Проверки без иллюзий: что ждать от комиссий ФАС России

1525
 Черкасова Ю.А.
Главный специалист-эксперт правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России
Действия контролирующих органов вызывают много вопросов у участников госзаказа. В статье рассказывается о некоторых заблуждениях относительно полномочий контролирующих структур.

Одной из актуальных проблемсегодня является правильность применения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №94-ФЗ). Постараемся развеять два основных мифа, связанных с проверками:

  • комиссия ФАС России поконтролю в сфере размещения заказов (далее — комиссия ФАС России) не имеетправа рассматривать жалобы на действия региональных и муниципальныхзаказчиков, специализированных организаций, уполномоченных органов;
  • комиссия ФАС России не можетвыдавать предписаний о внесении изменений в документацию, об отмене протоколови об аннулировании торгов.

Миф первый

Контроль за соблюдениемзаконодательства о размещении заказов осуществляется в соответствии со ст. 17Закона № 94-ФЗ и административным регламентом Федеральной антимонопольнойслужбы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации,конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа напоставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379(далее — Административный регламент).

Следует учесть!

Исходя из смысла приказа ФАС России от 06.05.2008 № 156 “О рассмотрении жалоб на дей- ствия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специа- лизированной организации, кон- курсной, аукционной и котировоч- ной комиссии”, контролирующий орган оставляет за собой право на рассмотрение жалоб при разме- щении заказов, начальная (макси- мальная) цена которых составля- ет 1 млрд руб. и более.

В соответствии с п. 3.7 Административного регламентатерриториальный орган ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие)заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующегооргана, и совершенные при размещении заказа:

  • для федеральных нужд —территориальным органом федерального органа исполнительной власти илиуполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной властиполуча­телем бюджетных средств;
  • для нужд субъекта РФ;
  • для муниципальных нужд.

Согласно п. 3.6Административного регламента ФАС России рассматривает жалобы на действия(бездействие) заказчика:

  • при размещении заказа дляфедеральных нужд федерального органа исполнительной власти;
  • приразмещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Согласно приказу ФАС России от 23.12.2009 № 863"О разграничении полномочий при осуществлении проверок, рассмотрениижалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки" толькоцентральный аппарат контрольного органа имеет право проводить проверки и рассматриватьжалобы на действия операторов электронных площадок.

В соответствии с п. 3.10 Административного регламента ФАС России предоставлены дополнительные полномочия по рассмотрению любых жалоб вне зависимости от того, на территории какого субъекта РФ зарегистрирован заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, чьи действия обжалуются.
Более того, Законом № 94-ФЗ не установлена обязанность заявителя подавать жалобу на действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, регионального или муниципального заказчика именно в территориальный орган ФАС России, а Административный регламент не обязывает ФАС России передавать такие жалобы в территориальные органы.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 94-ФЗ в целях восстановления публичного порядка, а также нарушенных прав участников гражданского оборота ФАС России как уполномоченный орган по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд вправе осуществлять внеплановые проверки на основании любой поступившей к ней информации о нарушении указанного законодательства.

Миф второй

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 94-ФЗ, внеплановыепроверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ или муниципалитетовпроизводятся, соответственно, уполномоченными на осуществление контроля всфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органомисполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 5.3.1.12Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлениемПравительства РФ от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение о ФАС России),проведение проверок соблюдения заказчиками, уполномоченными органами,специализированными организациями либо конкурсными, аукционными комиссиямитребований Закона № 94-ФЗ, установление в рамках указанных проверок каких-либообстоятельств и принятие мер по результатам проверок является исключительнойкомпетенцией ФАС России. Аналогичный вывод сделал и ФАС Московского округа впостановлении от 30.12.2008 № КА-А40/12672-08 по делу № А40-29937/08-17-316.

Частью 5 ст. 17 Закона № 94-ФЗ установлено, чтовнеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещениязаказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномочен­ного органаили специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочнойкомиссии, поступления информации о нарушении законодательства и (или) иныхнормативных правовых актов о размещении заказов.

При внеплановой проверке проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в т. ч. не указанных в жалобе (в иной поступившей информации), а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом обжалования, требованиям законодательства о размещении заказов.

Таким образом, исходяиз смысла п. 3.35 Административного регламента и ч. 9 ст. 17 Закона № 94-ФЗ,ФАС России при выявлении нарушений в ходе проведения плановой или внеплановойпроверки, а также в результате рассмотрения жалобы вправе выдать обязательноедля исполнения предписание об устранении таких нарушений в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.37Административного регламента, действиями, направленными на устранениенарушений законодательства о размещении заказов, могут быть:

  • отмена протоколов,составленных в ходе проведения процедуры размещения заказа. Предписание оботмене протоколов составляется также в том случае, если выдается предписание овнесении изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок и (или)документацию о торгах;
  • внесение изменений вконкурсную или аукционную документацию, извещение о проведении конкурса,аукциона, запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в торгах,запросе котировок должен быть продлен таким образом, чтобы с моментаопубликования и размещения таких изменений он составлял:
    • не менее 20 дней — дляконкурса;
    • 15 дней — для аукциона;
    • 4 рабочих дня — для запросакотировок;
  • проведение процедурразмещения заказов в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ;
  • иные действия, направленныена устранение нарушений законодательства о размещении заказов.

Таким образом, комиссия ФАСРоссии, исполняя контрольную функцию в сфере размещения заказа, имеет правовыдать предписание об аннулировании торгов.

Пример

В ФАС России поступила жалоба организации на действиязаказчика при проведении открытого аукциона на поставку товаров (далее -аукцион).

Рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона№ 94-ФЗ и Административным регламентом проверку, комиссия ФАС Россииустановила следующее. Поиск поставщиком на официальном сайте информации опредстоящих торгах осуществляется путем ввода слов и словосочетаний,соответствующих предмету поставки товаров, указанных в наименовании заказа.

Предметом поставки товаров в указанном аукционеявлялось медицинское оборудование. Вместе с тем, публикуя информацию оразмещаемом заказе, заказчик сформулировал наименование предмета аукциона как"на поставку товаров".

Категория "товары", указанная заказчиком в качестве предметаторгов, является родовым понятием по отношению к конкретным видам товаров.Указанная категория включает в себя все возможные виды товаров, предназначенныек поставке. Идентификация предмета аукциона, а следовательно, и поиск такихторгов исходя из наименования заказа "на поставку товаров"невозможны.

В силу неопределенности наименования предмета торговосуществить поиск размещаемого заказа на поставку медицинского оборудования,вводя в строку "наименование торгов" словосочетание "поставкатоваров" невозможно.

Такие действия приводят к ограничению конкуренции иделают возможным участие в аукционе только тех участников размещения заказа,которые заранее (вне процедуры размещения государственного заказа) уведомлены оконкретном предмете торгов, что недопустимо в соответствии с законодательствомо размещении заказов и создает угрозу проведения коррупционных торгов с заранееопределенным победителем.

Врезультате рассмотрения данной жалобы комиссия ФАС России выдала заказчикупредписание об аннулировании торгов, т. к. данное правонарушение было допущеноим на начальном этапе размещения заказа и повлекло негативные правовыепоследствия в виде невозможности участия в аукционе на поставку медицинскогооборудования поставщиков данного товара.

Следует учесть!

В случае несогласия с решения- ми и предписаниями, выданными как центральным аппаратом ФАС России, так и ее территори- альными управлениями, участ- ники рассматриваемых жалоб и иные лица на основании ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ имеют право их обжаловать в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Следует помнить, что за неисполнение предписания ФАС России предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 50 тыс. руб., для юридических лиц — в размере 500 тыс. руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Поэтому, подавая заявление о признании решения и предписания контролирующего органа в сфере размещения заказов незаконными, следует помнить, что приостановить их действие можно лишь путем подачи заявления в суд о принятии обеспечительных мер.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль