Минфин России в письме от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47 разъяснил, когда бухгалтеру нужно начислить НДС, если имущество сдано в аренду. О том, как следует учесть поступившие арендные платежи и какие налоги нужно заплатить, если арендодатель – бюджетное учреждение, рассказано в статье.
Учет поступлений и расходования средств
Учреждения-балансодержатели не вправе распоряжаться закрепленным за ними в оперативном управлении имуществом, поэтому при сдаче актива в аренду они должны получить разрешение от собственника (исполнительного органа власти, на которого возлагаются функции управления имуществом).
Некоторым учреждениям сдавать госимущество в аренду выгодно. Ведь поступления от такой сделки в полном объеме будут учтены в доходах соответствующего бюджета и отразятся в сметах доходов и расходов этих учреждений в качестве дополнительного финансирования. В частности, к таковым относят федеральные государственные учреждения культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательные и архивные учреждения (ст. 33 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ).
Поступления отражают на лицевых счетах указанных учреждений (счета должны быть открыты в территориальных органах Федерального казначейства). Эти средства впоследствии направляют на содержание учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования текущих расходов и развития их материально-технической базы.
В учете поступления от сдачи в аренду госимущества в составе доходов бюджета отражает только администратор бюджетных средств (письмо Федерального казначейства от 13 декабря 2005г.№42-7.1-01/2.2-371)
Итак, арендаторы перечисляют арендную плату в доход федерального бюджета. А органы Федерального казначейства открывают арендодателю лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. Но нельзя забывать, что средства, полученные от сдачи имущества в аренду, учреждения-балансодержатели могут использовать только в пределах установленных лимитов. Последние должны быть утверждены главным распорядителем.
Бюджетные проводки по использованию средств будут такие:
п/п
|
Операция
|
Дебет
|
Кредит
|
У главного распорядителя:
|
|||
1
|
Утверждены лимиты бюджетных обязательств по распорядителям средств
|
1 503 01 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
1 501 01 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
2
|
Распределены лимиты бюджетных обязательств
|
1 501 01 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
1 501 04 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
У получателя средств:
|
|||
3
|
Получены лимиты бюджетных обязательств
|
1 501 05 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
1 501 03 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
4
|
Приняты бюджетные обязательства
|
1 501 03 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
1 502 01 ХХХ
(211-290, 310-340)
|
5
|
Отражен кассовый расход по выплате заработной платы за счет средств дополнительного финансирования
|
1 302 01 830
|
1 304 05 211
|
6
|
Отражен кассовый расход по приобретению материальных запасов и т. п.
|
1 302 22 830
|
1 304 05 340
|
Не забудьте про налоги
Арендодатели должны перечислить в бюджет следующие налоги:
— налог на добавленную стоимость (в том случае, если арендатор не признан налоговым агентом);
— налог на прибыль.
Поговорим о них подробнее.
Налоговую базу по НДС в данной ситуации следует определять на наи-более раннюю из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги. При этом последующие сроки поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды, значения не имеют. Счета-фактуры в этом случае учреждение обязано выставлять не позднее пяти дней считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47.
Облагаемую базу по налогу на прибыль бухгалтер учреждения должен рассчитать как разницу между доходами в виде арендной платы, поступившей от арендатора (без учета НДС), и соответствующими расходами. Об этом сказано в письме Минфина России от 18 октября 2005 г. № 03-03-04/4/62. При этом налоговые расходы включают в себя:
— налог на имущество и арендную плату за земельный участок (в части, приходящейся на сдаваемый в аренду актив);
— налоговую амортизацию по этому имуществу;
— расходы по содержанию объекта (эксплуатационные затраты).
Отражаем в учете
Корреспонденция счетов, отражающая операции по аренде федерального имущества, указана в письме Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371.
Рассмотрим ее на примере.
ПРИМЕР 1
Бюджетное учреждение здравоохранения сдало в аренду здание, переданное ему в оперативное управление. Сумма арендного платежа — 59 000 руб. в месяц (в том числе НДС – 9000 руб.). Бухгалтер учреждения сделал следующие записи:
№ п/п
|
Операция*
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
1
|
Начислена арендодателем задолженность перед бюджетом
|
055 1 11 050 31 01 0400 1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
|
055 1 11 050 31 01 0400 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
|
50 000
|
2
|
Начислена задолженность арендатора по НДС
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 401 01 180
«Прочие доходы»
|
9000
|
3
|
Начислена сумма НДС с арендной платы, подлежащая перечислению в бюджет
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 401 01 180
«Прочие доходы»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по НДС»
|
9000
|
4
|
Зачислена сумма арендной платы на единый счет бюджета, открытый органу Федерального казначейства.**
|
055 1 11 050 31 01 0400 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
|
055 1 11 050 31 01 0400 1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
|
50 000
|
5
|
Начислен администратором доход федерального бюджета (Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом)
|
166 1 11 050 31 01 0400 1 210 02 120
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»
|
166 1 11 050 31 01 0400 1 401 01 120
«Доходы от собственности»
|
50 000
|
6
|
Зачислена сумма НДС, перечисленная арендатором на лицевой счет арендодателя ***
|
055 08 0201 00 01 0000 2 201 01 510
«Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
|
9000
|
7
|
Перечислен НДС арендодателем ***
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по НДС»
|
055 08 02 01 00 01 0000 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
|
9000
|
* Все операции по начислению и уплате налогов отражены в рамках внебюджетной деятельности, а деньги поступают и расходуются через счет, открытый в органе казначейства по предпринимательской деятельности.
** Арендодатель отражает погашение задолженности перед бюджетом (на основании выписки из сводного реестра поступлений и выбытий, представленной органами Федерального казначейства).
*** Одновременно зачисление и списание денег с лицевого счета отражают на забалансовых счетах 17 и 18 соответственно.
Учет коммунальных расходов
Как правило, на оплату коммунальных расходов по активам, переданным в аренду, учреждение и арендатор составляют отдельные договоры о субабонировании. По такому договору последний перечисляет средства на лицевой счет арендодателя (за коммунальные услуги). А именно на счет, который предназначен для отражения операций по предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение в свою очередь рассчитывается этими деньгами с контрагентами (поставщиками коммунальных услуг).
ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями примера 1, дополнив его. Учреждение здравоохранения заключило договор на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг здания, находящегося в его оперативном управлении и сданного в аренду. Бухгалтер сделал следующие проводки.
п/п
|
Операция
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
1
|
Начислен доход от оказания коммунальных и эксплутационных услуг
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 401 01 180
«Прочие доходы»
|
35 400
|
2
|
Начислен НДС
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 401 01 180
«Прочие доходы»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по НДС»
|
5400
|
3
|
Отражена себестоимость коммунальных услуг
|
055 00 00 00 00 00 0000 2 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
|
055 00 00 00 00 00 0000 2 302 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»
|
30 000
|
4
|
Отражен «входной» НДС по коммунальным услугам
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 210 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
|
055 00 00 00 00 00 0000 2 302 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»
|
5400
|
5
|
Зачтен «входной» НДС
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по НДС»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 210 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
|
5400
|
6
|
Оплачены коммунальные услуги поставщику *
|
055 00 00 00 00 00 0000 2 302 06 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»
|
055 08 02 01 00 01 0000 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
|
35 400
|
7
|
Списана себестоимость коммунальных услуг
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 401 01 180
«Прочие доходы»
|
055 00 00 00 00 00 0000 2 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
|
30 000
|
8
|
Поступил платеж на лицевой счет по предпринимательской деятельности *
|
055 08 02 01 00 01 0000 2 201 01 510
«Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»
|
055 2 07 010 00 01 0000 2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
|
35 400
|
* Одновременно зачисление и списание денег с лицевого счета отражают на забалансовых счетах 17 и 18 соответственно.
В заключение отметим, что если сумма по договорам о субабонировании не превышает себестоимости оказанных коммунальных услуг, то ни НДС, ни налог на прибыль в рамках этих договоров учреждению платить не нужно.