Вас проверяет прокуратура

2370
К прокурорским проверкам многие относятся настороженно: ведь нормы, защищающие права учреждений при других контрольных мероприятиях, на прокурорские проверки не распространяются. Не секрет, что проверяющий из прокуратуры имеет право выйти за рамки запланированных вопросов и расширить объем проверочных мероприятий по собственной инициативе. Чтобы пройти прокурорскую проверку без каких-либо неприятностей, нужно знать множество нюансов. Рассмотрим некоторые важные моменты, связанные с осуществлением проверочных мероприятий в сфере исполнения трудового законодательства.

Полномочия по осуществлениюпроверочных мероприятий органами прокуратуры в сфере исполнения трудовогозаконодательства вытекают из ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре). Этойстатьей установлено, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнениемзаконов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в органахгосударственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческихорганизациях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовыхактов. И хотя в п. 2 указанной статьи надзорная деятельность в отношенииисполнения законодательства о труде непосредственно не названа, данный виднадзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетныхнаправлений в работе органов отечественной прокуратуры.

Поводы для проверки

Повод 1. Задание вышестоящейпрокуратуры, в котором прокурору района (города) или специализированномупрокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществитькомплексную проверку исполнения трудового законодательства на определеннойтерритории или же на конкретных предприятиях (объектах).

Повод 2. Проведение плановой проверки,осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, где подобнаяпроверка запланирована на определенный месяц. При этом планы работ районныхпрокуратур являются служебными документами, в связи с чем работодатели заранеене уведомляются о запланированных в отношение них проверочных мероприятиях.

Повод 3. Указание прокурора опроведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства вопределенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений овозможных нарушениях (внеплановая проверка).

Повод 4. Материалы средств массовойинформации (публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналамтелерадиовещания, материалы интернет-сайтов) также являются основанием длявнеплановых проверок, но в данном случае инициировать их, помимо руководителяпрокуратуры, имеет право работник прокуратуры, на которого возложен дан­ныйвид надзора.

Повод 5. Обращение в прокуратуру (какустное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законодательствав данной сфере. При этом прокуратура обязана рассматривать не только заявлениясамих работников, чьи права могли быть нарушены, но и обращенияуполномоченного по правам человека, депутатов представительных органов, партий,иных общественных организаций, выступающих в защиту интересов работников.

Как подготовиться к выездной проверке?

Проверка организации надзорным ведомством начинается споступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.Ввиду того что проверка исполнения трудового законодательства со стороныпрокуратуры представляет собой организационное мероприятие, в котором можетбыть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работникипрокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее (как минимумза один день).

Для справки

Согласование начала проверочных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентировано. Поэтому просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не может считаться нарушением и рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки.

Датаначала проверочных мероприятий согласуется между работниками прокуратуры иработодателем. Задача последнего - обеспечить присутствие на рабочих местахсотрудников кадровых подразделений, бухгалтеров, заместителей руководителя ииных лиц, отвечающих за организацию работы на определенном участке. Необходимо,чтобы указанные сотрудники могли предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомитьсяс интересующей их документацией, визуально осмотреть производственныепомещения и т. д.

Может сложиться так, что руководитель организации невладеет оперативной обстановкой, связанной с качеством исполнения требованийТК РФ и иных нормативных актов подчиненными ему сотрудниками, или же, возможно,сомневается в наличии и правильном составлении необходимых документов. Вданном случае целесообразно в ходе телефонного разговора с работникомпрокуратуры детально выяснить, какая документация будет затребована, какимработникам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие ещевопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки. Чтобыоперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены), можнодоговориться с проверяющим сотрудником прокуратуры о более позднем сроке егоприезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятельствами,которые могут помешать комплексно и оперативно осуществить намеченнуюпрокурорскую проверку) и исправить ситуацию.

Порядок проведения выездной проверки

После согласования времениначала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратурыприбывает в организацию. В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратурепрокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверениябеспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов,иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов всвязи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Несмотря на то что взаконодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудникамипрокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер.Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанностипрокурорских работников ограничены ст. 26 этого Закона: органы прокуратуры невправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает,что прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановкекадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников,улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной ивнутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятийсотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которыхпредстоит проверить.

На данном этапе истребуются приказы о назначении надолжность руководителя кадрового подразделения, подчиненных ему специалистов,изучаются их трудовые договоры и должностные инструкции. Это необходимо дляопределения непосредственной компетенции сотрудников организации в интересующихнадзорный орган вопросах, а в дальнейшем - для установления степени ихответственности за выявленные нарушения, а также составления актовпрокурорского реагирования. Также могут быть запрошены и изучены учредительныедокументы юридического лица.

Основные аспекты, на которые органы прокуратуры обратят внимание в первую очередь: своевременность выплаты заработной платы, надлежащее оформление на работу, предоставление отпусков, производственный травматизм, труд несовершеннолетних, соблюдение техники безопасности.

В соответствии со ст. 22Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправепривлекать специалистов. Данное положение обусловлено тем, что на практикепроверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либоузкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложноготехнического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации дляработников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенностипривлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями инавыками, не закреплен.

На практике прокуратура можетпривлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников государственнойинспекции труда (ГИТ), а также органов, компетентных в определенных аспектах,относящихся к трудовым отношениям. Например, это могут быть органы,осуществляющие контроль и надзор в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения; гидрометеорологии имониторинга окружающей среды; государственный экологический контроль;государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств; органыгосударственного энергетического надзора и т. д.

Объем проверочных мероприятийопределяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащихпроверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включениетех или иных сфер, близких по своему общественному значению к реализации правграждан на безопасные условия труда. Полномочия органов прокуратуры в данномслучае шире, чем представителей ГИТ.

Присутствие руководителяучреждения при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случаепроверка может не состояться.

Для справки

Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры.

По результатам проверки ипринятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя руководителяучреждения, которая относится к служебным документам и не предназначена дляпосторонних лиц. Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнениятрудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации,то он является руководителем данной группы и координирует их действия.

Поскольку главным действующимлицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всюполноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняютданные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятийустанавливается по его инициативе.

Прокурорские проверки проводятсяна основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушениязаконов, требующих принятия мер. При наличии оснований для проверки сотрудникипрокуратуры вправе ее провести, при этом не имеет значения, что ранее сподобной проверкой вас уже посетили инспекторы ГИТ.

Кроме того, на практике бываеттак, что работники прокуратуры требуют от ГИТ предоставить материалы проверкитой или иной организации. Не исключено, что изучение такой документациипокажет: проверка ГИТ проведена поверхностно, необходимые факты не нашлидолжного юридического оформления, а виновные лица не были привлечены кадминистративной ответственности. В результате повторных проверочных мероприятийпрокуратура может принять меры как в отношении организации, так и самойинспекции.

Невыездная (документальная) проверка

Сущность данной проверкисостоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных емулиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. Впроцессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

В запросе прокуратурыустанавливается разумный срок его исполнения. Обычно в конце запроса имеетсяфамилия подготовившего его должностного лица (в дальнейшем именно оно и будетвас проверять) и его служебный телефон. В случае если у вас возникликакие-либо вопросы по исполнению требований прокуратуры, отраженных в запросе,целесообразно их разрешить, связавшись с этим сотрудником.

При поступлении запроса изпрокуратуры необходимо полно и точно исполнить содержащиеся в нем требования, аименно подготовить и направить с сопроводительным письмом те документы,которые запрашиваются.

Поскольку порядок возврата оригиналов документов органами прокуратуры в законодательстве не регламентирован, целесообразно предоставлять копии, а оригиналы показывать только в случае, если проверяющий пожелает с ними ознакомиться.

Неисполнение требованийпрокуратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное,искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) может явитьсяповодом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАПРФ. В числе санкций данная статья предусматривает наложение административногоштрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000до 5000 руб.

Помощник или заместительпрокурора могут потребовать письменные объяснения у лиц, которые имеютотношение к выявленным нарушениям трудового законодательства. У работниковорганизации, имеющих непродолжительный стаж работы и впервые сталкивающихся сподобной ситуацией, процедура опроса вызывает, как правило, негативныеассоциации и опасения. Следует заметить, что дача письменных объясненийявляется обычной формальностью, требующейся для полноты собираемого проверочногоматериала и по большему счету необязательна для работодателя, поскольку всоответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать противсамого себя.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль