Формирование входящих остатков по счетам бюджетными учреждениями

13929
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В 2011 г. начался длительный процесс реализации положений Закона № 83-ФЗ по переводу части государственных (муниципальных) учреждений на тип «бюджетное учреждение». Уделим внимание бухгалтерским аспектам этого процесса. На первый взгляд, все кажется простым и понятным, но при более глубоком рассмотрении перехода на новый порядок ведения бухгалтерского учета выявляется ряд проблемных вопросов.

Дата перевода

Первое, что необходимо четко понять бухгалтеру, – переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н следует производить не после того, как тип учреждения был изменен в уставе, а только после того, как учреждение перешло на новый способ финансового обеспечения. То есть, если с 1 июля 2011 г. было сделано указание на тип учреждения «бюджетное» и утверждены списки особо ценного движимого имущества, но финансовое обеспечение по-прежнему осуществляется за счет бюджетных ассигнований, оснований для перехода на учет по Инструкции № 174н нет.

Изменение способа финансового обеспечения означает:

1. Учреждению в органе казначейства открыт один или два лицевых счета с соответствующим режимом обслуживания:

  • счет, на который будут поступать средства субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, средства от приносящей доход деятельности и средства обязательного медицинского страхования (при наличии такого источника финансового обеспечения);
  • отдельный счет, на который будут поступать средства субсидий на иные цели и средства бюджетных инвестиций.

2. Учреждению утверждены сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (с 01.01.2012 – план финансово-хозяйствен ной деятельности).

В частности, должны быть утверждены объемы субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и направления ее расходования.

Сметные (плановые) назначения сразу после утверждения следует отразить в учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 504 00 000. Отражению в учете подлежат сметные (плановые) назначения не только по расходам, но и по доходам.

3. В учреждении в соответствии с положениями Инструкции № 174н сформирован рабочий план счетов, разработана учетная политика.

Запомнить

Для перехода на ведение учета в соответствии с Инструкцией № 174н в первую очередь нужно перенести остатки по балансовым счетам на счета в соответствии с новым рабочим планом счетов. Переносу подлежат данные об остатках нефинансовых активов, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, переходящих принятых и денежных обязательств.

Решение о дате перехода на новый способ финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений принимается на уровне каждого публично-правового образования с соблюдением предельных сроков, установленных федеральным законодательством. Наиболее вероятно, что он будет производиться с 1 января. В таком случае соответствующие процедуры перевода остатков на учет в соответствии с положениями Инструкции № 174н следует производить в межотчетный период.

При этом остатки по счетам согласно старому плану счетов списываются в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и восстанавливаются на счета согласно новому плану счетов также в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 с соответствующим кодом финансового обеспечения.

Если переход на новый способ финансового обеспечения будет производиться в середине года (то есть субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания начнут предоставляться в середине года), то процесс перехода будет иметь следующие особенности:

1. Перенос остатков по счетам учета активов и задолженности производится путем списания остатков по старому рабочему плану счетов в корреспонденции со счетом 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и восстановления остатков по новому рабочему плану счетов в корреспонденции со счетом 0 401 10 180 «Прочие доходы» с соответствующим кодом финансового обеспечения.

2. Не переносятся остатки по счетам кассовых доходов и расходов (1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» и 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»), начисленных доходов и расходов (0 401 10 100 «Доходы хозяйствующего субъекта» и 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта»), внутриведомственных расчетов (0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»), т. е. по тем счетам, которые списываются на финансовый результат в конце года.

3. Если в начале года учреждению были выделены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств из расчета на целый год, ассигнования должны быть уменьшены, а лимиты отозваны в суммах, превышающих фактически произведенные кассовые расходы. В учете следует выполнить сторнирующие записи.

4. За тот год, в середине которого учреждение перешло на другой способ финансового обеспечения, ему следует представлять отчетность, предусмотренную как для казенных учреждений согласно Инструкции № 191н (с 1 января по дату перехода), так и для бюджетных учреждений согласно Инструкции № 33н (с даты перехода по 1 января).

Перенос остатков

Основные параметры, которые требуют большой по объему бухгалтерских записей процедуры переноса остатков, – это:

  • изменение кодов финансового обеспечения;
  • выделение особо ценного движимого имущества;
  • суммирование по кодам бюджетной классификации.

Изменение кода вида финансового обеспечения

У казенного учреждения могут быть остатки по видам деятельности 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» и 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Остатки по виду деятельности 1 в общем случае следует переносить на вид финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». При этом есть ряд моментов, которые следует учитывать.

Остатки вложений в капитальное строительство однозначно нельзя переносить на вид финансового обеспечения 4, поскольку за счет этого источника производится только компенсация расходов в связи с исполнением государственного (муниципального) задания и расходов на содержание имеющегося недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Капитальное строительство бюджетным учреждениям следует осуществлять за счет субсидий на иные цели либо за счет бюджетных инвестиций.

Если же не предполагается продолжение незавершенного строительства самим бюджетным учреждением, то незавершенные капитальные вложения нужно перед переходом на новый вид финансового обеспечения передать, например, в казну публично-правового образования.

Это актуально в отношении вложений в капитальное строительство, которые на годы замерли на уровне проектной документации. Таким образом, остатки незавершенного капитального строительства (счет 1 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения») подлежат переносу на счета 5 106 11 000 или 6 106 11 000.

Также следует решить вопрос с переносом с вида деятельности 1 остатков кредиторской задолженности.

Очевидно, что кредиторскую задолженность нужно переносить на тот вид финансового обеспечения, за счет которого она затем будет погашаться. Если кредиторская задолженность на конец года возникла в рамках долгосрочного договора на капитальное строительство, такую задолженность следует перенести на тот источник, из которого планируется в дальнейшем продолжать оплату этого договора (5 «Субсидии на иные цели» или 6 «Бюджетные инвестиции»), или передать учреждению, которое будет продолжать строительство.

Запомнить

Бухгалтеру необходимо учесть, что с большой долей вероятности при планировании субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не было предусмотрено погашение переходящей кредиторской задолженности. Следовательно, погашать ее придется за счет средств от приносящей доход деятельности, для чего сальдо нужно будет заранее перенести на вид деятельности 2.

Все сказанное в отношении переноса кредиторской задолженности относится и к переносу обязательств (счета 1 502 21 000 «Принятые обязательства», 1 502 22 000 «Принятые денежные обязательства»), принятых в счет финансового обеспечения следующего года. Такие суммы также следует перенести на соответствующий источник финансового обеспечения, с которого они будут исполняться. Перенос следует осуществлять прямой бухгалтерской записью без использования счетов финансового результата.

Остатки, числящиеся по виду деятельности 2 в общем случае, нет необходимости переносить на иной источник финансового обеспечения.

Однако здесь следует упомянуть про средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

В соответствии с Инструкцией № 157н с 1 января 2011 г. все учреждения, использующие средства ОМС, независимо от вида финансового обеспечения, должны были выделить их из средств от приносящей доход деятельности (код вида деятельности 2) на код вида финансового обеспечения 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».

Однако многие учреждения, получающие обеспечение за счет бюджетных ассигнований, не сделали этого, потому что в формах отчетности, утвержденных Инструкцией № 191н для учреждений, получающих бюджетные ассигнования, источник финансового обеспечения 7 не был предусмотрен.

Следовательно, тем учреждениям, которые переходят на учет в соответствии с Инструкцией № 174н и еще не перенесли расчеты за счет средств ОМС на вид финансового обеспечения 7, необходимо это сделать.

Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств

Поэтому механизмы ответственности учреждения за погашение им за счет средств субсидий кредиторской задолженности, которая не была учтена в сумме субсидий, устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Статья 289 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ и соответствующие статьи КоАП РФ и УК РФ к бюджетному учреждению за такое нарушение не применяются.

Суммирование по кодам бюджетной классификации

Федеральным законодательством о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях не регламентировано содержание разрядов 1–17 полного номера счета рабочего плана счетов.

В общем случае в этих позициях могут быть нули. Вместе с тем орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, может установить коды видов поступлений и выбытий, указываемые в этих 17 позициях.

При переходе на ведение учета в соответствии с Инструкцией № 174н замена в разрядах 1–17 номера счета коснется не только остатков по виду деятельности 1, но и по средствам от приносящей доход деятельности, поскольку в рамках вида деятельности 2 в разрядах 1–17 указывались не все нули, в разрядах 1–3 содержалсякод главы по БК.

В отношении остатков по виду деятельности 1 учреждениям, приобретающим материальные запасы за счет нескольких кодов бюджетной классификации, следует обратить внимание на случаи, когда имеются остатки одного и того же материала у одного материально ответственного лица, приобретенного по разным кодам бюджетной классификации, и принять по выбору одно из следующих решений:

  • при переносе суммировать остаток;
  • создать новую номенклатурную позицию и разнести остаток на две разные номенклатурные позиции.

Аналогичная ситуация с суммированием остатка в связи с обнулением первых 17 знаков номера счета может произойти и в части дебиторской или кредиторской задолженности.

Получено от учредителя

Для отражения операций получения бюджетным учреждением имущества от своего учредителя в учете в соответствии с Инструкцией № 174н предусмотрены проводки в корреспонденции со счетом 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». А как быть в отношении имущества, которое уже есть у учреждения на момент его преобразования к типу «бюджетное»? Очевидно, что для такого имущества также нужно отметить факт получения от учредителя. Соответствующий порядок описан в письме Минфина России от 25.04.2011 № 20-06-07/1546.

Учреждению, переведенному на бюджетный тип, необходимо:

1) рассчитать полную сумму остаточной стоимости всех нефинансовых активов, отнесенных к категориям «недвижимого имущества» и «особо ценного движимого имущества» (кроме имущества на забалансовом счете 21) – по данным счетов: 0 101 1Х 000, 0 104 1Х 000, 0 103 1Х 000, 0 106 1Х 000, 0 105 1Х 000, 0 107 1Х 000, 0 101 2Х 000, 0 104 2Х 000, 0 102 2Х 000, 0 106 2Х 000, 0 105 2Х 000, 0 107 2Х 000;
2) Отразить в межотчетный период общую сумму полученного от учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества проводками в зависимости от источника финансового обеспечения, к которому это имущество будет отнесено:
4 401 30 000 – 4 210 06 660;
5 401 30 000 – 5 210 06 660;
2 401 30 000 – 2 210 06 660.
3) уведомить учредителя об общей сумме полученного таким образом от учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества.

На основании полученных сведений учредителю следует отразить в своем учете входящий остаток по счету 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях».

В доход бюджета

По состоянию на 31 декабря 2011 г. у бюджетного учреждения, переходящего на финансовое обеспечение за счет субсидий, может образоваться дебиторская задолженность за счет средств источника финансового обеспечения «1». В случае поступления в 2012 г. средств в счет погашения такой задолженности указанные средства должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. Согласно указаниям, приведенным в письме Минфина России от 25.04.2011 № 20-06-07/1546, бюджетному учреждению следует дополнительно отразить в своем учете задолженность по перечислению в доход бюджета таких поступлений. Задолженность отражается в межотчетный период проводкой:Дебет счет 4 401 30 000 – Кредит счета 4 303 05 730.

Операции осуществляются в сумме дебетового сальдо счетов 1 205 00 000, 1 209 00 000 и 1 303 00 000.

Запомнить

В учреждении может числиться дебиторская задолженность по счетам 1 206 00 000, которая при ее возврате в 2012 г. также должна быть перечислена в доход бюджета. Но в письме Минфина России от 25.04.2011 № 20-06-07/1546 в отношении такой дебиторской задолженности указаний нет.

Бюджетное учреждение обязано уведомить учредителя о суммах дебиторской задолженности по счетам 1 205 00 000, 1 209 00 000 и 1 303 00 000 по состоянию на 01.01.2012.

Указанная сумма дебиторской задолженности должна соответствовать данным, отраженным в акте инвентаризации расчетов по состоянию на 01.01.2012, в Сведениях (ф. 0503169), в Балансе (ф. 0503130).

Учредителю следует отразить в своем учете кредиторскую задолженность по соответствующим счетам счета 1 205 00 000.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль