Для чего заказчикам номенклатура товаров, работ, услуг

2221
 Бурлаков К.М.
Специалист-эксперт отдела регулирования государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России
До утверждения номенклатуры товаров, работ и услуг заказчики и контролирующие органы самостоятельно принимали решения об одноименности предмета закупок. Теперь искусственно дробить заказы стало невозможно: утверждение номенклатуры мотивирует заказчиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, проходящие в более короткие сроки.

Номенклатуратоваров, работ, услуг для нужд заказчиков (далее — номенклатура) утвержденаприказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 в соответствии с ч. 6.1ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд" (далее — Закон № 94-ФЗ). Согласно данной норме федеральный органисполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование всфере размещения заказов (т. е. Минэкономразвития России) утверждаетноменклатуру в целях определения одноименности товаров, работ, услуг вследующих случаях:

  • при размещении заказа напоставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказаниеодноименных услуг путем проведения совместных торгов (ч. 6 ст. 10 Закона №94-ФЗ);
  • для проверки наличия уучастников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (ч. 2.1ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа путемпроведения запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнениеодноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 тыс. руб.в течение одного квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа напоставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказаниеодноименных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую 100 тыс.руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

В пользу конкуренции

В течение2010 г. в Закон № 94-ФЗ был внесен ряд поправок, целью которых былораспространить применение процедуры открытого аукциона в электронной форме назаказчиков всех уровней.

Внесениеуказанных изменений позволило принять решения, направленные на сокращениеиспользования заказчиками неэффективных форм размещения заказа, таких какзапрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика,исполнителя).

В связи сотсутствием на протяжении нескольких лет утвержденной номенклатуры товаров,работ, услуг заказчики умышленно избегали процедуры торгов путем дроблениязаказов и размещения их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) наосновании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. При этом отсутствие номенклатурыстановилось причиной не только злоупотреблений со стороны заказчиков, но исубъективных оценок правильности принимаемых ими решений об одноименноститоваров, работ, услуг со стороны контролирующих органов.

Важный нюанс

До утверждения номенклатуры около 86% всех закупок оформлялось договорами на сумму до 100 тыс. руб. И хотя в стоимостном выражении такие заказы составляли всего около 5% от общего количества проводимых закупок, их размещение у единственного поставщика препятствовало развитию свободной конкуренции, поскольку многие предприниматели не могли получить доступ к данному сегменту госзаказа.

Этосвязано с тем, что до утверждения номенклатуры заказчики и контролирующиеорганы самостоятельно принимали решения ободноименности товаров, работ, услуг, основываясь напринципе схожести их функциональных и технических характеристик и взаимозаменяемости.Поэтому заказчик мог, например, в нарушение требований закона искусственнораздробить заказ на поставку офисных столов, стульев и кресел, считая данныйтовар технически и функционально не связанным между собой, не взаимозаменяемыми соответственно разноименным.

Утверждениеноменклатуры мотивирует заказчиков применять конкурентные процедуры размещениязаказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, которые проходят вболее короткие сроки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта непревышает 3 млн руб. Так, согласно Закону № 94-ФЗ в случае, если начальная(максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., заказчик вправеразместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме наофициальном сайте не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок (прицене контракта свыше 3 млн руб. — не менее чем за 20 дней). То есть срокипроведения так называемого короткого открытого аукциона в электронной формесовпадают со сроками проведения запроса котировок. При этом процедуракороткого открытого аукциона в электронной форме является более эффективной ипрозрачной формой размещения заказа, чем запрос котировок.

Группировка по одноименности

Номенклатуране является документом, накладывающим ограничения на формирование лотов припроведении торгов.

Всоответствии с Законом № 94-ФЗ документация о торгах не должна содержать указаниена товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты,полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товараили наименование производителя, а также требования к товару, информации,работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количестваучастников размещения заказа.

Соответствующийзапрет на установление заказчиком требований, влекущих за собой ограничениеколичества участников размещения заказа, установлен также ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.Согласно указанной норме запрещается ограничение конкуренции между участникамиторгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг),технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение,оказание которых являются предметом торгов.

Номенклатура товаров, работ,услуг для нужд заказчиков составлена с учетом всех позиций Общероссийскогоклассификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93(утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17; далее-ОКДП).

Номенклатура не определяет виды товаров, работ, услуг, которые должны закупать заказчики для своих нужд, т. е. не является документом, обязывающим или запрещающим им размещать заказы на включенные в номенклатуру виды товаров, работ, услуг.

Единственное назначение номенклатуры заключается в группировке товаров, работ, услуг по признаку одноименности и, таким образом, она призвана прежде всего исключить случаи злоупотребления со стороны заказчиков (в частности, случаи необоснованного дробления заказов) и контролирующих органов.

Согласно Закону № 94-ФЗ под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе номенклатуры.

Номенклатура состоит из 221 группы товаров, работ, услуг, каждая из которых, в свою очередь, включает один или несколько кодов ОКДП.

Все коды ОКДП, отнесенные к одной группе номенклатуры, включают в себя товары, работы, услуги, которые являются одноименными. Например:

Группа № 129 номенклатуры включает в себя три кода ОКДП. Все товары, входящие в состав кодов 3130000, 3140000, 3190000 ОКДП, в номенклатуре относятся к одной группе "Электрооборудование" и являются одноименными.

Отдельные группы номенклатуры содержат коды ОКДП, сопровождающиеся словом "кроме". Например:

Следует учесть!

Большая часть кодов, включенных в номенклатуру, имеет высокую иерархическую позицию (3311000, 1810000, 5030000). Учитывая струк- туру кодов ОКДП, код 3311000 включает в себя низшие иерар- хические позиции, например, та- кие, как коды 3311110, 3311120, 3311130 и т. д., в которые, в свою очередь, входят еще более низкие иерархические позиции. Таким об- разом, все низшие иерархические позиции кода 3311000 также содер- жат товары, работы, услуги, кото- рые в соответствии с номенклату- рой являются одноименными.

К группе № 9 "Продукциярастениеводства" номенклатуры относятся товары, работы, услуги, входящиев код 0110000 ОКДП, за исключением товаров, работ, услуг, которые включены вкоды 0112000, 0113000 ОКДП. Учитывая структуру кодов ОКДП, коды 0112000,0113000 занимают низшую иерархическую позицию и входят в состав кода 0110000,однако в номенклатуре товары, работы, услуги, относящиеся к кодам 0112000,0113000, вынесены в отдельные группы.

Так, код0112000 входит в состав группы № 24 "Овощи и продукты переработки" номенклатуры,а код 0113000 включен в группу № 25 "Фрукты, орехи, культуры для производстванапитков и пряностей и продукты переработки" номенклатуры.

При определении одноименности работ с целью проверкиналичия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства следуетучитывать ряд особенностей.

Так, в соответствии с ч. 2.1ст. 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа на выполнение работ по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путемпроведения аукциона в случае если начальная (максимальная) цена контракта(цена лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчик вправе установитьучастникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет,предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работпо строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитальногостроительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из несколькихгрупп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствиис номенклатурой.

Для этих целей работы построительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитальногостроительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек,киосков, навесов и других подобных построек, включенные в группу № 221 номенклатуры,следует классифицировать в следующие подгруппы:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальномуремонту объектов капитального строительства, отнесенные всоответствии с Градостроительным кодексомРФ (далее — ГСК РФ) к особо опасным и технически сложным объектам;
  • работы по строительству,реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства(включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным итехнически сложным;
  • работы по строительству,реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющиеся объектамикапитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другиеподобные постройки).

При этом заказчики,уполномоченные органы, руководствуясь ГСК РФ, самостоятельно принимают решенияпо отнесению работ, входящих в группу № 221 номенклатуры, к указаннымподгруппам.

Некоторые заказчики разместили заказы и заключили контракты в соответствии с ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ либо договоры в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ еще до вступления в силу номенклатуры.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, действие номенклатуры не распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу номенклатуры.

В то же время начиная с этой даты заказчикам, размещающим заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ч. 3 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, при определении одноименности товаров, работ, услуг следует применять номенклатуру и учитывать уже закупленные в рамках данного квартала товары, работы, услуги в соответствии с указанными положениями Закона № 94-ФЗ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×