В чем преимущество структурного метода расчета затрат

1748
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Как показывает практика, главные распорядители бюджетных средств при определении объема финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг часто используют структурный метод расчета нормативных затрат. Это связано с тем, что данный метод позволяет определить нормативные затраты даже в случае отсутствия у учреждения утвержденных норм расхода ресурсов.

Методы определения нормативных затрат

Согласно Методическим рекомендациям № 137н/527 для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги может использоваться один из следующих методов:

  • нормативный;
  • структурный;
  • экспертный.

Экспертный метод рекомендуется применять в случае невозможности использования нормативного или структурного метода. При применении экспертного метода нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки, например может оцениваться:

  • доля затрат в общем объеме зат рат,необходимых для оказания услуги;
  • условный объем площадей, необходимых для оказания услуги;
  • количество потребителей услуги.

Запомнить

При выборе метода (методов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат необходимо учитывать отраслевые, территориальные и иные особенности оказания услуги.

Нормативный метод признается основным при расчете норматива затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги. При применении этого метода затраты на оказание единицы услуги определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочего времени персонала, расходных материалов) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (приказ Минфина России от 22.12.2010 № 178н1):

Nгy = Pед × Qед ,

где
    Nгу – нормативные затраты на оказание единицы услуги (норматив);
    Pед – стоимость единицы группы затрат;
    Qед – количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (норма расхода).

Пример

Используем указанную формулу для расчета норматива затрат на приобретение расходных материалов в городской клинической больнице. Услуга – проведение спинномозговой пункции. Для расчета нормативных затрат этилового спирта на проведение процедуры умножим стоимость одного грамма, например 10 коп., на норму – 50 г (количество, установленное в приказе Минздрава СССР от 30.08.1991 № 245). Получим: Nry = 10 × 50 = 500 (коп.) = 5 (руб.)

Учреждения здравоохранения, по сути, являются исключением из правил. Для большинства учреждений социальной сферы натуральные нормы расхода ресурсов на оказание услуг не установлены, а значит, использование нормативного метода практически невозможно. В этих случаях рекомендуется использовать структурный метод.

Классификация затрат

При выборе метода определения нормативных затрат необходимо учитывать не только отраслевые и территориальные особенности, но и вид затрат. Например, норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда рассчитывается исключительно нормативным методом, а для расчета других нормативов могут применяться все методы.

В субъектах РФ используются следующие подходы к классификации затрат:

  1. По степени зависимости от изменения объема оказания государственной (муниципальной) услуги выделяют затраты постоянные (не изменяются с изменением объема предоставления услуги) и переменные (изменяются).
  2. По возможности увязать с предоставлением конкретной услуги выделяют прямые затраты (непосредственно связаны с оказанием единицы госуслуги) и косвенные (преж де всего это нормативные затраты на общехозяйственные нужды).

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяют затраты на:

  • коммунальные услуги;
  • содержание объектов недвижимого имущества;
  • содержание объектов особо ценного движимого имущества;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • оплату труда административно-управленческого, административно-хо зяйственного, вспомогательного и иного персонала;
  • прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Применение структурного метода

Нормативный документ

Объем финансового обеспечения госзадания, который определяется на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Методических рекомендаций № 137н/527).

При применении структурного метода нормативные затраты определяются пропорционально выбранному основанию. Например, затраты могут распределяться пропорционально затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно оказывающего услугу:

Зi = З × ЗПi : ФОТ ,

где
    Зi – затраты, приходящиеся на i-го сотрудника;
    З – общая сумма затрат, которую необходимо распределить (например, общехозяйственные расходы);
    ЗПi – заработная плата i-го сотрудника;
    ФОТ – общий фонд оплаты труда.

Существуют и другие основания для определения затрат, которые можно выбрать в рамках применения структурного метода. Затраты можно определять пропорционально:

  • объему услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (например, человек, посещений);
  • численности персонала, участвующего в оказании услуги;
  • площади помещения, используемого для оказания услуги.

Пример

Учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» оказывает три вида услуг: индивидуальное психологическое консультирование взрослых (A), индивидуальная психологическая работа с детьми (B) и семейное консультирование (C). В отчетном году затраты на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании услуг, составили 800 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в оказании услуги А, – 160 000 руб. (20%), B – 280 000 руб. (35%), C – 360 000 руб. (45%).

В течение года произведены затраты:

  • 12 000 руб. – на приобретение расходных материалов, используемых при оказании услуг (канцелярские принадлежности);
  • 200 000 руб. – на общехозяйственные нужды.

Определение норматива затрат на оказание единицы госуслуги структурным методом приведем в таблице:

Все постоянные затраты являются лишь условно постоянными

При увеличении объема оказания услуги рано или поздно наступит момент, когда необходимо будет увеличивать не только переменные затраты, но и постоянные. Например, затраты на содержание недвижимого имущества (учреждение не может бесконечно увеличивать объем предоставления услуг, используя только имеющиеся площади, а увеличение площадей приведет к увеличению затрат на их содержание).

мнение специалиста

Ольга Сизова,
старший аналитик Центра исследования
бюджетных отношений

Федеральный подход выделяет из состава нормативных затрат на оказание государственных услуг часть расходов на содержание имущества, что занижает полную себестоимость оказания услуг. Ряд субъектов РФ (Алтайский край, Рязанская и Липецкая области) переняли данный подход, но в то же время присутствуют субъекты (например, Ростовская, Тюменская области, Республика Тыва), которые целиком включают все группы расходов в нормативные затраты на оказание услуг.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×