Чем ограничивается самостоятельность руководителя учреждения

2084
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений их руководители должны выполнять жесткие требования, установленные законодательством, в то же время им предоставлены новые механизмы реализации своих полномочий. О том, какими правами и свободами в принятии решений наделены руководители бюджетных и автономных учреждений в современных условиях хозяйствования, читайте далее.

Права иобязанности руководителя определяются:

  • нормативными правовыми актами(законами, постановлениями, распоряжениями органов государственной власти,органов местного самоуправления);
  • уставами учреждений илокальными правовыми актами (приказы руководителей учреждения);
  • трудовыми договорами,заключаемыми с руководителями. Уставы, локальные правовые акты и трудовыедоговоры не должны противоречить нормативным правовым актам. Они также немогут регулировать вопросы, выходящие за компетенцию, определенную нормативнымиправовыми актами.

Рассмотрим, какими правами поуправлению учреждениями наделены их руководители, и чем эти права могут бытьограничены.

Самостоятельное определение цен на услуги

Следует учесть!

Государство как собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязатель- ствам бюджетных и автономных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Следовательно, при привлече- нии руководителя к ответствен- ности по вопросам обоснованно- сти определения цен на услуги учреждения нет смысла ссылать- ся на факт согласования цен с уч- редителем или с органом, осуще- ствляющим полномочия собствен- ника от имени соответствующего субъекта РФ или муниципально- го образования. В этом заключа- ется хозяйственная самостоя- тельность бюджетных и автоном- ных учреждений.

Нередкоучредитель излишне контролирует деятельность руководителей учреждений. Вчастности, включает в подзаконные акты (приказы учредителя)требование о согласо­вании цен на услуги (работы), относящиеся к основным видамдеятельности подведомственного бюджетного учреждения, оказываемые им сверхустановленного государственного задания, несмотря на то, что законодательствомпредусмотрено иное.

Например, в соответствии сост. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВСРФ 09.10.1992 № 3612-1, цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включаяцены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.Следовательно, они могут доводиться до сведения учредителя и иных заинтересованныхлиц в уведомительном порядке. В то же время руководители учреждений культурынесут полную ответственность за их размер и обоснованность.

Учредитель вправеустанавливать предельные цены только в государственном задании, доводимомучреждению, на услуги, оказание которых предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации на платной основе*. Цены наиные услуги руководитель учреждения определяет самостоятельно, соответственноучредитель не устанавливает предельные цены на эти услуги. К таким видам услуготносится большинство услуг, оказываемых в рамках гражданско-правовыхдоговоров, они могут носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

Таким образом, основная отличительная особенностьстатуса руководителя учреждения — самостоятельность при определении ценовойполитики, которая ограничивается предельными ценами государственного(муниципального) задания (когда услуги в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации обязательно оказываются на платной основе) и рыночнымспросом на оказываемые услуги.

При реализации своихполномочий по установлению цен руководители учреждений должны следовать буквезакона, однако нередки случаи, когда они исходят только из практической целесообразности, не принимая во внимание требования законодательства.

*Под законодательствомРоссийской Федерации понимаются законы Российской Федерации, нормативныеправовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также органовгосударственной власти: приказы учредителя, постановления Росстата, документыиных отраслевых министерств и ведомств, действующие в отношении неограниченногокруга юридических и физических лиц, содержащие наименования государственных (муниципальных)услуг и сведения об их платности.

Пример

Руководители учрежденийкультуры наиболее часто допускают следующие злоупотребления своими правами:

  • установление платы за выдачукниг на ночь из читального зала - в соответствии с Федеральным законом от29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" каждый гражданин имеет правобесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечныхфондов независимо от места нахождения этого документа и (или) времени еговыдачи;
  • установление платы зафотографирование (видеосъемку) на территории и (или) в помещениях музея -установление цены, предусмотренное ст. 52 Основ законодательства РоссийскойФедерации о культуре, возможно лишь в случаях, когда учреждение оказывает услугу,которая предполагает возникновение определенных прав и обязанностей лиц, еепринимающих и оказывающих. В данном случае руководство музея не несет никакихдополнительных обязанностей. Посетитель музея приобрел право доступа кмузейным предметам и коллекциям, когда купил входной билет. Следовательно, онможет осуществлять фото- и видеосъемку без отдельной платы.

Заключение госконтрактов и выполнение госзаказа

В соответствии со ст. 4Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд" (далее — Закон № 94-ФЗ) автономные учреждения не являются нигосударственными (муниципальными), ни иными заказчиками. Однако они, как илюбое другое юридическое лицо, вправе становиться участниками размещения заказа(ст. 8 Закона № 94-ФЗ), т. е. участвовать в аукционах и конкурсах на правозаключения государственного (муниципального) контракта либо, в случаях,предусмотренных Законом № 94-ФЗ, выступать единственным поставщиком товаров,работ, услуг.

В отличие от автономных, бюджетные и казенные учреждения являются и заказчиками, и участниками размещения заказа.

Заключение органами государственной власти, в т. ч.осуществляющими полномочия учредителя, государственных контрактов (договоров)с учреждениями любого типа является альтернативным методом их финансовогообеспечения.

Заключение учредителем сподведомственным учреждением государственного (муниципального) контракта, всоответствии с которым учреждение становится единственным поставщикомтребуемых услуг, предусмотренных ст. 55 Закона № 94-ФЗ, позволяет избежатьнеобходимости расчета норматива затрат на разовые услуги, обеспечить болееоперативное финансирование исключительных полномочий учреждений. К такимслучаям может быть отнесено оказание услуг (выполнение работ), предусмотренныхследующими пунктами ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ:

  • п. 5 — по осуществлениюорганами исполнительной власти или подведомственными им государственнымиучреждениями исключительных полномочий, установленных нормативными правовы­миактами Российской Федерации, субъекта РФ;
  • п. 14 — при возникновениинеобходимости в выполнении одноименных работ, оказании одноименных услуг насумму, не превышающую в течение квартала установленного ЦБ РФ предельногоразмера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическимилицами по одной сделке (100 тыс. руб.);
  • п. 17.1 — если заказ на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных нужд размещается в установленных решениямиили поручениями Президента РФ случаях у поставщика (испол­нителя, подрядчика),определяемого распоряжением Правительства РФ.

Для учреждений культуры такиеслучаи предусмотрены также пп. 3, 18—20, 23 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В описанных случаях средства, получаемые за оказаниегосударственных (муниципальных) услуг или выполнение работ, учитываются всоставе приносящей доход деятельности и поступают в самостоятельноераспоряжение автономного или бюджетного учреждения (при этом обязательства,принятые учреждением по заключенному контракту, должны быть выполнены в полномобъеме).

Регулирование уровня заработной платы

Применение новой системыоплаты труда (далее — НСОТ) в бюд­жетных и автономных учреждениях таит многосюрпризов. Очевидный плюс для руководителей таких учреждений заключается ввозможности самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от приносящейдоход деятельности, в т. ч. направлять их на дополнительные выплаты по оплатетруда. Вместе с тем правовое положение руководителей бюджетных и автономныхучреждений двойственно: трудовой договор с ними подписывает учредитель, а нормылокальных актов, устанавливающихдополнительные выплаты к заработной плате за счет собственных доходовучреждения, на учредителя не распространяются. В соответствии с ТК РФ всеусловия оплаты труда работника должны содержаться в заключаемом с ним трудовомдоговоре. Таким образом, все размеры дополнительных выплат, помимоустановленной в учреждении системы оплаты труда, также должны быть указаны втрудовом договоре работника.

Если директор бюджетного или автономного учреждения своим приказом устанавливает себе производственную надбавку за счет собственных доходов учреждения, подобный правовой акт не может считаться легитимным и не должен применяться.

Учредители также должны иметьв виду, что положения об оплате труда работников государственных(муниципальных) учреждений, утверждаемые соответствующими приказами, носятпримерный характер. Руководитель каждого учреждения вправе самостоятельноустановить систему оплаты труда в учреждении.

При этом из примерногоположения учредителя будут заимствованы необходимые стимулирующие икомпенсационные выплаты, а также вместо рекомендуемых (или предельных) размероввыплат, установленных в примерном положении, в Положении об оплате трудаконкретного учреждения будут установлены собственные выплаты (с учетомсобственных доходов учреждения).

С одной стороны, ТК РФсодержит норму о том, что заработная плата работников предельными размерами не ограничивается,с другой стороны, положения об оплате труда ориентируют руководителя на то,что оплата труда должна производиться в пределах имеющихся средств. Чтобыобеспечить выполнение этих условий, учредители должны отказаться отустановления в примерных положениях об оплате труда работников учреждениймаксимальных размеров стимулирующих выплат.

Это пожелание не относится кстимулирующим выплатам, не связанным с качественными и количественнымихарактеристиками исполнения трудовой функции работника, например выплат"за почетное звание", "за стаж работы". Такие выплатыдолжны устанавливаться в одинаковом для всех работников (включаяруководителей) размере, т. к. они выдаются за сам факт наличия звания илистажа.

В отношении иных выплат,например "за качество выполняемых работ", "заинтенсивность", "за дополнительную нагрузку", каждыйруководитель учреждения должен иметь право самостоятельно оце­нивать трудовойвклад работника в выполнение государственного задания и нести ответственностьперед учредителем и финансовыми органами за превышение рекомендованных размеровсредств от приносящей доход деятельности, направляемых на оплату труда.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×