Выполнение НИОКР: особенности размещения заказа

2339
 Тавасиев З.И.
Зам. начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России
Отбор подрядчиков на выполнение НИР и ОКР – творческий процесс. Оценивать нужно не только соотношение предложений по цене контрактов, но и такие показатели, как опыт подрядчика, его деловую репутацию, производственную базу и даже наличие квалифицированных рабочих.

Размещение заказов на выполнение работ и оказание услуг, которые связаны с научным и творческим процессами, обладает некоторыми особенностями, вызванными как специфичностью таких работ, так и сложностью определения тех подрядчиков и исполнителей, которые способны дать заказчику качественный результат.

Выбор подрядчика

При отборе подрядчиков иисполнителей заказчикам необходимо осознавать, что их действия и решения должнысоответствовать таким целям Закона № 94-ФЗ, какэффективное использование государственных средств и предотвращение коррупции.

Следует учесть!

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило луч- шие условия исполнения государ- ственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен пер- вый номер.

Именноэти положения Закона № 94-ФЗ вызывают наибольшую критику со стороны некоторыхучастников закупочного процесса. Критика заключается в недопустимости экономииденежных средств при размещении заказов на выполнение научно-исследовательских,опытно конструкторских работ (далее — НИР и ОКР, а также НИОКР) и оказаниетворческих услуг. Вместе с тем экономию государственных средств нельзярассматривать как единственную составляющую их эффективного использования.Закон № 94-ФЗ декларирует целью эффективное использование средств, выделяемыхна размещение заказа, причем эффективность заключается не только в экономии,но и в определении более надежного, опытного, квалифицированного подрядчика иисполнителя. При этом для отбора подрядчика на выпол­нение НИОКР заказчикам,уполномоченным органам власти, членам конкурсных, аукционных, единых комиссийЗакон предоставил широкий перечень инструментов для достижения наилучшихрезультатов.

Подавляющее большинство торгов для определенияподрядчиков и исполнителей на выполнение НИР и ОКР проходят в форме открытыхконкурсов. Маловероятно, что законодательно когда-либо будет закрепленаобязанность заказчиков проводить аукционы на исполнение таких сложныхконтрактов, как контракты на НИОКР.

Победителем конкурса признается лицо, совокупностьпредложений по различным условиям контракта которого признана лучшей. И вданном случае речь идет не только о цене. Законом № 94-ФЗ предусмотрен отборподрядчика и исполнителя на выполнение НИР и ОКР по нескольким критериям.

Согласно ст. 28 Закона № 94-ФЗ критериями помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг, срок предоставления гарантии качества работ, услуг, объем предоставления гарантий качества работ, услуг.

Это означает, что предложения по цене контракта должныобязательно присутствовать в составе заявок на участие в конкурсе и оцениватьсячленами конкурсной или единой комиссии. Но кроме цены контракта члены комиссиимогут оценивать участников конкурса по их деловой репутации, присутствию уучастников опыта выполнения работ, наличию у них производственных мощностей,технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иныхпоказателей, необходимых для выполнения контракта, в т. ч. квалификации ихработников (ч. 4.1 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, членыкомиссий, осуществляющих отбор подрядчиков и исполнителей на выполнение НИР иОКР, непосредственно втянуты в творческий процесс и не только определяютсоотношение предложений по цене контрактов, т. е. производят арифметическиеподсчеты, но и субъективно оценивают иные показатели, тяжело поддающиесяматематике. При этом Законом № 94-ФЗ предусмотрено, что общая значимостьперечисленных подкритериев может достигать 45%, что также являетсяособенностью размещения заказов на выполнение НИР и ОКР. Напомним, что призакупке большинства работ и услуг такой критерий может составлять не более20%.

Проведем эксперимент

Возвращаясь к критике поповоду нацеленности Закона № 94-ФЗ на экономию государственных средств припроведении торгов на выполнение НИОКР и постоянной угрозы победы в нихучастников размещения заказа методом занижения цены контракта, хотелось быпровести эксперимент с заданными заранее условиями, при котором в конкурсеучаствуют три организации:

  • очень квалифицированная иопытная (назовем такую организацию условно "МГУ");
  • организация с достаточносредними показателями по квалификации (условно "Средняяорганизация");
  • фирма, нацеленная на победу вконкурсе исключительно для получения аванса и не имеющая задачи выполнитьусловия контракта (условно "Рога и копыта").

Задаем условия, которыенеобходимо предусмотреть в конкурсной документации:

Условия выполнения контракта, предложенные участниками конкурса:

Проведем процедуру оценки в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, посмотрим результаты по объективным критериям, без учета оценки заявок по критерию “Качество работ и квалификация участника конкурса”:

Казалось бы, это тот"классический" случай, который указывают при критике положений Закона№ 94-ФЗ, когда компания, сильно занижающая цену контракта, "легко"становится победителем конкурса на выполнение НИОКР.

Однако это не конечные данные. Качество предлагаемыхработ и квалификация участника конкурса еще не оценивались членами комиссии.Если предположить по указанным выше условиям, что "МГУ" максимальноподготовлена к выполнению НИОКР по предмету конкурса (45 баллов),"Средняя организация" не имеет большого опыта работ, но может сосредним качеством выполнить НИОКР (15 баллов), а "Рога и копыта" неимеют никакого опыта работ по такой тематике, трудовых ресурсов и т. д. (0баллов), то итоговые значения получатся следующие:

Данный пример показывает, что победить в конкурсе на выполнение НИОКР, занизив цену контракта даже в 10 раз, участнику без опыта работы, нацеленному исключительно на получение аванса (при победе "Рога и копыта" при начальной цене 10 млн руб. аванс составил бы всего 300 тыс. руб.), очень и очень тяжело. Кроме того, в данном примере даже не учитывались такие защитные механизмы от действия недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, как обеспечение заявки и обеспечение контракта.

Следует учесть!

Участники конкурса не могут об- жаловать решения комиссий при оценке предлагаемого качества работ или их квалификации в кон- тролирующих органах. Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 94-ФЗ при проведении плановых и внеплано- вых проверок не подлежат про- верке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по крите- риям “качество работ, услуг” и “квалификация участников кон- курса”, а обжаловать решения лиц, принимавших решения, к примеру, о большем опыте работ одного из участников конкурса по отношению к другому, можно только в суде.

Вместе стем хотелось бы отметить и отрицательные явления, присутствующие при такомшироком круге полномочий, которые даны лицам, определяющим подрядчика навыполнение НИР и ОКР. Зачастую субъективный подход к определению таких исполнителей и подрядчиковприводит к злоупотреблениям со стороны членов комиссий, что, в свою очередь,не ведет к достижению одной из главных целей, определенных Законом № 94-ФЗ, —эффективному использованию средств.

Правовая сторона

В связи со всем вышесказаннымнапрашивается вывод о законодательном закреплении обязанности заказчиковустанавливать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе покритериям "качество НИОКР" и "квалификация участникаконкурса", который будет содержать объективные показатели. Сама процедураоценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе стала бы прозрачней ипонятней, если бы, к примеру, трудовые ресурсы оценивались по количествудипломированных специалистов в конкретной области, а опыт работы участникаконкурса — по количеству выполненных контрактов по конкретной тематике.

Процедура оценки заявок на участие в конкурсе на выполнение НИР и ОКР имеет другую особенность, касающуюся сроков проведения. Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в таком конкурсе не может превышать 30 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, тогда как при иных случаях такой срок составляет не более 10 дней.

Особенности размещениязаказов на выполнение НИР содержатся не только в Законе № 94-ФЗ. Какустановлено в ч. 1 ст. 2 этого Закона, законодательство Российской Федерации оразмещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ, Закона № 94-ФЗ ииных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.При этом нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные сразмещением заказов, должны соответствовать Закону № 94-ФЗ.

К примеру, согласно ст. 770ГК РФ, исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправепривлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц только ссогласия заказчика. Таким образом, конкурсная документация может содержатьтребование о выполнении НИР участниками размещения заказа, которые имеютжелание и возможности участвовать в торгах лично, без субподрядчиков.

Отличие заключается в том, что при закупке иных работ, услуг установление данного требования квалифицируется как не предусмотренное законом и, согласно практике проверок контролирующих органов, является административно наказуемым деянием.

Существуетеще одна особенность размещения заказов на выполнение НИР и ОКР — определениепредмета работ, т. е. того, что непосредственно нужно заказчику.

В части 6 ст. 20 Закона №94-ФЗ установлен запрет на переговоры заказчика с участником размещения заказа.Вместе с тем согласно ч. 5 той же статьи для подготовки к проведению конкурса,в т. ч. в случае если заказчик не имеет возможности определить характеристикиработ (выполнение сложных НИР, ОКР или технологических работ) или услуг в целяхнаиболее полного удовлетворения государственных или муниципальных нужд, онможет опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальномсайте сообщение о своей заинтересованности в проведении конкурса с указаниемсрока представления предложений о технических, технологических и качественныххарактеристиках работ, услуг. Поступившие предложения могут учитываться приопределении предмета конкурса. После определения предмета конкурса заказчик,уполномоченный орган принимают решение о проведении конкурса. При этомзаказчик не вправе устанавливать какие-либо преимущества для лиц, подавшихуказанные предложения.

В данном случае Закон № 94-ФЗопять проявляет гибкость и понимание сложности закупочного процесса НИР,одновременно ставя под запрет возможность предоставления каких-либо преимуществлицам, которые "помогли" заказчику определить предмет закупки.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль