Будущее – за внутренним контролем

2317
 Бычков С.С.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России
Мировой опыт свидетельствует: повышение эффективности бюджетных расходов возможно только путем создания грамотной системы финансового менеджмента в органах государственного управления, в основе которого находятся внутренний контроль и аудит. Как планируется сформировать такую систему в Российской Федерации, читайте далее.

Разберемся с терминологией

Понятия внутреннего контроляи внутреннего аудита четко разграничиваются.
В системе управленияорганизацией любого вида, в т. ч. государственной, внутренний контроль и аудитпредставляют собой механизм обратной связи между объектом и субъектомуправления. С их помощью до руководителя доводится объективная информация осостоянии и функционировании объекта управления.

Внутреннийконтроль — это постоянный, охватывающий все ведомство процесс, нацеленный науправление рисками и обеспечение деятельности ведомства в соответствии стребованиями нормативных правовых актов, соблюдение правил поведениягосударственных служащих, предоставление достоверной отчетности, реализациюпринципов экономичности, эффективности и результативности.

Внутренний контроль нельзя рассматривать как дополнительное направление деятельности, он должен быть интегрирован в функции ведомства, являться его неотъемлемой частью. Включение, а не добавление контрольных процедур обеспечивает снижение издержек органа власти.

Важный нюанс

Сам по себе внутренний контроль не может гарантировать, что организация добьется эффективного решения всех задач. Поскольку многое зависит от человеческого фактора, на результаты контроля могут повлиять изъяны в конструкции системы, ошибки в суждениях или интерпретации, злоупотребление или отказ принять нечто важное во внимание.

Внутреннийконтроль нельзя отнести к компетенции лишь одного структурного подразделенияорганизации. Каждый сотрудник ведомства должен знать свое предназначение, своиобязанности и границы своих полномочий в системе внутреннего контроля (СВК).Руководители осуществляют надзор за функционированием СВК, отвечают закачество внутреннего контроля в целом, определяют цели и задачи организации,налаживают осуществление контрольных действий, а также их мониторинг и оценкуэффективности.

Принимая во внимание такоеопределение и задачи внутреннего контроля, выделим значение внутреннего аудита.

Внутренний аудит (ВА) —осуществляемый специальной группой (подразделением) процесс предоставленияобъективных гарантий и консультаций, который обеспечивает руководителям высшегозвена разумную (достаточную) уверенность в том, что СВК функционируетнадлежащим образом.

Основной целью создания группы ВА является мониторингСВК, включая оценку эффективности контроля и составления предложений посовершенствованию операционной деятельности, а также мониторинг управлениярисками.

В целях исключения конфликтаинтересов и обеспечения адекватности процедуры мониторинга внутреннегоконтроля на группу ВА не возлагаются функции непосредственного осуществлениявнутреннего контроля, но в ее обязанности входит проведение внутреннейаудиторской проверки. Важнейшим принципом внутреннего аудита в международнойпрактике является его независимость, что обеспечивается егофункционально-организационной независимостью внутри ведомства.

Выделяюттри основных направления деятельности группы ВА:

  • финансовое, в рамках которого выражается мнение о достоверности(правильности) финансовой отчетности ведомства;
  • юридическое, или аудитзаконности (соответствия), в рамках которого подтверждается надежность системконтроля за соблюдением ведомством требований нормативных правовых актов;
  • операционное, или аудитэффективности, в рамках которого проверяется экономичность, эффективность ирезультативность операций, осуществляемых ведомством.

Кроме того, в последнее времявсе большую значимость приобретает информационный аудит (IT-аудит),направленный на обследование эффективности автоматизированных системуправления, применяемых в ведомстве.

Различают два видааудиторских услуг — гарантийные и консультационные. Оба вида услуг могутприменяться в рамках всех трех направлений (финансового, юридического,операционного) и в рамках любого структурного подразделения ведомства. Инаоборот, каждое направление может охватывать оба вида услуг и любое структурноеподразделение ведомства.

Услуги попредоставлению аудиторских гарантий заключаются в том, что внутренний аудиторобъективно оценивает полученные аудиторские доказательства в целях выдачизаключения относительно состояния процесса, системы, рисков и т. д.

Работааудиторов может быть направлена на обеспечение консультационными услугамируководителя, предоставление рекомендаций по улучшению качества деятельностиорганизации и предоставлению услуг. А проведение контрольных мероприятийвыстраивается по принципу предварительности и системности, т. е. ожидаемые ивозможные результаты принимаемых решений (риски) просчитываются еще досовершения операций.

Направления развития

Вбольшинстве ведомств госсектора России СВК и ВА на данный момент неорганизованы, а там, где они присутствуют, нет четкого разделения между этимипроцессами, отсутствует общее понимание отличия двух терминов и соответственнонаправлений деятельности.

Внутреннийконтроль в организациях направлен, прежде всего, на выявление нарушений,допущенных в ходе исполнения, ведения учета и предоставления отчетности, т. е.система занимается последующим выявлением нарушений и дублирует функциивнешних по отношению к ведомству контролеров.

Трудностисвязаны, прежде всего, со слабым нормативно-правовым обеспечением деятельностивнутреннего контроля и аудита. Отсутствуют соответствующие национальныестандарты, руководства (рекомендации), определяющие подходы к осуществлениювнутреннего контроля и аудита. На текущий момент СВК охватывает не весьбюджетный цикл, хотя внутренний контроль необходим на всех стадиях финансовогоменеджмента.

Назрелаострая необходимость организации внутреннего контроля эффективности.Максимальное внимание должно уделяться определению направлений использованиябюджетных средств, включая формирование планов закупок, проведениюкачественного анализа финансового обеспечения той или иной статьи расходов.

Необходимо такжеинтегрировать внутренний контроль в ведомственные системы планирования иисполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности, а также в целом вфункционал ведомства таким образом, чтобы в результате контрольной настройкиэтих систем риски возникновения ошибок, недочетов и нарушений сводились бы кминимуму.

Формирование действенных СВК не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, поскольку внутренний контроль является элементом управления и исполнения функций, а не особым полномочием ведомства. Необходимым и достаточным условием развития внутреннего контроля является разработка и утверждение нормативной и методической базы для ведомств.

Всоответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетныхрасходов на период до 2012 г. необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс РФв части рамочной регламентации вопросов внутреннего финансового контроля всистеме главных распорядителей бюджетных средств. А также принять постановлениеПравительства РФ о порядке осуществления внутрен­него контроля в федеральныхорганах исполнительной власти. Затем нужно перейти к разработке и утверждениюметодических рекомендаций, координации и контролю за утверждением ведомственныхприказов по внутреннему контролю и их исполнением.

РазвитиеВА представляется более сложной задачей. Внутренний аудитор не являетсяконтролером, должен выявлять не отдельные факты нарушений, а системные риски,связанные с ненадлежащей организацией управления и контроля, предлагатьварианты мини­мизации рисков и снижения дальнейших потерь, конкретные меры поповышению эффективности деятельности ведомства.

Внутренние аудиторы должныобладать высокими профессиональными качествами в разных областях деятельностисектора государственного управления. Это приводит к дополнительным бюджетнымрасходам, необходимым для функционального обеспечения внутренних аудиторов, ихсистемного обучения и сертификации.

Вместе с тем в соответствии сУказом Президента РФ от 31.12.2010 № 1657 планируется существенное сокращениепредельной численности служащих и работников. Это обстоятельство, а такжеотсутствие практического опыта в области ВА в соответствии с международнымистандартами ограничивает возможности по резкому переходу к осуществлению ВА ворганах власти.

Представляетсяцелесообразным проводить последовательный поэтапный переход к осуществлению ВА.

Первыйэтап предусматривает проведение в течение 2—3 лет эксперимента в несколькихфедеральных органах исполнительной власти с относительно высоким уровнемкачества финансового менеджмента, в которых уже созданы подразделения ВА всоответствии со ст. 270.1 БК РФ. В этих органах власти ВА будет внедряться встрогом соответствии с международными стандартами.

На втором этапе подводятсяитоги эксперимента, определяется положительный эффект от ВА, его вклад вповышение эффективности сектора государственного управления.

Натретьем этапе определяются варианты организации ВА и введения сертификациивнутренних аудиторов сектора госуправления. Основной задачей являетсяопределение экономичной формы ВА, соответствующей международным стандартам. Квозможным вариантам относятся:

  • формирование в каждомведомстве подразделений ВА, подотчетных только руководителю ведомства;
  • организация групп ВА, всостав которых могут входить сотрудники различных структурных подразделенийведомства, имеющие функциональную независимость в ходе конкретной аудиторскоймиссии;
  • смешанный вариант, в рамкахкоторого в зависимости от специфики конкретного ведомства либо формируютсяподразделения ВА, организационно независимые от других структурных подразделений,либо организуется деятельность специальных групп ВА;
  • централизованный ВА за счетпереориентации деятельности Росфиннадзора.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль