text
Учет в учреждении

Новые правила взыскания по исполнительным документам

  • 6 октября 2011
  • 1609
Советник руководителя Федерального казначейства

В связи с делением государственных (муниципальных) учреждений на три типа – казенные, бюджетные и автономные – Законом № 83-ФЗ установлены особенности обращения взыскания на средства каждого типа учреждений на основании предъявленных им исполнительных документов. Расскажем, в чем именно они заключаются.

Обращение взыскания на средства казенных учреждений

Согласно п. 6 ч. 19 ст. 33Закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение — получатель бюджетных средств или казенноеучреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных висполнительном документе, в порядке, установленном гл. 24.1 БК РФ.

Так, в новой редакции гл.24.1 БК РФ установлено, что исполнение требований судебных актов,предусматривающих обращение взыскания по денежным обязательствам казенныхучреждений, осуществляется только за счет средств соответствующего бюджета.Нормы, определяющие порядок исполнения судебных актов за счет средств отприносящей доход деятельности, утратили силу с 1 января 2011 г.

Однако Минфином России былиподготовлены поправки в Закон № 83-ФЗ, предусматривающие возможность исполненияв 2011 г. казенными учреждениями, а также бюджетными учреждениями, являющимисяполучателями бюджетных средств, исполнительных документов за счет средств отприносящей доход деятельности (в соответствии с разъяснениями Минфина Россииот 02.03.2011). По мнению Минфина России, данные учреждения вправе в 2011 г.использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, наисполнение требований по исполнительным документам до вступления в действиеуказанных поправок.

Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений

В соответствии с ч. 20 ст. 30Закона № 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учрежденийосуществляется:

  • на основании исполнительныхдокументов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РоссийскойФедерации;
  • в соответствии с установленными законодательством РоссийскойФедерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокампредъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (заисключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбевзыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя суказанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечисленысредства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо егопредставителем с приложением до­веренности или нотариально заверенной копиидоверенности, удостоверяющей полномочия представителя.

Основаниями для возврата взыскателю документов,поступивших на исполнение, являются:

  • непредставление исполнительного документа илизаявления;
  • несоответствиеисполнительного документа или заявления требованиям, установленнымзаконодательством;
  • отсутствие лицевого счета бюджетногоучреждения в соответствующем финансовом органе, в который предъявленисполнительный документ;
  • отсутствие в исполнительномдокументе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, покоторым не требуется текущий либо последующий расчет при исполненииисполнительного документа);
  • указание в исполнительномдокументе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте;
  • неверное указание в заявленииреквизитов банковского счета взыскателя.

Основаниями для возврата в суд исполнительныхдокументов, поступивших на исполнение, являются:

  • представление судом заявления(либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
  • представление должником, либовзыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащийисполнению;
  • невозможность осуществитьвозврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.

Исполнительный документ,предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетногоучреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самимвзыскателем вместе с соответствующими документами в орган по месту открытиябюджетному учреждению-должнику лицевых счетов.

Орган, осуществляющийоткрытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения — должника, не позднеепяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет емууведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема кисполнению с приложением заявления взыскателя.

Если в заявлении указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения - должника, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о необходимости представления уточненных реквизитов банковского счета.

Бюджетное учреждение —должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступленииисполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие иведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств дляполного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общегоостатка средств, учтенных на его лицевом счете. При этом бюджетное учреждение —должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должнопроизводиться списание средств.

При отсутствии либонедостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительныхдокументов бюджетное учреждение — должник обязано представить в орган по местуоткры­тия ему соответствующего лицевого счета платежный документ на перечислениесредств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа непозднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенныйим лицевой счет.

Следует учесть!

В соответствии с п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ операции по ли- цевым счетам бюджетного учре- ждения – должника не приоста- навливаются при предъявлении им в орган Федерального казна- чейства (далее – ОФК) (в случае если лицевые счета открыты ему в ОФК) документа, подтвер- ждающего исполнение исполни- тельного документа, документа об отсрочке, рассрочке или отло- жении исполнения судебных ак- тов либо документа, отменяюще- го или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан ис- полнительный документ.

В случаенарушения бюджетным учреждением — должником установленных требований орган,осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает домомента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств навсех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, с уведомлением должникаи его структурных (обособленных) подразделений.

Если выплаты по исполнениюисполнительного документа имеют периодический характер, бюджетное учреждение —должник одновременно с платежным документом представляет в орган,осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, информацию о датеежемесячной выплаты по исполнительному документу.

При нарушении бюджетнымучреждением порядка представления документов, а также срока ежемесячной выплатыпо исполнительному документу, указанному в представленной им информации,орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника,приостанавливает не позднее пятого рабочего дня, следующего за указаннымдолжником днем осуществления ежемесяч­ной выплаты, до момента устранениянарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевыхсчетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, от­крытыев данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов),с уведомлением бюджетного учреждения — должника и его структурныхподразделений.

При полном исполненииисполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевыхсчетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размереперечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ.

Важный нюанс

При невозможности взыскания денежных средств в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев или в случае если счета открыты ему в учреждении ЦБ РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обращение взыскания на средства автономных учреждений

По общему правилу,установленному ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, исполнение исполнительного документаосуществляется путем обращения взыскания на имущество автономного учреждения —должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Обисполнительном производстве".

Однако если автономнымучреждениям открыты лицевые счета в территориальных ОФК, финорганах субъектовРФ, муниципальных образований, то обращение взыскания на их средстваосуществляется в порядке, аналогичном установленному ч. 20 ст. 30 Закона №83-ФЗ для бюджетных учреждений (ч. 3.19 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Указанноеположение было введено в ст. 2 Закона № 174-ФЗ на основании ст. 3 Федеральногозакона от 18.07.2011 № 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемправового положения автономных учреждений".

Изменения в БК РФ

В настоящее времяподготовлены изменения в БК РФ в части исполнения ОФК исполнительныхдокументов, предусматривающих обращения взыскания на средства бюджетовбюджетной системы Российской Федерации. Данные поправки находятся на согласованиив Правительстве РФ.

Во-первых, внесена поправка вст. 242.1 БК РФ, предусматривающая возможность указания в исполнительномдокументе индексации либо иных видов расчетов в части сумм, подлежащихвзысканию. Кроме того, предполагается установить механизм проверки расчетадолжником сумм, подлежащих выплате с учетом индексации, в рамках которогодолжник для подтверждения суммы платежа обязан представить в ОФК расчет,утвержденный руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными лицами)должника.

Ответственность за правильность расчета суммы, подлежащей индексации, несет должник.

Во-вторых, расширен переченьоснований для возврата ОФК исполнительных документов взыскателю безисполнения. В него включены следующие основания:

  • несоответствие документов, указанных в п. 2 ст. 242.1БК РФ, требованиям законодательства Российской Федерации;
  • указание в исполнительном документесуммы денежных средств, подлежащих взысканию, в иностранной валюте;
  • неверное указание в заявлениивзыскателя реквизитов его банковского счета.

Следует отметить, что ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗпредусмотрен возврат взыскателю без исполнения исполнительных документов,предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, поуказанным основаниям. Вместе с тем, при исполнении ОФК исполнительныхдокументов в порядке, предусмотренном БК РФ, возможность возвратаисполнительных документов по этим причинам отсутствует. Поскольку положения ч.20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ учитывают практику организации ОФК исполнения судебныхактов, было принято решение привести в соответствие п. 2 ст. 242.1 БК РФположениям вышеуказанной статьи.

И в-третьих, в настоящеевремя положениями БК РФ не предусмотрен возврат ОФК исполнительного документавзыскателю по причине отсутствия лицевого счета должника, открытого в данномОФК. При этом не предусмотрены также и какие-либо иные действия ОФК в случаепоступления такого исполнительного документа.

Вместе с тем, в соответствиисо сложившейся судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от21.10.2008 № 6758/08, от 01.03.2011 № 9647/10) действия ОФК в случае возвратаисполнительных документов по причине отсутствия лицевого счета должника вданном ОФК признаются незаконными.

В целях устранения имеющейся коллизии в нормативномрегулировании в соответствии с имеющейся судебной практикой в рамках вносимыхпоправок в БК РФ предполагается, что в случае отсутствия в ОФК лицевого счетадолжника, ОФК обязан в течение пяти рабочих дней установить, в каком ОФКдолжнику открыт лицевой счет, и направить в этот орган исполнительные документыдля исполнения с одновременным уведомлением об этом взыскателя.

Важный нюанс

В случае отсутствия в ОФК лицевого счета должника исполнительные документы направляются для исполнения в ОФК по месту открытия лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств с одновременным уведомлением взыскателя.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.