Школа выживания на рабочем месте

4556
Школа выживания на рабочем месте
Если раньше хорошим сотрудником считался тот, кто проработал на одном месте всю свою трудовую жизнь, то в последнее время человека, задержавшегося на одной работе более чем на два года, подозревают в отсутствии амбиций или талантов. Так или иначе, но за последние десятилетия рынок труда существенно изменился - многие люди по тем или иным причинам вынуждены чаще, чем раньше, менять работу. А это означает, что придется входить в новый, уже сложившийся коллектив и приспосабливаться к людям и обстоятельствам.

Раньше многие считали, что выйти на новое место работы легко. Однако опыт самых успешных компаний мира показал, что новых сотрудников требу­ется долго обучать, даже если они успешные специалисты с великолеп­ным резюме. Почему так происходит? В каждой организации есть свои писа­ные и неписаные законы. Незнание их может вызвать ошибки, которые порой заканчиваются увольнением.

Некоторые ошибки сотрудников очень дорого обходятся фирме, поэто­му было бы логично постараться их из­бежать. Для этого некоторые компании перед тем как допустить человека к ра­боте, проводят определенный курс обу­чения — продолжительностью от не­скольких часов до нескольких месяцев. Естественно, что длительность про­граммы адаптации нового сотрудника к компании сильно зависит от специ­фики работы. Если работа стандартная, то требуется меньше времени, чтобы начать успешно с ней справляться.

Чего точно не следует делать

Быть слепым и глухим к происходяще­му в новой компании. Большинство лю­дей использует свои органы чувств не­достаточно. Мы часто не замечаем вещи, которые очевидны, и отбрасыва­ем то, что кажется нам несуществен­ным. На новой работе эта привычка может оказаться роковой. Если что-то удивляет вас в новой компании — по­пробуйте тактично узнать, почему так происходит. Наверняка в том, что вы видите или слышите, есть какой-то смысл, только, возможно, он скрыт от посторонних.

Мудрый совет: в первый рабочий день постарайтесь меньше говорить сами, а больше прислуши­ваться и присматриваться к окружающим.

Обычно на любой работе есть соб­ственная, сложившаяся корпоративная культура (если только эта компания не создается "с нуля", т. е. все вновь наня­тые сотрудники не работали в одной ор­ганизации никогда). Корпоративная культура бывает двух основных типов: формальная и неформальная. С фор­мальной вас могут познакомить сотруд­ники отдела персонала (так обычно принято делать при введении человека в должность). А вот неформальную культуру обычно изучают на собствен­ном опыте.

Очень плохо, когда человек считает, что по каким-то одному ему ведомым причинам корпоративная культура его не касается. Обычно такая позиция за­канчивается увольнением, раньше или позже. Самые простые вещи, которые нужно замечать и соблюдать, — это со­ответствие дресс-коду организации, умение вовремя промолчать, понима­ние того, с кем и о чем можно и нельзя говорить.

Сильное несоответствие личного стиля в одежде обычно вызывает скры­тую и неосознанную агрессию у окру­жающих. Они могут даже не понимать, что происходит. У человека есть встро­енная еще в доисторические времена система разделения людей на "свой" и "чужой". И если вас запишут мыслен­но в разряд "чужих" только потому, что вам нравится ходить на работу в джин­сах и свитере или ультрамодных вещах от известного дизайнера, то потом при­дется приложить колоссальные усилия, чтобы сломать барьер, который проще было бы не создавать изначально.

Опытный сотрудник службы персо­нала может тактично намекнуть на стиль, в котором принято одеваться в данной компании, однако практика показывает, что не все готовы услышать подобные намеки и измениться. Неко­торые считают, что, возможно, им "по­казалось" и продолжают вести себя так же, как до разговора. Видя отсутствие изменений, сотрудник службы персо­нала понимает, что дальше возникнут еще сложности, и это может повлиять на решение, пройдете ли вы испыта­тельный срок или нет.

Спорить с начальством. Случаются очень редкие истории, когда человек, придя на новое место работы, начинает диктовать свои условия (например, просит перенести место встречи для со­беседования в кафе) и выигрывает в ре­зультате перед другими соискателями. В большинстве же случаев такое пове­дение приведет не к победе, а к пораже­нию.

Несмотря на очевидность того, что спорить с начальством нельзя, многие все равно это делают. Из различных по­буждений. Например, они считают, что так будет "лучше" или "правильнее".

Попробуйте поставить себя на место своего начальника. Ему необходимо принять решение о том, прошел ли со­трудник испытательный срок или нет. И он понимает, что споры со стропти­вым сотрудником (или сотрудницей) будут продолжаться бесконечно. Что он решит?

Пытаться переделать всю систему ра­боты "под себя". Предположим, вы привыкли к определенному порядку работы. Стоит ли сразу же, как только вы пришли на новое место, пытаться приучить всех к нему? Вряд ли. Может так случиться, что вы просто не пройде­те испытательный срок, и сотрудники так и не узнают, какое счастье ожидало их в будущем, когда вы закончили бы свои нововведения.

Все нововведения вызывают у людей стресс и дискомфорт, даже если они облегчают ра­боту. Через некоторое время после того как • изменения уже произошли, люди обычно не помнят, что раньше они работали по-друго­му (особенно если стало работать легче).

Предположим, что что-то вам дей­ствительно придется менять, и не от­кладывая. В этом случае постарайтесь донести это до начальника в такой фор­ме, чтобы желание провести изменения исходило не от вас, а от него.

Пытаться успеть в первый день сде­лать все. Работа по определению беско­нечна. В первый рабочий день на вновь пришедшего сотрудника падает множе­ство задач — как касающихся основной профессии, так и ознакомительного ха­рактера. Поэтому вряд ли возможно ожидать, что вам удастся разгрести за­валы работы (если они существуют).

Что делать? Составьте список всех за­дач, расставьте приоритеты и начинай­те выполнять работу с самых срочных и важных дел. Важность дела определя­ется либо по согласованию с начальни­ком, либо исходя из размера возмож­ных неприятностей от просрочки в вы­полнении каждого конкретного дела. Если вы не успеете сделать десяток не­важных и несрочных дел, это намного лучше, чем если вы не успеете сделать всего одно дело, но оно окажется са­мым срочным и важным из всех.

Что делать в первые рабочие дни

Оплата труда бухгалтера или финан­систа в организации чаще всего бывает повременной, т. е. за определенное ко­личество часов. Это означает, что вы всегда будете заняты и вряд ли сможете уйти с работы пораньше (многие, на­оборот, уходят значительно позже). При сдельной оплате труда вы получае­те оговоренную сумму за определенный объем работы. В любом случае помимо качества и количества того, что вы де­лаете, важны и другие аспекты.

Выстраивайте отношения с другими сотрудниками. Очень часто у бухгалте­ров и финансистов бывают сложные от­ношения с IT-отделом. Попробуйте (особенно в первое время) попытаться понять каждого человека, с которым вам предстоит часто общаться. Многие программисты испытывают серьезный стресс, когда им кажется, что другие со­трудники "доводят" их "глупыми" во­просами.

Мудрый совет: заведите себе тетрадку и записывайте туда всю необходимую информацию. Говорят, что самый тупой карандаш острее самой острой памяти...

Постарайтесь сразу понять, с кем из сотрудников вам придется общаться по работе чаще всего, и правильно запом­нить, как их зовут (можно незаметно записать это в тетрадь и периодически повторять, это помогает запоминанию). Практика показывает, что за день чело­веку сложно запомнить более пяти но­вых людей (если не было предваритель­ной тренировки навыка запоминания лиц и имен).

Избегайте совершения ошибок. Боль­шинство людей совершает ошибки, иногда абсолютно нелепые. Если ин­формация, которую вы получили, ка­жется вам неполной или неточной, если у вас есть сомнения и вы чего-то не по­нимаете, лучше переспросить, чем рискнуть и... ошибиться.

Практика показывает, что когда мы что-то кому-то передаем, то всегда су­ществует определенный риск забыть какие-либо подробности и детали или что-то слегка перепутать. Чем больше звеньев участвует в цепочке передачи информации — тем больше неточностей и ошибок накапливается. Самый луч­ший способ избежать этого — по воз­можности передавать информацию в письменном виде, тогда в случае если вам дали неточные данные, вы сможете обнаружить, откуда возникла ошибка. Правда, лучше предупредить ее, чем со­вершить и потом искать виновного. Если же ошибка все-таки совершена — помните золотое правило: не ошибает­ся тот, кто не работает.

Если вы передаете кому-то поруче­ние, прежде всего убедитесь, что чело­век может с ним справиться. Далее объ­ясните ему, что необходимо свести риск ошибки к минимуму. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь обратиться к руководству, это значительно лучше, чем потом ликвидировать последствия "смелости", граничащие с халатностью.

Согласно исследованиям Мередита Белбина наиболее подходящие сотрудники обычно обладают некоторыми недостатка­ми и не являются самыми квалифицирован­ными из всех возможных кандидатов. Это объясняется тем, что самооценка профес­сионалов высшего класса обычно завышена и они могут быстро уйти из организации.

Источник: журнал "Финансовый справочник бюджетной организации", № 10-2011



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль