Что должны знать учреждения о новациях налогового законодательства

1408
Законом № 245-ФЗ в НК РФ были внесены многочисленные изменения и дополнения. Их целью является совершенствование взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также устранение противоречий, возникавших на практике при применении отдельных положений налогового законодательства. Рассмотрим, что эти изменения привнесут в деятельность государственных (муниципальных) учреждений-налогоплательщиков.

Использование телекоммуникационных каналов связи

Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НКРФ предусмотрена одна из обязанностей налоговых органов по представлениюналогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросусправки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафамна основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется втечение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующегописьменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Согласно изменениям,внесенным в абз. 2 подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговый орган при выполненииуказанной обязанности получил возможность передавать данную справку также вэлектронном виде по телекоммуникационным каналам связи ваналогичный срок. Очевидно, что данное изменение заметно ускоряет процесспередачи справок о состоянии расчетов и положительно отражается на работе какналоговых органов, так и налогоплательщиков.

Использование усиленной квалифицированной электронной подписи

Пункт 5.1 ст. 84 НК РФ былвведен недавно Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, и уже Законом №245-ФЗ утверждена его новая редакция, связанная с принятием Федерального законаот 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее — Закон №63-ФЗ).

Согласно п. 5.1 ст. 84 НК РФзаявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе пооснованиям, предусмотренным НК РФ, уведомление о выборе налогового органа для постановкина учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделениймогут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя,направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде потелекоммуникационным каналам связи.

Ранее говорилось о том, что если указанное заявление(уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационнымканалам связи, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью (далее —ЭЦП) лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.

С введением в действие Закона№ 245-ФЗ указанное заявление (уведомление) должно быть заверено усиленнойквалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление),или его представителя. Это служит обеспечению наибольшей степени подлинности,предоставляет весомые гарантии сохранности и защиты ЭЦП.

Электронный документ, подписанный ЭЦП до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон № 1-ФЗ), признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Законом № 63-ФЗ (ч. 2 ст. 19 Закона № 63-ФЗ). Закон № 1-ФЗ утрачивает силу с 1 июля 2012 г.

Такое же требование распространяется на направлениеналоговым органом по запросу организации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке научет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) вэлектронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Они должны заверятьсяусиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего этидокументы.

Кроме того, ранее в силу п.5.1 ст. 84 НК РФ порядок представления перечисленных выше заявлений,уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде утверждался МинфиномРоссии. Со­гласно новой редакции формы и форматы указанных в данном пунктезаявлений, уведомления, запроса порядок их заполнения и представления вналоговый орган в электронном виде, а также порядок направления налоговыморганом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие сучета) в налоговом органе в электронном виде, утверждаются федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогови сборов.

Это означает, что порядокпредставления заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронномвиде во исполнение Закона № 63-ФЗ должен разработать не Минфин России, аподведомственная ему ФНС России.

Налогообложение НДС

Преобладающее количество изменений внесено в гл. 21 НКРФ, посвященную НДС.

Передача на безвозмездной основе объектов основныхсредств органам госвласти. Согласно подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектомобложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средстворганам государственной власти и управления и органам местного самоуправления,а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным имуниципальным унитарным предприятиям.

Согласно новой редакции подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ непризнается объектом налогообложения НДС не только сама передача на безвозмезднойоснове объектов основных средств названным органам власти, учреждениям ипредприятиям, но и оказание услуг по такой передаче.

Освобождениеот НДС. Вредакции подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 01.10.2011, освобождению отналогообложения НДС подлежало, в частности, оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведенияспортивно-зрелищных мероприятий. Законодатели посчитали данную формулировкунеполной.

В новой редакции подпункта отналогообложения НДС освобождены также услуги по предоставлению в арендуспортивных сооружений на время подготовки к проведению спортивно-зрелищных мероприятий(на время монтажа оборудования и тренировок в этих спортивных сооружениях).

Определение налоговой базы при изменении договорнойцены. Законом№ 245-ФЗ определен момент учета изменения в сторону увеличения стоимостиотгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданныхимущественных прав при определении налогоплательщиком налоговой базы. Так, ст.154 НК РФ, регулирующая порядок определения налоговой базы при реализациитоваров (работ, услуг), дополнена п. 10 (вступил в силу с 01.10.2011).

Согласно п. 10 изменение всторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т. ч.из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема)отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественныхправ, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы заналоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров(выполнены работы, оказаны услуги), передача имущественных прав.

Введение корректировочногосчета-фактуры. Одной из существен­ных новаций, внесенных Законом № 245-ФЗ, являетсявведение в НК РФ понятия "корректировочный счет-фактура" дляустановления порядка применения НДС и счетов-фактур в случае изменения всторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 169НК РФ корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров(работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторонууменьшения, в т. ч. в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшенияколичества (объема) отгруженных товаров (вы­полненных работ, оказанных услуг),переданных имущественных прав, — это документ, служащий основанием для принятияпродавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.

Корректировочный счет-фактура является основанием дляпринятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету, только если он содержит обязательныесведения, приведенные в п. 5.2 ст. 169 НК РФ. Во многом они повторяютобязательные реквизиты обычного счета-фактуры, но также включают сведения, отражающиеизменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг),переданных имущественных прав.

В случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения соответствующая разница между суммами налога, исчисленными до и после их изменения, указывается с отрицательным знаком.

Последствия ошибок вкорректировочных счетах-фактурах, а также последствия невыполнения требованийк корректировочному счету-фактуре аналогичны тем, что наступают при оформленииобычных счетов-фактур (абз. 2, 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Абзацем 3 п. 3 ст. 168 НК РФзакреплена обязанность продавца вы­ставлять покупателю корректировочныйсчет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов,указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ, при изменении стоимости отгруженных товаров(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Новые основаниявосстановления сумм НДС. Законом № 245-ФЗ расширен п. 3 ст. 170 НК РФ,определяющий случаи восстановления налогоплательщиком сумм НДС, принятых квычету по товарам (работам, услугам), в т. ч. по основным средствам инематериальным активам, имущественным правам.

Согласно подп. 4, введенному в п. 3 ст. 170 НК РФ(вступил в силу с 01.10.2011), суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычетупо товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат восстановлению вслучае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанныхуслуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницымежду суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и послетакого уменьшения. Восстановление сумм налога производится покупателем вналоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

  • дата получения покупателемпервичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенныхтоваров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
  • дата получения покупателемкорректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении всторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ,оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Данное дополнение продолжаетновации, связанные с введением корректировочного счета-фактуры, и закрепляетпредложение законо­дателей — сумму разницы между суммой налога, указанной всчете-фактуре, выставленном продавцом, и суммой налога, исчисленной исходя изцен (тарифов) после их изменения, у покупателя восстанавливать в налоговомпериоде, в котором покупателем получены первичные документы на изменение цен(тарифов) в сторону уменьшения.

Новые правила принятия квычету суммы НДС. Абзацем 4 п. 4 ст. 170 НК РФ определяются правилапринятия к вычету или учета в стоимости суммы НДС, предъявленной продавцамитоваров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющимкак облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, потоварам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам и нематериальнымактивам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемыхналогом, так и не подлежащих нало­гообложению (освобожденных отналогообложения) операций.

По таким товарам суммы налогапринимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, вкоторой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ,услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению(освобождаются от налогообложения).

Абзацем 5 п. 4 ст. 170 НК РФпредусмотрено, что указанная пропорция определяется исходя из стоимостиотгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализациикоторых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общейстоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговыйпериод.

Законом № 245-ФЗ абз. 5 п. 4ст. 170 НК РФ дополнен новым правилом, в соответствии с которым по основнымсредствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или второммесяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную в абз. 4 п.4 ст. 170 НК РФ пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующеммесяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественныхправ, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены отналогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров(работ, услуг), имущественных прав.

Тем самым Закон № 245-ФЗ допускает возможностьопределения пропорции не только по данным квартала, но и месяца.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×