встречающейся ситуации, когда муниципальные образования задумываются только о своих правах по распоряжению имуществом, но забывают об обязанностях по его учету и сохранению.

Проанализировавположения инструкций № 157н и 162н, можно выделить три существенных отличияпорядка учета операций с имуществом казны от операций с другими видаминефинансовых активов.

1. Дляимущества казны разрешено ведение учета только в стоимостном выражении безаналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом публично-правовоеобразование вправе своим нормативным актом определить порядок инвентарного ианалитического учета имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н). Такое положениевполне обоснованно, поскольку все имущество казны в любом случае должно бытьучтено пообъектно в реестре имущества публично-правового образования.

2. На объекты имущества казны в общем случае амортизацияне начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казнеединовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативноеуправление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом публично-правовоеобразование имеет право своим законодательным актом определить необходимостьначисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо погруппам, либо по единичным объектам. Это положение логически вытекает изпредыдущего: если в бюджетном учете не будет данных по отдельным объектамимущества казны, не будет и данных для начисления амортизации.

3. При формировании номера счета 1 108 00 000 в разрядах1-17 указывается код гКБК, т. е. в разрядах 1—3 ставится код главы по БК, а вразрядах 4—17 — нули (приложение 2 к Инструкции № 162н).

Типичные ошибки

Казалосьбы, трудно заблудиться в трех соснах российского законодательства об имуществеказны. Однако, как показывает практика, даже столь скромной нормативнойправовой базой владеют далеко не все участники бюджетного процесса.

Следует учесть!

ГК РФ не содержит указаний, что имущество казны обязатель- но должно находиться в запасе или на консервации, а имуще- ство в оперативном управле- нии – в эксплуатации.

Ошибка 1.Когда в2009 г. в План счетов бюджетного учета был введен счет 0 108 00 000"Нефинансовые активы имущества казны", многие финансовые органыначали требовать от муниципальных образований отражения имущества казны набалансе учреждений, независимо от того, есть ли у муниципального образованияимущество, не закрепленное в оперативное управление, или нет. Ошибочное мнение, что у любого публично-правовогообразования обязательно должны быть остатки на счете 0 108 00 000, не изжито досих пор.

Ошибка 2. Некоторыеучастники бюджетного процесса продолжают ошибочно считать, что имущество казны— это та часть имущества публично-правового образования, которая не находится вэксплуатации.

Казна как промежуточное звено

Отвнимания участников бюджетного процесса нередко ускользает важное назначениеинститута имущества казны как промежуточного звена при передаче имущества междуучреждениями. Особенно это актуально при передаче недвижимого имущества, правана которое подлежат государственной регистрации, а также при передаче имуществамежду учреждениями разных бюджетов.

Пример 2

В 2009 г. субъект РФ принял решение передать с 2010 г.управления труда и социальной защиты населения с бюджета субъекта РФ в бюджетымуниципальных образований. При этом управления уровня субъекта ликвидировалиськак юридические лица и создавались новые юри­дические лица под соответствующиеуровни бюджета. В нормативном документе была указана только одна дата передачиимущества: "по состоянию на 1 января 2010 г.".

У бухгалтеров в связис этим возник вопрос, какой датой производить списание имуществаликвидируемыхучреждений и приходовать его на баланс вновь созданных. Передать имуществов 2009 г. было невозможно, т. к. новые учреждения регистрировались только в2010 г. Отложить передачу до 2010 г. также было нельзя: тогда у ликвидируемыхучреждений осталось бы имущество по состоянию на 01.01.2010, было бы необходимосдавать отчетность за 2010 г. и платить налог на имущество в 2010 г.Ассигнований на это, естественно, не предусмотрели. Наиболее правильным было быв 2009 г. передать имущество ликвидируемых учреждений в комитет по управлениюимуществом субъекта РФ, а в 2010 г. - в комитеты по управлению имуществоммуниципальных образований и далее новым учреждениям. Это единственно правильноерешение своевременно не было принято. В итоге имущество все равно прошло черезказну субъекта РФ, но гораздо более сложным путем.

Посколькув явном виде схема перемещения имущества между учреждениями через имуществоказны в федеральном законодательстве не предписана как обязательная, ее можноузаконить на уровне законодательства публично-правовых образований обимуществе казны.

Такжеимеет смысл предусмотреть возможность передачи через имущество казны не толькоосновных средств, нематериальных и непроизведенных активов, но и основныхсредств, списанных при вводе в эксплуатацию, и материальных запасов.

Это будетвостребовано в первую очередь при полной передаче имущества ликвидируемых(реорганизуемых) учреждений между разными бюджетами, особенно когда происходитвременной разрыв между ликвидацией одного учреждения и созданием другого.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×