Как распределить общехозяйственные расходы в налоговом учете

2569
 Багрин В.П.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, помимо расходов, непосредственно связанных с ведением такой деятельности, как правило, несут общехозяйственные расходы. К ним, в частности, относятся расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, содержанию имущества, оплате услуг связи. О том, как правильно организовать налоговый учет таких расходов, читайте далее.

По общему правилу любые расходыналогоплательщиков (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) могутбыть учтены при налогообложении прибыли в том случае, если они соответствуюткритериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Так, расходы должны быть:

  • экономически обоснованы;
  • документально подтверждены;
  • направленына получение дохода.

Для государственных (муниципальных) учреждений ключевымкритерием признания расходов является их направленность на получение доходов.Например, расходы, непосредственно относящиеся к приносящей доходдеятельности, в т. ч. расходы на приобретение за счет внебюджетных средств материалов,используемых при оказании платных услуг, расходы по выплате вознагражденияфизическим лицам за выполненные объемы работ по предпринимательской деятельности,могут приниматься на уменьшение доходов от такой деятельности прямым счетомна основании данных налогового учета.

Если же расходыосуществляются только за счет средств от приносящей доход деятельности, ноони, например, связаны с эксплуатацией основных средств, приобретенных в рамкахбюджетной деятельности (деятельности по выполнению государственного(муниципального) задания) и используемых исключительно в рамках такойдеятельности, не может идти речи об учете таких расходов при налогообложенииприбыли.

Важно запомнить

Требование п. 1 ст. 252 НК РФ о направленности расходов на получение доходов предопределяет необходимость распределения расходов налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности.

Казалось бы, в подобных ситуацияхследующим вполне логичным шагом является применение положений абз. 4 п. 1 ст.272 НК РФ, согласно которому расходы распределяются пропорционально доле соответствующегодохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом п. 1 ст.331.1 НК РФ по отношению к абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ мог бы рассматриваться вкачестве специальной нормы, применяемой в отношении отдельной группынекоммерческих организаций — бюджетных учреждений — получателей бюджетныхсредств.

Однако,по мнению специалистов уполномоченных органов власти, для некоммерческихорганизаций положения налогового законодательства не предусматриваютвозможности пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческойдеятельностью в целях налогообложения прибыли (см., например, письма МинфинаРоссии от20.01.2010 № 03-03-06/4/4, от 19.03.2010 №   03-03-06/4/25,   от 02.04.2010 № 03-03-06/4/38). При этом исключение делается только для тех случаев,когда иной порядок прямо предусмотрен НК РФ для отдельных видов некоммерческихорганизаций.

Так, например, в настоящее время ст. 331.1 НК РФ предусмотренавозможность пропорционального деления в целях налогообложения прибыли отдельныхвидов расходов бюджетных учреждений — получателей бюджетных средств.

Специалисты финансового ведомстваисходят из того, что согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФотносятся исключительно доходы от реализации товаров, работ, услуг,имущественных прав и внереализационные доходы. Именно в данном контексте предлагаетсяприменять положения п. 4 ст. 252 НК РФ и соответственно абз. 4 п. 1 ст. 272 НКРФ: только в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу в соответствиисо ст. 274 НК РФ как разницу между суммами полученных доходов и расходов.

Важно запомнить

Приведенная выше позиция уполномоченных органов власти далеко не бесспорна. Содержание ст. 251 НК РФ позволяет трактовать понятие доходов в целях применения гл. 25 НК РФ намного шире, нежели предлагают специалисты финансового ведомства. В этой связи вполне оправданным представляется отнесение к доходам налогоплательщика, речь о которых идет в абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ, любых доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (в т. ч. доходов в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений). Иное прочтение норм налогового законодательства ставит некоммерческие организации (в т. ч. государственные (муниципальные) учреждения) в заведомо неравные условия по сравнению с коммерческими организациями.

Так, при прочих равныхусловиях некоммерческим организациям придется уплачивать налог на прибыль вбольшем размере, чем иным налогоплательщикам. Между тем объектом обложенияналогом на прибыль признается именно прибыль, а не доход (ст. 247 НК РФ).Следовательно, позиция уполномоченных органов власти по вопросу возможности распределениянекоммерческими организациями отдельных расходов, по сути, противоречитпринципу равенства налогообложения, предусмотренному п. 1 ст. 3 НК РФ. Приэтом некоммерческие организации впол­не обоснованно могут ссылаться на тообстоятельство, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимыесомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборахдолжны толковаться в пользу налогоплательщиков.

Кстати, некоммерческим организациям(в т. ч. государственным (муниципальным) учреждениям) не раз удавалось успешнодоказывать в судах обоснованность подобной правовой позиции (см. поста­новленияФАС Северо-Западного округа от 13.05.2009 № А13-5793/ 2005, от 06.07.2009 №А56-50333/ 2008,   ФАС   Московского округа от 14.04.2009 № КА-А40/2761-09, ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 № А65-19491/2005).

Однако далеко не каждая некоммерческая организацияможет позволить себе постоянные судебные разбирательства с налоговыми органами.У таких налогоплательщиков также остается возможность учитывать приналогообложении прибыли если не все, то большую часть административно-хозяйственныхрасходов. В этих целях необходимо максимально обеспечивать возможностьразделения расходов, которые, как правило, относятся к административно-хозяйственным,на расходы:

  • непосредственноотносящиеся к приносящей доход деятельности и учитываемые при налогообложенииприбыли прямым счетом;
  • осуществляемыеисключительно в рамках деятельности, финансовое обеспечение которой производитсяза счет целевого финансирования (целевых поступлений).

Для документальногоподтверждения обоснованности такого деления могут использоваться, например,следующие инструменты: регистрация и учет в качестве самостоятельных объектовнежилых помещений, используемых в приносящей доход деятельности, установка втаких помещениях индивидуальных приборов учета потребленных объемовкоммунальных услуг и т. п.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×