Прием-передача недвижимого имущества: анализируем письмо Минфина

1880
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В марте текущего года Минфином России было выпущено письмо, разъясняющее порядок отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче недвижимого имущества в случае, когда у передающей стороны право оперативного управления прекращено, а у принимающей не зарегистрировано*. В такой ситуации предлагается использовать счет 107 00 “Нефинансовые активы в пути”. Однако наш эксперт считает это разъяснение некорректным, приводя аргументы в защиту своей точки зрения.

По мнению автора статьи, позиция, изложенная в рассматриваемом Письме, не в полной мере соответствует требованиям ГК РФ и Инструкции № 157н. Объясним почему и приведем вариант бухгалтерских записей, наиболее полно отвечающий нормам законодательства.

Правовая сторона вопроса

Всоответствии с п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ государственное (муниципальное)имущество может находиться только в двух возможных состояниях:

  • в оперативном управлениигосударственных (муниципальных) учреждений;
  • в казне соответствующегопублично-правового образования.

Согласноправилу, установленному в п. 1 ст. 131 ГК РФ, в отношении недвижимогоимущества возникновение права оперативного управления подлежит государственнойрегистрации. Это правило корреспондирует положению ст. 4 Федерального закона от21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним" (далее — Закон № 122-ФЗ).

В силу п.1 ст. 299 ГК РФ на имущество, в отношении которого принято решение озакреплении за учреждением, право оперативного управления возникает у этогоучреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом ииными правовыми актами или решением собственника.

Положенияданного пункта ст. 299 ГК РФ нередко трактуются таким образом, что припередаче недвижимого имущества возникновение права оперативного управления независит от факта регистрации данного имущества в реестре, а происходит в моментего передачи. Однако это не так, что подтверждается решениями арбитражных судов(см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2010 поделу № А10-458/2009, определение ВАС РФ от 15.09.2010 № ВАС-16714/09 по делу №А10-458/2009, постановление   ФАС   Волго-Вятского   округа  от   07.12.2010   по делу № А17-1013/2010).

Пункт 1ст. 299 ГК РФ указывает лишь на особое основание возникновения вещных прав (решениео закреплении имущества за учреждением) и говорит о передаче как общем моментеих возникновения, если нормативно-правовыми актами или решением собственникане установлено иное. Таким образом, положение п. 1 ст. 299 ГК РФ аналогичноправилу п. 1 ст. 223 ГК РФ не вводит исключение из правила ст. 131 ГК РФ.Напротив, специальная норма ст. 131 ГК РФ, относящаяся к правам нанедвижимость, исключает указание п. 1 ст. 299 ГК РФ на передачу как моментвозникновения права собственности.

Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает с момента государственной регистрации договора о передаче имущества в оперативное управление в едином государственном реестре прав, а право оперативного управления движимым имуществом - с момента передачи вещи.

В соответствии с данными нормами ГК РФ при прекращении права оперативного управления, если имущество остается в государственной (муниципальной) собственности, оно автоматически должно попадать в состав имущества казны. Никаких вариантов имущества в пути ГК РФ не предусматривает. Таким образом, указанный в Письме № 02-06-07/733 порядок учета, при котором имущество после прекращения права оперативного управления не попадает в состав имущества казны, противоречит требованиям ГК РФ.

Следует учесть!

Согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов фе- деральных органов исполнитель- ной власти и их государственной регистрации, утвержденных по- становлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допу- скается. Таким образом, письма Минфина России не являются нормативны- ми правовыми актами и не подле- жат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Они носят ин- формационно-разъяснительный характер, следовательно, не обяза- тельны для исполнения учрежде- ниями. В них выражается позиция Минфина России по вопросам, со- держащимся в обращениях. Арбитражные суды не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессу- ального кодекса РФ они не входят в круг нормативных правовых ак- тов, применяемых при рассмотре- нии дел.

Всоответствии с положениями п. 141 Инструкции № 157н нефинансовые активы, составляющиеимущество казны, учитываются на счете 108 00. Использование счета 107 00"Нефинансовые активы в пути" для отражения поступления в учреждениеимущества до оформления прав на него, как это предлагается в Письме №02-06-07/733, прямо противоречит назначению этого счета, приведенному в п. 147Инструкции № 157н.

Счет 107 00 предназначен дляотражения в учете ситуации, когда учреждение уже получило документальнооформленные права на имущество, но еще не может фактически им воспользоваться,т. к. оно находится в дороге (сделка купли-продажи, при которой правособственности переходит к покупателю в момент отгрузки вне зависимости отполучения материальных ценностей учреждением). Такая ситуация может возникнутьи при закупке продукции самим учреждением, и при закупке распорядителем дляподведомственного учреждения в порядке централизованного снабжения. Именно всилу того, что права на имущество у учреждения уже есть и они документальноподтверждены (п. 148 Инструкции № 157н), учреждение может отразить имущество всоставе активов баланса. Хозяйственная ситуация, которой посвященорассматриваемое Письмо, прямо противоположная: учреждение фактически уже пользуетсяимуществом, но документально оформленных прав на него еще нет. Посколькуотсутствуют юридически оформленные права на имущество, учреждение не можетотражать его в составе активов баланса.

Как можно учесть передаваемое имущество

Для отражения в учетеимущества, которое находится в пользовании без оформления права оперативногоуправления на него, в соответствии с положениями п. 333 Инструкции № 157н должениспользоваться забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование".В соответствии с новыми нормами, введенными с 2011 г. Инструкцией № 157н (п.383), учреждение, передающее имущество в пользование, отражает его в своем учетена забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездноепользование".

Преждечем перейти к формированию корреспонденции счетов, важно уточнить переченьсторон — участников операции. Как было указано ранее, при прекращении праваоперативного управления государственное (муниципальное) имуществоавтоматически становится имуществом казны. В соответствии с положениями ст.214, 215, 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальныхобразований права собственников исполняют соответствующие уполномоченныеорганы государственной власти и местного самоуправления.

Следовательно,отражение имущества казны в бюджетном учете осуществляет тот же орган власти,который исполняет полномочия по управлению имуществом соответствующего публично-правовогообразования. Таким образом, в разбираемой ситуации, когда переход праваоперативного управления от одного учреждения другому происходит в два этапа, вкачестве промежуточного участника должен фигурировать уполномоченный орган поуправлению имуществом. Никакого дополнительного утверждения актов вуполномоченном органе по управлению имуществом не потребуется, потому что этоторган в одном акте сам будет принимающей стороной, а в другом — передающей.

Поскольку изменениеправового статуса имущества оформляется разными датами и в операции участвуюттри учреждения (передающее, принимающее и орган по управлению имуществом), длядокументального оформления операции потребуется как минимум два актаприема-передачи.

Исходя из всех изложенныхобстоятельств, в соответствии с требованиями законодательства операция должнабыть отражена в учете следующим образом:

Привнутриведомственной передаче бухгалтерские записи будут такими же, посколькуникакой передачи внутри ведомства фактически не происходит, а осуществляетсяпередача через казну, т. к. право оперативного управления не передается междуучреждениями напрямую.

Изприведенной корреспонденции видно, что кроме отражения списания имущества вучете передающей стороны, бухгалтерские записи имеют мало общего с указаннымив Письме № 02-06-07/733. Обращает на себя внимание тот факт, что согласноПисьму принимающая сторона единовременно начисляет амортизацию за времянахождения имущества в пути — такой принцип начисления амортизации всоответствии с п. 94 Инструкции № 157н предусмотрен для имущества,составляющего казну.

Заметим,что в Письме № 02-06-07/733 разъясняется порядок отражения в бюджетном учетеперемещения имущества только в рамках одного бюджета. Однако при перемещенииимущества между бюджетами ситуация еще сложнее: правовой статус имуществаменяется трижды, задействуются четыре учреждения, в т. ч. двауполномоченных органа по управлению имуществом, соответственно, передача поподстатьям 251—151КОСГУ происходит между уполномоченными органами:


Конечно, приведеннаясхема выглядит сложной, однако в рассматриваемой ситуации, когда изменениеправового статуса имущества регистрируется разными датами, только онаудовлетворит всем требованиям законодательства.

В Письме № 02-06-07/733содержится полезное уточнение, что при отражении в учете безвозмездногопоступления имущества от государственных (муниципальных) учреждений ипредприятий в разрядах 1—17 счета 1 401 10 180 следует использовать код 000 207 00000 00 0000 "Прочие безвозмездные поступления" соответствующегобюджета бюджетной системы Российской Федерации. Ранее прямых указаний на кодКДБ не встречалось, в результате для отражения такой операции нередкоиспользовались иные коды КДБ, для которых предусмотрен код 180 КОСГУ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль