Отчетные ошибки

2061
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
При составлении и представлении бюджетной отчетности бухгалтеры нередко допускают ошибки, связанные с недопониманием норм законодательства. В итоге следует наказание вплоть до административной ответственности. Рассмотрим ряд таких ошибок и действия бухгалтера, чтобы свести их к минимуму.

Контрольные соотношения - мнимые и действительные

В Инструкции № 191н (как, впрочем, и в ранее действующей Инструкции № 128н') отсутствуют межформенные контрольные соотношения. В результате субъекты учета самостоятельно придумывают некие контрольные формулы, часто не учитывая особенностей бюджетного учета.

Наиболее известное из ошибочных контрольных соотношений связано с попытками увязать показатели Справки (ф. 0503110) и Отчета (ф. 0503121) в части данных по кодам 130-180 и 211-290 КОСГУ. Ошибка состоит в том, что:

  • в Справке (ф. 0503110) отражается итоговое сальдо по соответствующим счетам 0 401 10 100, 0 401 20 200;
  • в Отчете (ф. 0503121) данные по доходным кодам КОСГУ отражаются за минусом налога на прибыль, который формируется в отдельной графе 292, а по коду 130 КОСГУ - только сумма начисленного дохода за минусом НДС;
  • в Отчете (ф. 0503121) данные по расходным кодам КОСГУ отражаются не только в части счетов 0 401 20 200, но и в части затрат, прошедших через счета учета себестоимости (0 109 61 000, 0 109 91 000) (до 2011 г. -через счет 0 106 04 000), себестоимости реализованной продукции и товаров, списанных в дебет счета 1 401 10 130.

Это мнимое «контрольное соотношение» так распространено, что даже было включено в одну из популярных программ для составления консолидированной бюджетной отчетности, что вынуждало бухгалтеров, которые правильно вели учет затрат на оказание платных услуг (с использованием счета 0 106 04 000), подгонять учет под требования программы.

Сверять данные Справки (ф. 0503110) и Отчета (ф. 0503121) допустимо только для учреждений, не получающих доходов, облагаемых налогом на прибыль, не осуществляющим учета себестоимости с применением счетов 0 109 00 000, не реализующим товары или готовую продукцию.

Нередко при проверке согласованности форм отчетности субъекты учета пытаются увязать данные об изменении сальдо амортизации по Балансу (ф. 0503130) с данными по коду 271 КОСГУ Справки (ф. 0503121) (строка 261). Действительно, для многих учреждений такое соответствие будет соблюдаться. Но не стоит забывать, что сальдо счетов 0 104 00 000 может изменяться не только за счет начисления амортизации (в корреспонденции со счетами 0 401 20 271, 0 109 00 271), но и многими другими законными операциями:

  • при безвозмездном поступлении от других государственных (муниципальных учреждений);
  • при списании основных средств, частично или полностью самортизированных.

Иногда проверяется соответствие данных Отчета (ф. 0503121) в части кодов 180 и 241 КОСГУ с данными Справок (ф. 0503125). При этом проверяющие забывают, что Справка (ф. 0503125) - это не все обороты по соответствующим счетам/кодам КОСГУ, а только консолидируемые. Обороты по счетам 0 401 10 180 и 0 401 20 241 могут возникнуть и по внутренним операциям в самом учреждении, и по движению имущества между учреждением и государственными (муниципальными) предприятиями.

Контролирующие органы нередко требуют соответствия данных о неисполненных бюджетных обязательствах (денежных обязательствах) из Отчета (ф. 0503128) и данных о кредиторской задолженности из Баланса (ф. 0503130) и Сведений (ф. 0503169). Такое требование не обосновано. Кредиторская задолженность в учете может присутствовать не только в результате неисполнения обязательств:

  • при принятии в конце года обязательств в счет лимитов следующего года;
  • при наличии кредиторской задолженности прошлых лет, погашение которой в отчетном году не планировалось.

Действительные контрольные соотношения должны быть выработаны на основании общей логики бюджетного учета с учетом всех разрешенных хозяйственных операций и могут включать сопоставление:

  • данных Баланса (ф. 0503130) и Отчета (ф. 0503121) в части изменения сумм активов и обязательств (за исключением данных по строкам 411 и 412 Отчета (ф. 0503121), которые включают в себя обороты счетов 1 210 02 000 и 1 304 05 000);
  • данных Справки (ф. 0503110) и Отчета (ф. 0503127) в части кассовых доходов и расходов;
  • данных Справки (ф. 0503110) и Отчета (ф. 0503121) в части начисленных доходов по кодам 110, 140, 151, 152, 153, 161, 162, 163, 171 КОСГУ;
  • данных Отчета (ф. 0503121) и Справок (ф. 0503125) в части кодов 151 и 251 КОСГУ;
  • данных Баланса (ф. 0503130) и Сведений (ф. 0503168, ф. 0503169, ф. 0503176).

О соотношении между Балансом (ф. 0503130) и Сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) бухгалтеры нередко забывают. В результате в Сведениях (ф. 0503169) оказывается отображенным не все сальдо, которое есть в Балансе (ф. 0503130). Это характерно и в отношении Сведений о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176), в которых бухгалтеры забывают указать все суммы, отраженные в Балансе (ф. 0503130).

Следует упомянуть также о контрольных соотношениях, которым, к сожалению, не всегда уделяют внимание не только бухгалтеры учреждений, но и органы, принимающие отчетность, и контрольно-ревизионные органы:

  • между данными отчетности и данными главной книги;
  • между данными отчетности и данными инвентаризации, особенно в отношении данных инвентаризации расчетов и данных инвентаризации забалансовых счетов (которые в главной книге не отражаются).

Если спор разрешить не удалось

Нередко бухгалтеры вынуждены изменять правильные отчеты (в соответствии с первичными документами, учетными регистрами и правилами заполнения отчетности) так, как требуют органы, принимающие отчетность (главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы). Как бухгалтеру застраховать себя от возможных обвинений в правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», за которое предусмотрен штраф до 3000 руб. с должностного лица?

Пример1

В субъекте РФ не было принято единого учетного стандарта в части порядка принятия бюджетных обязательств. Учреждение в рамках своей учетной политики определило, что бюджетные обязательства по коду 211 КОСГУ будут приниматься в объеме годовых сметных назначений (т. к. приняв сотрудников на работу по бессрочным трудовым договорам, учреждение обязалось оплачивать их труд до конца года), а денежные обязательства - на основании и в суммах по расчетно-платежным ведомостям.

При сдаче Отчета (ф. 0503128) за первое полугодие 2011 г. финансовый орган без ссылки на нормативный документ потребовал указать в нем бюджетные обязательства в сумме денежных обязательств.

Бухгалтер учреждения изменил данные Отчета (ф. 0503128), не меняя при этом данных в учете.

Пример2

В учреждении имелся подписанный Акт сверки расчетов с поставщиком коммунальных услуг, в который был включен счет за декабрь, предоставленный поставщиком 30 декабря. Учреждение не имело возможности оплатить данный счет в декабре, в результате чего образовалась кредиторская задолженность.

При сдаче годовой отчетности финансовый орган потребовал, чтобы никакой задолженности в Балансе (ф. 0503130) и в Сведениях (ф. 0503169) не значилось. Бухгалтер акцептовал декабрьский счет в январе, нарушив при этом ряд требований законодательства о бюджетном учете, в частности положения п. 3 Инструкции № 157н.

Начиная с отчетности за 2009 г., в законодательство внесено положение о том, что пользователь бюджетной отчетности обязан по просьбе субъекта бюджетной отчетности, предоставившего отчетность, проставить на копии этого документа отметку о дате его представления.

Таким образом, в случае если пользователь бюджетной отчетности по тем или иным причинам отказывается принять предоставленную отчетность как неудовлетворяющую каким-то требованиям, учреждение, предоставившее отчетность, может сохранить соответствующую копию с проставленной датой, а затем переделать отчетность и сдать в таком виде, как требуется. Таким образом, у бухгалтера останется документальное подтверждение, что он пытался сделать отчетность, по его мнению, правильно.

Вызывает удивление тот факт, что во многих учреждениях отсутствуют копии форм отчетности с отметками органа, ее принимающего. Бухгалтеры, как правило, четко знают, что накладная или акт выполненных работ без подписей двух сторон - это не документ. Но не задумываются о том, что отчет без подписей ответственных лиц учреждения и органа, принявшего его, - это не отчет. На практике можно столкнуться с такой вопиющей ситуацией, когда в учреждении в компьютерной программе одни данные, в распечатанной главной книге - другие, в распечатанном комплекте отчетности (без отметок и без подписей главного бухгалтера и руководителя) третий вариант данных, в той отчетности, что была сдана, - четвертый вариант.

Бюджетная отчетность - полноправный документ, за ошибки в котором бухгалтер несет персональную ответственность.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль