«Одно окно»: все госуслуги в одном месте

1248
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Согласно Закону № 169-ФЗ1 внесены существенные изменения в нормативные правовые акты, регулирующие организацию предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – госуслуги). Для заявителей упрощается порядок получения госуслуги, в т. ч. путем уменьшения количества документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган, а для последнего возникает дополнительное обременение в виде обязанности самому получать нужные сведения. За счет чего это происходит, что такое межведомственное информационное взаимодействие и каким образом оно осуществляется?

Жить стало лучше, жить стало веселей!

С 1 октября 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 169-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ). В соответствии с ними, во-первых, органы, предоставляющие госуслуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении как других органов, предоставляющих госуслуги, так и иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении госуслуг (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ).

К подведомственным организациям здесь относятся государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные, соответственно, государственным органом РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (п. 8 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

В отношении указанного ограничения законодательством установлен ряд исключений. В частности, заявитель вправе представить документы и информацию, находящиеся в распоряжении иных органов и организаций, в органы, предоставляющие госуслуги, по собственной инициативе.

Кроме того, в п. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ приведен перечень документов, на которые не распространяется рассмотренное выше правило о запрете их истребования от заявителя:

  • документы, удостоверяющие личность гражданина РФ;
  • документы воинского учета;
  • свидетельства о регистрации актов гражданского состояния;
  • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы, подтверждающие предоставление лицу права на управление транспортным средством;
  • документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке;
  • документы о соответствующем образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • справки, заключения и иные документы, выдаваемые медицинскими организациями;
  • решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • учредительные документы юридического лица;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП;
  • документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;
  • документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия и др.

Исчерпывающий перечень документов предусматривается стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Они должны быть разделены на:

1) документы, которые заявитель должен представить самостоятельно;

2) документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, т. к. они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 6 ст. 14 Закона № 210-ФЗ).

Межведомственное информационное взаимодействие

Органам, предоставляющим госуслуги, и подведомственным им организациям, участвующим в данном процессе, вменено в обязанность:

  • безвозмездно представлять в иные органы, предоставляющие госуслуги, в подведомственные указанным органам организации, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • получать от иных органов, предоставляющих госуслуги, иных государственных органов, организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг (подп. 3 п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ).

Как следует из ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ, предоставление уполномоченными органами соответствующих документов и информации осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Под ним понимается взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в т. ч. в электронной форме, между органами, предоставляющими госуслуги (их подведомственными организациями), иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами (п. 9 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Идея установления механизма межведомственного обмена информацией при предоставлении госуслуг не является новеллой законодательства.

Например, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (20022010 гг.)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65) в качестве одного из конечных результатов ее реализации предусматривала создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей в т. ч. межведомственное электронное взаимодействие.

В связи с внесением в закон о госуслугах рассмотренных выше изменений законодательные акты в самых различных сферах были дополнены положениями, устанавливающими обязанность уполномоченных органов и организаций самостоятельно запрашивать документы или информацию. В их числе Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и многие другие.

Закон № 169-ФЗ обязывает привести в соответствие с его положениями нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в срок до 30 сентября 2011 г. (п. 4 ст. 74 Закона).

Обмен документами и информацией

Согласно п. 1 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ предоставление необходимых для оказания госуслуг документов и информации осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего госуслугу (подведомственной ему организации), как на бумажных носителях, так и в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней аналогичных региональных систем.

Направление межведомственного запроса и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением госуслуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления госуслуг. Перечень таких ресурсов утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 № 654-р.

Положение о целевом характере запроса носит императивный характер. Как установлено п. 4 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ, должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

С момента поступления межведомственного запроса срок представления необходимых документов и (или) информации составляет не более пяти рабочих дней, если законодательством не установлен иной срок (п. 10.4 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30).

Непредставление или несвоевременное представление органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю госуслуги. Должностное лицо, не исполнившее надлежащим образом обязанность по представлению запрошенных и находящихся в распоряжении соответствующих органа либо организаций документов или информации, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности согласно законодательству РФ (п. 6 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ).

Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия утверждено постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697. Одной из ее основных функций является обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями при предоставлении госуслуг.

Система межведомственного электронного взаимодействия в числе прочего обеспечивает возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к ней. Так, например, распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 № 654-р обязывает федеральные органы исполнительной власти и Пенсионный фонд РФ, являющиеся обладателями базовых ресурсов, обеспечить круглосуточный непрерывный доступ в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предоставляющих госуслуги, к базовым ресурсам для получения сведений о лицах и (или) об объектах и идентификаторах.

Технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия утверждены приказом Минкомсвязи России от 27.12.2010 № 190.

Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде (с указанием наименования документов (сведений) и органов, предоставляющих сведения) утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.03.2011 № 442-р.

Перечень нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы информационного взаимодействия в электронной форме, не ограничивается вышеперечисленными. Среди прочих можно упомянуть Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Многофункциональные центры

Многофункциональные центры организуют предоставление госуслуг по принципу «одного окна». Правила организации их деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».

Многофункциональный центр осуществляет взаимодействие с органами, предоставляющими госуслуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона № 210-ФЗ). Требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797.

Главное

Многофункциональные центры:

1 вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления госуслуг, в соответствующих органах, а также получать от них такие документы и информацию;

2 не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих госуслуги;

3 обязаны осуществлять взаимодействие с органами, предоставляющими госуслуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами, регламентом деятельности многофункционального центра (пп. 2-4 ст. 16 Закона № 210-ФЗ).

Согласно ст. 18 Закона № 210-ФЗ в ближайшее время следует ожидать утверждения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти примерной формы соглашения о взаимодействии.

Содержание соглашения о взаимодействии определяется п. 2 ст. 8 Закона № 210-ФЗ. В него должны быть включены положения о порядке информационного обмена, а также о правах и обязанностях сторон соглашения.

Многофункциональные центры осуществляют:

  • представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими госуслуги;
  • представление интересов указанных органов при взаимодействии с заявителями;
  • взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам предоставления госуслуг;
  • прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих госуслуги (п. 1 ст. 16 Закона № 210-ФЗ).

Согласно ст. 17 Закона № 210-ФЗ органам, предоставляющим госуслуги, предписано обеспечивать доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые сведения, если иное не предусмотрено законодательством. А также на основании запросов обеспечивать многофункциональные центры необходимыми сведениями по вопросам, относящимся к предоставлению госуслуг.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль