Распоряжение внебюджетными средствами по новым нормам

1657
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Что необходимо учесть бухгалтеру казенного учреждения при отражении в бюджетном учете операций по приносящей доход деятельности, а также пожертвованиям?

Нормативное регулирование

На основании ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Аналогичная норма установлена ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ), в соответствии с которой казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Эта же статья устанавливает важную норму, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее - Закон № 83-ФЗ), положения абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, абз. 4 п. 3 и п. 5 ст. 41, абз. 2 п. 1 ст. 51, абз. 4 ч. 1 ст. 57 и абз. 4 ч. 1 ст. 62 БК РФ (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 г., если законом субъекта РФ или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, определяют исчерпывающий перечень видов деятельности, в т. ч. платной, которое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (в отношении федерального казенного учреждения - п. 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539).

При принятии решения о возможности оказания услуг (выполнения работ) казенным учреждением на платной основе следует исходить из установленных законодательными и иными нормативными (муниципальными) правовыми актами соответствующих полномочий главного распорядителя бюджетных средств.

Минфин России предлагает дополнить п. 3 ст. 161 БК РФ поправкой, уточняющей полномочия главного распорядителя бюджетных средств о необходимости установления порядка определения платы при осуществлении приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого оно находится.

В случае принятия положительного решения о возможности оказания учреждением услуг на платной основе главному распорядителю бюджетных средств необходимо определить источник финансового обеспечения указанной деятельности.

Распределение бюджетных ассигнований

Правовые основания определения источника финансового обеспечения приносящей доход деятельности установлены частями 21 и 22 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, на основании которых на очередной финансовый год бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие такую деятельность, планируются с учетом расходов, производимых учреждениями в текущем финансовом году в соответствии со сметой доходов и расходов.

ГРБС, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Данная норма не противоречит бюджетному законодательству, т. к. в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся, в т. ч., отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года. То есть когда эти доходы, например от платной деятельности казенных учреждений, впервые становятся доходами бюджета.

Установление такой нормы как постоянно действующей противоречит БК РФ, но согласимся, что в ней уже и нет такой надобности, т. к. отчетный год позволяет получить базу для расчета бюджетных ассигнований на последующие планируемые финансовые периоды.

Принятие решения о распределении бюджетных ассигнований учреждениям с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности порождает расходные обязательства соответствующего публично-правового образования, подлежащие исполнению за счет средств бюджета, тогда как доходы от осуществления приносящей доход деятельности казенными учреждениями являются планируемыми.

Добровольные пожертвования

В отношении пожертвований, которые также могут поступать государственным (муниципальным) учреждениям, вопрос рекомендуется рассматривать со следующих позиций.

В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом.

Таким образом, законодательство разрешает и казенному учреждению, осуществляющему указанные виды деятельности, получать такой источник расходов, соответствующих целям, на достижение которых физическими и юридическими лицами предоставляются добровольные взносы и пожертвования.

Правда, при этом указанные средства должны поступать в соответствующий бюджет, и исходя из положений Закона № 83-ФЗ источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением после 1 января 2012 г., является соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 35 БК РФ расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся, в т. ч., целевых средств.

На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства РФ при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации добровольных пожертвований и безвозмездных поступлений сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×