Критиковать и принимать критику – это искусство

2873
Критиковать и принимать критику – это искусство
Каждому сотруднику и руководителю в своей жизни приходится принимать критику и критиковать других. Конечно, хочется быть прекрасным во всем и всегда, соответствовать лучшим представлениям профессионализма. Но идеальных людей не бывает и поступки могут не соответствовать тому, что от нас требуется. Правильное умение реагировать на критику и подвергать критике является одним из важнейших критериев зрелой личности.

От критика до киллера – один шаг

Часто критик-руководитель воспри­нимается как вредитель, который опи­рается на ошибки и проблемы. А ведь сотрудникам важно и нужно, чтобы по­сле общения с руководителем хотелось работать, чтобы речь была поддержи­вающей, мотивировала на дальнейшие свершения, помогала развиваться. Ошибки коммуникации могут быть со­вершенно разные, и все их перечислять не имеет смысла. Давайте выберем ча­сто встречающиеся и очень тяжелые для восприятия.

Одной из проблем критических за­мечаний может стать характерная ма­нера высказываться в форме обобщаю­щих утверждений: "Сделано неверно", "Этот проект обойдется слишком доро­го", "Из этого ничего не выйдет", "По­добный вариант решения задачи потре­бует слишком больших усилий" и пр. Дело в том, что, исходя из подобной формулировки, сотрудник может толь­ко согласиться или не согласиться с по­добными высказываниями. Если руко­водитель говорит: "Этот проект обой­дется слишком дорого", можно отве­тить: "Думаю, вы правы" или "Нет, это совсем не так дорого".

Еще одной из возможных ярких оши­бок, которые усложняют жизнь сотруд­ников на работе, являются критические замечания, относящиеся к личности сотрудника и никаким образом не взаи­мосвязанные в данный момент со сло­жившейся ситуацией. Между фразами "Вы как учились в школе? Вы делаете много грамматических ошибок", "Неуч, как я тебя вообще к документации под­пустила", "Разгильдяйство!" и "В этом документе я исправил несколько грам­матических ошибок" есть существен­ная разница.

Начиная нападать на сотрудника на уровне личности, неуважительно отно­сясь к прошлому опыту, руководитель-критик превращается уже в руководи­теля-киллера.

***Мудрый совет
Избегайте публичных критических замечаний. Это может ухудшить климат в коллективе и подорвать доверие к вам и подчиненному.

Основная задача руководителя -сделать так, чтобы сотрудник выпол­нял свои задачи, лучше работал, при­носил пользу организации. Большое количество ошибок во взаимодействии с персоналом не ведут к данной задаче. Таким образом, критическое замеча­ние, сформулированное в неверной форме, приводит к поляризации мне­ний, разногласиям и в конечном итоге, если сотрудник не согласится с крити­кой, к конфликтам. Конфликты не обязательно могут быть высказаны руководителю в лицо, они могут быть обсуждены в курилке, в семейном кру­гу или быть просто запомнены до сле­дующего раза.

Учеными было доказано, что если неправильно критиковать сотрудника, его продуктивность и желание работать в разы снижаются, это может привести к профессиональному сгоранию. Было выявлено, что нейтрализация скопив­шегося негатива, выведение сотрудни­ка на эффективное поведение, снятие напряжения после неверно выстроен­ного разговора требует от 5 до 7 пози­тивных подкреплений, похвал, ком­плиментов.

Негативные эмоции вредят вашему здоровью, поэтому необходимо "разрядиться", не копить и не носить их с собой. В Японии • подчиненные колотят специально для этого сделанных кукол. Вы можете колотить по­душку, сделать пробежку или написать гнев­ное письмо.

Модель поведения - руководитель-критик совершенно невыгодна, разру­шает рабочий коллектив, взаимоотно­шения и эмоциональный фон, вызыва­ет массу физических сложностей, что­бы привести сотрудника в чувство. Поэтому легче, удобнее, приятнее, по­лезнее использовать механизмы кор­ректного выстраивания отношений для передачи необходимых критических за­мечаний.

Инструменты конструктивного критика

Определим, какие могут быть качест­венные действия для создания взаим­ного согласия и плодотворного сотруд­ничества:

  • критические замечания направляйте на позитивные изменения в буду­щем, а не на поиск виноватых или ошибки в прошлом;
  • при выявлении ошибок первона­чально найдите возможность оце­нить работника, найдите хорошие, положительные качества, действия в прошлом. Это покажет сотрудни­ку, что вы его все-таки цените, гото­вы сотрудничать и именно поэтому хотите ему указать на недочеты в ра­боте;
  • расскажите ситуацию, которая проис­ходила с другими организациями и людьми, и дайте сотруднику само­стоятельно сделать вывод. К примеру: "Ты знаешь, в соседнем отделе была ситуация, когда сотрудник не дал до­кументы на перепроверку корректо­рам, они ушли в министерство, и ру­ководитель потом получил выговор за неправильно составленный доку­мент";
  • избегайте критиковать то, что со­трудник не может изменить в силу своих очевидных мотивов, жизнен­ных обстоятельств или врожденных недостатков. Подобная критика бессмысленна и вызовет лишь озлобленность. Касайтесь только того, что подчиненный в силах из­менить;
  • критикуйте по факту случившегося события, оценивайте предвари­тельно то, чем занимается сотруд­ник и в состоянии ли он восприни­мать вашу обратную связь в данный момент.

Помните, что организация, в которой проте­кает деятельность подразделения, - это система, поэтому все, что там происходит, есть • результат активности всех элементов. И если у сотрудника появились сбои, виноват не только он один.

Как себя вести, если критикуют

В деловом общении одним из крите­риев профессионализма, тем, что помо­гает достигать успеха и продвигаться по карьерной лестнице, является умение правильно реагировать на критические замечания. Мы не всегда в силах испра­вить другого человека, особенно, если он не является нашим подчиненным. Тем более это будет неуместно, если вы находитесь в диалоге с начальником, который не умеет вести себя адекватно, не справляется с эмоциями, использует манипулятивные, неприятные речевые обороты. Поэтому давайте разберем те практические инструменты, которые помогают в построении конструктив­ного диалога с критикующим.

1. Смотрите вглубь намерения. Важ­но помнить, что любая критика, подоб­но любому другому поведению, вызва­на благими намерениями. Найдите их, и вам станет понятнее, ради чего зате­вался подобный разговор.

2. Отделите информацию от эмоций. При внешне неадекватной поведенче­ской линии посмотрите на содержание высказываний. Что до вас хочет донес­ти собеседник?

3. Не оправдывайтесь. Многочислен­ные доводы в защиту и объяснение при­чин не самый лучший способ. Если факт свершился, то униженная, почти детская позиция сможет только усугу­бить ситуацию.

Не идите в контратаку. Не прово­цируйте конфликт к его дальнейшему развитию, если не ставите перед собой подобной задачи. Уберите желание на­падать в ответ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×