Пробелы системы госзаказа

1624
Много лет между законодателями, участниками размещения госзаказа и заказчиками ведется горячая дискуссия на предмет необходимости внесения изменений в Закон № 94-ФЗ1. Вызывают вопросы и уже принятые нововведения. О том, какие проблемы возникают при применении на практике закона о госзаказах, диалог с нашим гостем.

В чем вы, как заказчик, видите несовершенство Закона № 94-ФЗ, и какие положения считаете нужным внести в него?

- Безусловно, Закон № 94-ФЗ далек от совершенства и егодоработка - вопрос первостепенной важности. Вместе с тем любые вносимыеизменения должны учитывать интересы всех участвующих в размещении заказовсубъектов, а закрепляемые в нем нормы - однозначно трактуемыми. Посколькуизменения, которые предполагается внести в законодательство о размещениизаказов, не только уточняют спорные его положения и устраняют пробелы врегулировании отдельных ситуаций, а существенно расширяют сферу регулирования.В частности, Законом будут регламентироваться и иные стадии закупки -планирование заказов и исполнение контрактов.

На мой взгляд, главная задача - реформируя законодательство,не допустить возникновения еще больших противоречий. Не осуществлять реформузакона ради самой реформы. Ужесточая процедуру планирования закупок, нельзя неучитывать необходимость создания условий для оперативной корректировки планов.Предупреждая злоупотребления при обжаловании действий заказчиков участникамиразмещения заказов, нельзя создавать излишние препятствия в вопросахреализации прав последних на защиту их законных интересов. Обеспечиваяучастникам размещения заказа беспрепятственный доступ к участию в торгах,нельзя необоснованно ограничивать право заказчиков устанавливать требования кпредмету закупки, определяющие его индивидуальные потребности.

Многие из предлагаемых мер по совершенствованиюнормативной базы в случае законодательного их закрепления могут повлечь засобой последствия, прямо противоположные тем, ради которых они предпринимались.Так, серьезную озабоченность вызывают предлагаемые Федеральной антимонопольнойслужбой и Минэкономразвития России процедуры ускоренноговнесудебного расторжения контрактов. Очевидно, что предоставление сторонамконтракта возможности в одностороннем порядке отказаться от принятыхобязательств может быть использовано недобросовестными заказчиками илиучастниками размещения заказа в целях уклонения от обязательств. Кроме того,эта норма не решает проблему сроков - последующее оспаривание в суде решениястороны контракта об отказе от исполнения обязательств будет столь же продолжительным,как и расторжение контракта в судебном порядке.

Не менее спорнымипредставляются и предложения об унификации требований к закупаемым товарам,работам и услугам; разработке обязательных для использования заказчикамитиповых форм контрактов и технических заданий; централизации системы закупок. Безусловно, такие предложения направленына решение важных задач - исключение возможности ограничения конкуренции путемнеобоснованного усложнения требований к предмету закупки, повышениеэффективности расходования средств и т. п. Но результатом такого рода унификациии централизации может стать получение заказчиком товаров, работ и услуг, не соответствующихего потребностям; ничем не оправданное снижение требований к качествузакупаемых товаров, работ и услуг, срокам и условиям их поставки (выполненияуслуг).

…любые вносимые изменения должны учитывать интересы всех участвующих в размещении заказов субъектов, а закрепляемые в нем нормы – однозначно трактуемыми…

Кроме того, централизованныезакупки, в частности планирование и проведение совместных торгов, не всегдаявляются эффективной формой размещения заказа - как в части финансовогорезультата, так и в части временных и организационных затрат. На мой взгляд,противодействие злоупотреблениям заказчиков, состоящим в формировании имитребований под «своего» поставщика, исполнителя, подрядчика, должноосуществляться не за счет навязывания «типовых потребностей», а обеспечиватьсяпутем совершенствования системы контроля за исполнением требованийзаконодательства.

В серьезном реформировании нуждается сфера контроля.Полагаю, что существующие сегодня механизмы контроля исполнениязаконодательства недостаточно эффективны, что создает предпосылки для различного рода злоупотреблений приразмещении заказов. Трудности не всегда порождаются изъянами закона, азачастую обусловливаются пороками его исполнения, поэтому исключениевозможности несоблюдения установленных норм является чрезвычайно важнымделом. Работа по совершенствованию системы контроля должна осуществлятьсяодновременно с уточнением и корректировкой закона, в противном случае еерезультативность будет минимальна.

Как вы прокомментируете изменения, внесенные в ст. 55 «Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» Закона № 94-ФЗ?

- Последние изменения к ст. 55 Закона № 94-ФЗ были внесены в ноябре 2011 г.Наиболее значимыми новациями стали дополнения ч. 2 ст. 55 закона пп. 14.1и 34. Согласноположениям п. 14.1 был увеличен предельный размер суммы закупок одноименных товаров, работ и услуг,осуществляемых у единственного поставщика, со 100 до 400 тысяч руб. в течениеквартала при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность,государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений,цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек и архивов.

…ужесточая процедуру планирования закупок, нельзя не учитывать необходимость создания условий для оперативной корректировки планов…

Пунктом 34 была установлена возможность размещениязаказов без проведения торгов (запросов котировок) на оказание услуг пореализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных,культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий,экскурсионных билетов и путевок, форма которых утверждена в установленномпорядке как бланк строгой отчетности. Кроме того, были внесены уточнения втекст пп. 23, 26, 32, 33 ч. 2 ст. 55, а также абзаца первого ч. 2 ст. 31.1 в части отнесения к сферерегулирования гл. 2.1 отношений, связанных с размещением заказов на создание иисполнение произведений (ранее - только создание).

Нельзя не признать значимость этих изменений.Трудности, связанные с заключением агентских договоров (контрактов)представляли проблему для организаций культуры, деятельность которыхпредполагает реализацию билетов, и предоставление им права на заключение такихдоговоров (контрактов) без проведения торгов (запросов котировок), несомненно,является положительным фактом.

Огромное значение имеет иувеличение предельной суммы размещаемых в течение квартала заказов. Учитываяспецифику работы организаций культуры, основной задачей которых является реализациятворческих задач, предоставление им возможности более гибкого реагирования наизменение текущих потребностей и расширение диапазона оперативной корректировкиобъемов закупок будет способствовать повышению стабильности их работы.

Вместе с тем нельзя необратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно положениям п. 23 ч. 2ст. 55 театрам и иным организациям, упоминаемым также и в п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона уже предоставлено правозаключать договоры (контракты) с единственным поставщиком без ограничения ценытаких договоров (контрактов) в целях обеспечения их основной деятельности. Впроцессе рассмотрения законопроекта на этот факт обращало внимание и правовоеуправление Госдумы, указывая в заключении по представленному ко второму чтениюдокументу на необходимость обоснования наделения упомянутых организацийдополнительными полномочиями.

Рассматривая положения пп. 14.1 и 23 ч. 2 ст. 55 Закона в совокупности, можно сделатьвывод, что дополнительные возможности в части размещения заказов уединственного поставщика предоставляются организациям культуры в отношениизаказов, не связанных напрямую с основным видом деятельности. В порядке,устанавливаемом п. 14.1 могут осуществляться закупки любых товаров, работ иуслуг. В этой связи не вполне понятно предоставление подобных преимуществименно театрам, концертным учреждениям и т. п. Разве иные заказчики, в т. ч. всоциальной сфере, например медицинские учреждения, в меньшей степени нуждаютсяв такого рода преференциях? Чем, например, потребность в услугах связи,транспортных или иных, не связанных непосредственно с созданием и показомспектаклей, принципиально отличается от потребности в таких же услугах иныхзаказчиков?

По всей видимости, в процессеобсуждения проекта закона необходимыеобоснования были представлены и законодатель счелвозможным включить п. 14.1 в текст ч. 2 ст. 55 Закона. Тем не менее действиеуказанного пункта было бы целесообразно распространить на все категориизаказчиков - ограничение суммы закупок одноименных товаров, работ и услуг несоответствует экономической ситуации.

Что необходимо помнить заказчику при применении положений Приказа № 273.1?

Основной проблемой в применении Номенклатуры товаров, работ и услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом № 273, на протяжении длительного времени было, собственно, отсутствие этого документа как такового. Разработка Номенклатуры продолжалась в течение более чем трех лет.

…трудности не всегда порождаются изъянами закона, а зачастую обусловливаются пороками его исполнения…

Безусловно, заказчики могли ориентироваться на проект Номенклатуры, который был размещен на официальном сайте госзаказа, однако этот документне имел официального статуса и в случае возникновения споров не всегдапринимался во внимание. Но­менклатура, которая была в результате утвержденасначала Приказом № 6012, а затем в несколько расширенном варианте -Приказом № 273, имеет мало общего с первоначальным проектом.

Применение действующей внастоящее время Номенклатуры не вызывает серьезных проблем, однако некоторые затруднения у заказчиков возникают.

Связаны они с отнесением предмета закупки к той или иной группе номенклатуры, каждаяиз которых включает в себяотдельные виды товаров, работ и услуг, относящихся ксоответствующим классам,подклассам и т. д. ОКДП.

Для определения одноименности закупаемых товаровзаказчику необходимо правильно определить их соответствие коду ОКДП. Внекоторых случаях коды классификатора содержат указания на сходные видытоваров, работ и услуг. А неправильное отнесение предмета закупки к коду ОКДПможет повлечь за собой ошибочное отнесение одноименных товаров, работ и услуг кразличным группам номенклатуры и, как следствие - закупку одноименных товаров,работ или услуг на сумму, превышающую установленные законом ограничения.

Следствием такой ошибки можетстать и непреднамеренное ограничение заказчиком конкуренции. Так, например,ошибочное отнесение предмета закупки к категории товаров, работ и услуг, которыев соответствии с Постановлением № 6422 включены в перечень длясубъектов малого предпринимательства, также содержащий указание на коды ОКПД, может стать причиной необоснованного отклонения заявок участников размещениязаказа, не относящихся к упомянутым субъектам. Аналогичная ошибка приопределении кода ОКДП может повлечь за собой и неправильный выбор заказчиком способа размещения заказа. Такая ситуация рассматривалась в письме ФАС России от 24.06.2011 № АЦ/24167.

…одной из основных задач, которые были решены в результате разработки и утверждения Номенклатуры, является предотвращение необоснованного дробления заказов…

Кроме того, ныне действующийдоку­мент существенно ограничивает возможности заказчиков по размещениюзаказов у единственного поставщика в порядке, установленном п. 14 ч. 2 ст. 55Закона № 94-ФЗ, или путем проведения запросов котировок. Очевидно, что однойиз основных задач, которые были решены в результате разработки и утвержденияНоменклатуры, является предотвращение необоснованного дробления заказов сцелью уклонения от проведения конкурентных процедур.

Нельзя не признать и тот факт,что группировка товаров, работ и услуг является чрезмерно укрупненной, и увеличениечисла групп Номенклатуры было бы целесообразно.

Что вы думаете о работе портала госзакупок?

В целом сайт zakupki.gov.ru представляется удобным виспользовании как для заказчиков, так и для участников размещения заказа.

В качестве одной из серьезных проблем я обозначил бынедостатки интеграции сайта с внешними системами размещения заказов, вчастности - с Единой автоматизированной системой торгов г. Москвы. Сбои при взаимодействиивнешней системы размещения заказов с официальным сайтом влекут за собой неумышленноенесоблюдение заказчиками сроков размещения на сайте информации о проводимых имиторгах или запросах котировок, регистрации заключения и исполнения контрактов.

Доступные для заказчиков инструменты фиксации такихсбоев не предусмотрены, а получение подтверждения в службе поддержки сайтаявляется весьма затруднительным. Единственной возможностью для заказчиков подтвердитьнеполадки в работе системы является выполнение «скриншотов», представляющихсобой слабый аргумент в случае возникновения спорных ситуаций.

Кроме того, недостаточноэффективной является работа службы технической поддержки сайта -оперативность и результативность реагирования ее на запросы вызываютобоснованные нарекания. Но я думаю, со временем такого рода техническиепроблемы могут быть решены.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль