Опыт формирования государственных (муниципальных) заданий в Республике Татарстан

2230
 Шишкин М.Р.
Эксперт “БАРС Груп”
Республика Татарстан обладает уникальным опытом формирования государственных (муниципальных) заданий, поскольку была выбрана в качестве пилотного региона для реализации Закона № 83-ФЗ. В короткие сроки здесь были сформированы здания для большинства учреждений социально значимых отраслей. Осуществление проекта потребовало выстраивания четкой методологии, взаимодействия всех заинтересованных организаций и привлечения информационных технологий.

Организационные процедуры, проблемы и перспективы

Для оптимизации процессаорганизации государственных (муниципальных) заданий была выбрана ответственнаяорганизация — Центр экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) при Кабинетеминистров Республики Татарстан.

ЦЭСИ координирует работу отраслевых министерств иведомств, отвечает за достоверность и актуализацию представленных данных. К экспертамЦЭСИ стекается вся информация, которая в дальнейшем согласовывается илиотправляется на доработку. При этом отраслевые министерства и ведомства несутответственность за формирование списка услуг и работ, а также контролируюткорректность данных, представленных подведомственными учреждениями.

Существенная сложность впроцессе формирования государственных (муниципальных) заданий заключалась втом, что на федеральном уровне не существует нормативного правового акта, гдебыли бы прописаны все государственные и муниципальные услуги. В Татарстанепробел федерального законодательства был восполнен за счет принятия рядарегиональных нормативных правовых актов, которые согласуются с имеющимисяфедеральными документами, в частности:

  • Перечня государственныхуслуг, оказываемых государственными учреждениями, иными юридическими лицами ифинансируемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, утвержденного постановлениемкабинета министров РТ от 24.04.2009 № 271 (далее — Перечень № 271) (согласно приказуМинфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 136н/526);
  • Порядка формирования ифинансового обеспечения выполнения государственного задания на оказаниегосударственных услуг (выполнение работ), финансируемых за счет средствбюджета Республики Татарстан, государственными учреждениями, иными неком­мерческимиорганизациями, утвержденного постановлением кабинета министров РТ от29.04.2010 № 308 (согласно постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 №671);
  • Примерного порядкасоставления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельностигосударственных учреждений, находящихся в ведении исполнительного органагосударственной власти Республики Татарстан, утвержденного постановлением кабинетаминистров РТ от 30.12.2010 № 1173 (согласно приказу Минфина России от28.07.2010 № 81н);
  • Перечня государственныхказенных учреждений Республики Татарстан, создаваемых путем изменения типагосударственных бюджетных учреждений Республики Татарстан, утвержденного постановлениемкабинета министров РТ от 17.08.2010 № 660 (согласно ч. 2 ст. 31 Закона №83-ФЗ).

Кроме того, ЦЭСИ был разработан перечень нормативныхправовых актов, которые должны быть приняты учреждениями регионального имуниципального уровня в перспективе. Он включает:

  • для бюджетных учреждений:
    • порядок определения платы завыполненные работы (оказанные услуги), относящиеся к основным видамдеятельности бюджетный учреждений;
    • порядок осуществлениябюджетными учреждениями полномочий исполнительного органа государственной(муниципальной) власти по исполнению публичных обязательств передфизическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
    • порядок финансовогообеспечения осуществления бюджетными учреждениями полномочий органагосударственной (муниципальной) власти по исполнению публичных обязательств;
    • порядок формированиягосударственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспеченияего выполнения;
    • порядок определения видов иперечни особо ценного движимого имущества;
    • порядок принятия решения осоздании, реорганизации и ликвидации бюджетного учреждения;
    • порядок утверждения уставабюджетного учреждения и внесения изменений в него;
    • порядок составления иутверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
    • порядок определения объема иусловий предоставления субсидий из бюджета бюджетному учреждению на возмещениенормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных)услуг (выполнением работ);
    • порядок санкционированиярасходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которыхявляются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1. БК РФ идр.;
  • для автономных учреждений:
    • перечень сведений, которыедолжны содержаться в отчетах автономных учреждений об их деятельности и обиспользовании закрепленного за ними имущества, которые обязаны опубликовыватьгосударственные (муниципальные) учреждения;
    • порядок составления иутверждения плана финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений;
    • перечень мероприятий,направленных на развитие автономных учреждений.

Автоматизация процесса

Формирование государственных(муниципальных) заданий для нескольких тысяч учреждений представляло собойтрудоемкий процесс, а для его реализации требовалось методическое единообразиеи контроль каждого этапа. В связи с этим данная процедура была автоматизированас помощью информационно-аналитической системы "БАРС.Web" — Управлениегосударственными (муниципальными) заданиями", разработанной "БАРС Груп"из г. Казани. Учреждения были включены в единую базу данных, а ЦЭСИ выступил вроли администратора автоматизированной системы.

Участники системыподключаются к ней через Интернет. Государственные (муниципальные) заданияформируются в системе автоматически на основании данных, представленных в Реестрегосударствен­ных (муниципальных) услуг и работ, Реестре государственных (муниципальных)учреждений, а также в электронных паспортах учреждений.

Формирование реестров услуг (работ)

Реестр государственных(муниципальных) услуг и работ (далее — Реестр услуг и работ) был создан ЦЭСИ наосновании Перечня № 271. В документе приведены наименования услуг,законодательные акты, регулирующие их оказание, а также категории потенциальныхпотребителей услуг (работ).

Помимо этого, исходныйматериал для формирования Реестра услуг и работ представили отраслевыеведомства исходя из специфики подведомственных учреждений. Специалисты ЦЭСИпроводили экспертизу, корректировали перечень и согласовывали наименованияуслуг (работ) с министерствами и ведомствами.

Позже у отраслевыхминистерств по утвержденному списку услуг (работ) были запрошены иконсолидированы показатели их качества.

Реестр услуг и работзагрузили в программный комплекс "БАРС. Web— Управление государственными (муниципальными) заданиями". В настоящий моментон содержит следующую информацию:

  • по услугам:
    • наименование услуги;
    • нормативные правовые акты,регламентирующие оказание услуги;
    • категории потенциальныхпотребителей услуги;
    • показатели объема и (или)качества услуги;
    • порядок информированияграждан об услуге;
    • порядок установления цен(тарифов) на услугу, если законодательством предусмотрено ее оказание наплатной основе;
    • основания для досрочногопрекращения государственного (муниципального) задания;
    • порядок контроля заисполнением государственного (муниципального) задания;
    • требования к отчетности обисполнении государственного (муниципального) задания;
  • поработам:
    • наименование работы, еехарактеристика;
    • основания для досрочногопрекращения государственного (муниципального) задания;
    • порядок контроля заисполнением государственного (муниципального) задания;
    • требования к отчетности обисполнении государственного (муниципального) задания.

Формирование Реестрагосударственных (муниципальных) учреждений проводилось на основе электронныхпаспортов организаций. Ко времени формирования заданий паспортизация уже былапроведена в рамках проекта по переводу учреждений на нормативноефинансирование. Был создан программный продукт "БАРС.Web — Нормативноефинансирование", производящий расчет нормативов и объемов финансовогообеспечения.

Уголовной организации, ответственной за формирование бюджетной потребности,появилась возможность ведения единой централизованной базы данных учреждений,финансируемых за счет бюджетных средств. В итоге были достигнуты следующиецели:

  • сформированинформационно-аналитический комплекс планирования и мониторингарасчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • произведена автоматизациярасчетов нормативов финансирования, финансового обеспечения учреждений ибюджетной потребности на финансирование отраслей;
  • создана информационная база данных учреждений, в которой содержатся:
    • характеристики (электронныепаспорта) учреждений;
    • тарифы нажилищно-коммунальные услуги, оказываемые учреждениям организациямикоммунального комплекса;
    • объемы оказаниягарантированных государством социальных услуг;
    • нормативы финансовых затрат инормативы содержания имущества учреждений.

В системе "БАРС.Web - Управление государственными (муниципальными) заданиями" электронный паспорт каждого учреждения связан с выполняемыми им услугами и работами в Реестре услуг и работ.

Принципы организации госзаданий

Работа в системе"БАРС.Web — Управление государственными (муниципальными) заданиями"заключается в заполнении формы "ГосЗадание". Данные по натуральнымпоказателям (например, контингент учащихся) загружаются в форму автоматически,поскольку они уже были сформированы в системе "БАРС.Web — Нормативноефинансирование". Учреждениям остается только заполнить значения формы попоказателям качества.

Для этого в Реестре работ иуслуг наряду с наименованием и единицей измерения показателя качества былавведена формула, по которой рассчитывается значение данного показателя поучреждению.

После заполнения формы"ГосЗадание" конкретным учреждением она проверяется вышестоящиморганом власти. Так, экспертиза муниципальных заданий осуществляется сначала вмуниципальном органе власти, а затем в отраслевом ведомстве-учредителе.Экспертизу государственных заданий проводят непосредственно отраслевые министерстваи ведомства. Достоверность данных заверяется ЭЦП, после чего готовое заданиераспечатывается и подписывается учредителем.

Для контроля этапов согласования формы "ГосЗадание" предусмотрено присвоение ей определенных состояний. Форма может быть открыта на редактирование только в том случае, если ей присвоено состояние "Черновик" или "Пусто". Если форме присвоен любой другой статус, то она открывается в режиме "Только просмотр", т. е. редактирование запрещено. Если форма открыта на редактирование на другой рабочей станции, она также открывается только в режиме "Просмотр".

Состояния, которыепроставляют операторы подотчетных учреждений:

  • "Пусто" —устанавливается в том случае, когда операторы учреждения еще не работали сформой;
  • "Черновик" — форманаходится на редактировании;
  • "Заполнено" — формаполностью заполнена, после чего она не подлежит редактированию;
  • "Проверено" —устанавливается в том случае, когда форма полностью проверена операторомучреждения.

Состояния,которые проставляют операторы ЦЭСИ:

  • "Экспертиза" —форма находится на проверке главным учреждением. Пока форме присвоеносостояние "Экспертиза", она не может быть редактирована операторамиподчиненных учреждений. Если при проверке формы обнаружены ошибки, то ейприсваивается состояние "Черновик", и форма редактируетсяоператорами подчиненных учреждений;
  • "Утверждено" —форма заполнена корректно.

Благодаря автоматизации процесса за полгода вТатарстане были сформированы государственные (муниципальные) задания для 6124учреждений в различных областях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль