Критиковать и принимать критику – это искусство

1279
Каждому сотруднику и руководителю в своей жизни приходится принимать критику и критиковать других. Конечно, хочется быть прекрасным во всем и всегда, соответствовать лучшим представлениям профессионализма. Но идеальных людей не бывает и поступки могут не соответствовать тому, что от нас требуется. Правильное умение реагировать на критику и подвергать критике является одним из важнейших критериев зрелой личности.

От критика до киллера – один шаг

Частокритик-руководитель воспринимается как вредитель, который опирается на ошибкии проблемы. А ведь сотрудникам важно и нужно, чтобы после общения сруководителем хотелось работать, чтобы речь была поддерживающей, мотивировалана дальнейшие свершения, помогала развиваться. Ошибки коммуникации могут бытьсовершенно разные, и все их перечислять не имеет смысла. Давайте выберем частовстречающиеся и очень тяжелые для восприятия.

Одной изпроблем критических замечаний может стать характерная манера высказываться вформе обобщающих утверждений: "Сделано неверно", "Этот проект обойдетсяслишком дорого", "Из этого ничего не выйдет", "Подобныйвариант решения задачи потребует слишком больших усилий" и пр. Дело втом, что, исходя из подобной формулировки, сотрудник может только согласитьсяили не согласиться с подобными высказываниями. Если руководитель говорит:"Этот проект обойдется слишком дорого", можно ответить:"Думаю, вы правы" или "Нет, это совсем не так дорого".

Еще однойиз возможных ярких ошибок, которые усложняют жизнь сотрудников на работе,являются критические замечания, относящиеся к личности сотрудника и никаким образом не взаи­мосвязанные вданный момент со сложившейся ситуацией. Между фразами "Вы как учились вшколе? Вы делаете много грамматических ошибок", "Неуч, как я тебявообще к документации подпустила", "Разгильдяйство!" и "Вэтом документе я исправил несколько грамматических ошибок" есть существеннаяразница.

Начинаянападать на сотрудника на уровне личности, неуважительно относясь к прошломуопыту, руководитель-критик превращается уже в руководителя-киллера.

Мудрый совет

Избегайте публичных критических замечаний. Это может ухудшить климат в коллективе и подорвать доверие к вам и подчиненному.

Основнаязадача руководителя - сделать так, чтобы сотрудник выполнял свои задачи, лучшеработал, приносил пользу организации. Большое количество ошибок вовзаимодействии с персоналом не ведут к данной задаче. Таким образом,критическое замечание, сформулированное в неверной форме, приводит кполяризации мнений, разногласиям и в конечном итоге, если сотрудник несогласится с критикой, к конфликтам. Конфликты не обязательно могут бытьвысказаны руководителю в лицо, они могут быть обсуждены в курилке, в семейномкругу или быть просто запомнены до следующего раза.

Учеными было доказано, чтоесли неправильно критиковать сотрудника, его продуктивность и желание работатьв разы снижаются, это может привести к профессиональному сгоранию. Быловыявлено, что нейтрализация скопившегося негатива, выведение сотрудника наэффективное поведение, снятие напряжения после неверно выстроенного разговоратребует от 5 до 7 позитивных подкреплений, похвал, комплиментов.

Негативные эмоции вредят вашему здоровью, поэтому необходимо “разрядиться”, не копить и не носить их с собой. В Японии подчиненные колотят специально для этого сделанных кукол. Вы можете колотить подушку, сделать пробежку или написать гневное письмо.

Модель поведения - руководитель-критик совершенно невыгодна, разрушает рабочий коллектив, взаимоотношения и эмоциональный фон, вызывает массу физических сложностей, чтобы привести сотрудника в чувство. Поэтому легче, удобнее, приятнее, полезнее использовать механизмы корректного выстраивания отношений для передачи необходимых критических замечаний.

Инструменты конструктивного критика

Определим,какие могут быть качественные действия для создания взаимного согласия иплодотворного сотрудничества:

  • критические замечания направляйте на позитивныеизменения в будущем, а не на поиск виноватых или ошибки в прошлом;
  • при выявлении ошибокпервоначально найдите возможность оценить работника, найдите хорошие,положительные качества, действия в прошлом. Это покажет сотруднику, что вы еговсе-таки цените, готовы сотрудничать и именно поэтому хотите ему указать нанедочеты в работе;
  • расскажите ситуацию, котораяпроисходила с другими организациями и людьми, и дайте сотруднику самостоятельносделать вывод. К примеру: "Ты знаешь, в соседнем отделе была ситуация,когда сотрудник не дал документы на перепроверку корректорам, они ушли вминистерство, и руководитель потом получил выговор за неправильно составленныйдокумент";
  • избегайте критиковать то, чтосотрудник не может изменить в силу своих очевидных мотивов, жизненныхобстоятельств или врожденных недостатков. Подобная критика бессмысленна ивызовет лишь озлобленность. Касайтесь только того, что подчиненный в силах изменить;
  • критикуйте по фактуслучившегося события, оценивайте предварительно то, чем занимается сотрудники в состоянии ли он воспринимать вашу обратную связь в данный момент.

Помните, что организация, в которой протекает деятельность подразделения, - это система, поэтому все, что там происходит, естьрезультат активности всех элементов. И если у сотрудника появились сбои, виноват не только он один.

Как себя вести, если критикуют

В деловом общении одним изкритериев профессионализма, тем, что помогает достигать успеха и продвигатьсяпо карьерной лестнице, является умение правильно реагировать на критическиезамечания. Мы не всегда в силах исправить другого человека, особенно, если онне является нашим подчиненным. Тем более это будет неуместно, если вынаходитесь в диалоге с начальником, который не умеет вести себя адекватно, несправляется с эмоциями, использует манипулятивные, неприятные речевые обороты.Поэтому давайте разберем те практические инструменты, которые помогают впостроении конструктив­ного диалога с критикующим.

  1. Смотрите вглубь намерения.Важно помнить, что любая критика, подобно любому другому поведению, вызванаблагими намерениями. Найдите их, и вам станет понятнее, ради чего затевалсяподобный разговор.
  2. Отделите информацию отэмоций. При внешне неадекватной поведенческой линии посмотрите на содержаниевысказываний. Что до вас хочет донести собеседник?
  3. Не оправдывайтесь.Многочисленные доводы в защиту и объяснение причин не самый лучший способ.Если факт свершился, то униженная, почти детская позиция сможет только усугубитьситуацию.
  4. Не идите в контратаку. Непровоцируйте конфликт к его дальнейшему развитию, если не ставите перед собойподобной задачи. Уберите желание нападать в ответ на критику в ваш адрес.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×