text
Учет в учреждении

Исполнение судебных решений по денежным обязательствам

  • 2 ноября 2011
  • 1559
Автор:
Старший юрисконсульт ФЭД МВД России, канд. юрид. наук

Анализ правоприменительной практики органов внутренних дел показывает, что при исполнении судебных решений не всегда четко и однозначно понимаются нормы законодательства. Часто возникает вопрос, может ли быть исполнено судебное решение, минуя органы Федерального казначейства или посредством Федеральной службы судебных приставов. Ответ на этот вопрос требует понимания правовой основы исполнения судебных решений о взыскании федеральных бюджетных средств с разделением случаев, когда это происходит на основании положений Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), а когда в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий взыскание средств федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику.

При этом в п. 2 ст. 239 БК РФ закреплено, что взыскание средств бюджетов федеральной бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. К одному из таких исключений относится п. 13 ст. 242.3 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

По данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 5) принудительное исполнение судебных решений возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Действия приставов при таком положении дел прописаны в Методических рекомендациях по исполнению судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом ФССП России от 15.05.2009 № 195.

Согласно Методическим рекомендациям после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или кредитных организациях. При установлении таких счетов судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При отсутствии у должника указанных счетов, а также при отсутствии (недостаточности) на них средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателю по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона № 229-ФЗ, а исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 данного федерального закона.

Если судебный пристав-исполнитель располагает достоверной информацией о том, что ситуация не подпадает под действие п. 13 ст. 242.3 БК РФ, тогда он согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Отсюда логичным представляется вывод, сделанный в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.05.2007 № 31 о том, что в случае отсутствия у учреждения указанных выше счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 БК РФ.

Исполнение судебных решений о взыскании средств федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений осуществляется через органы Федерального казначейства и в исключительных, предусмотренных БК РФ случаях - Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами.

Существование особого механизма исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений направлено в первую очередь на установление баланса частных и публичных интересов.

Одновременно применение данного особого механизма должно обеспечить не только исполнение судебного акта в разумный срок, но и соблюдение прав бюджетополучателей.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.