Приоритет-качество

1458
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
Согласно Закону № 83-ФЗ в 2012 г. заканчивается переходный период, установленный для завершения всех подготовительных мероприятий по реформированию бюджетной сферы. Совместно с экспертом попытаемся оценить работу, которая была проведена в рамках совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Можно ли утверждать, что реформа состоялась, и не планируются ли очередные глобальные перемены в бюджетной сфере?

Можно ли сказать, что в результате реформы повысилось качество государственных (муниципальных) услуг?

Итоги реформы подводить пока рано, для большинстваучреждений еще только завершился переходный период. Хотя некоторые органыгосударственной власти и местного самоуправления полностью перевелиподведомственные бюджетные учреждения на новый порядок финансового обеспеченияих деятельности еще в 2011 г.

Очень активно включилась в процесс реализации Закона №83-ФЗ, например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Из субъектов РФ кчислу первопроходцев относятся Краснодарский край, Брянская и Калужскаяобласти, Республика Татарстан, где учреждения переведены на новые правила,установленные Законом № 83-ФЗ с 1 января 2011 г.

Низкий поклон всем, кто добровольно взвалил на себя этутруднейшую работу, потому что на их опыте получен огромный практическийматериал реализации законодательства о совершенствовании правового положениягосударственных и муниципальных учреждений, предоставлена уникальнаявозможность уточнить правовое регулирование, ликвидировать проблемы еще дотого, как вся система учреждений начала жить в соответствии с новыми правилами.

Главные задачи 2012 г. - сформировать перечнигосударственных и муниципальных услуг, отвечающие требованиям закона ипотребностям населения, сделать их публичными, научиться правильно формироватьгосударственное задание, определять его показатели, начать рассчитыватьсубсидию на основе нормативных затрат, создавать эти нормативы, разрабатыватьстандарты. От этого зависит результат проводимой реформы и достижение главнойее цели - повышение доступности и качества оказания государственных имуниципальных услуг, эффективности деятельности учреждений.

В процессе реализации Закона № 83-ФЗ на местах «всплыло» немало правовых недоработок. Какие меры приняты по их устранению?

Проблем, действительно, быломного, что неудивительно при таком масштабе участников реализации новых норм.Кроме того, очень многое зависит от деятельности конкретных людей,организующих их внедрение. Да, закон установил единые для всех правила, но какони будут работать в повседневной деятельности, зависит от создания простых иясных механизмов через утверждение четких регламентов, соблюдение которыхсоздаст реальные условия для предоставления населению качественной услуги.Фронт работы сейчас переместился именно на этот уровень.

…итоги реформы подводить пока рано, для большинства учреждений еще только завершился переходный период…

Поэтому так важно, что некоторые федеральные органы государственной власти и субъекты РФ в прошлом году взяли на себя миссию не только написатьподзаконные акты, но и воплотить их в жизнь. Полученный при этом опыт дорогогостоит. Мы смогли выявить пробелы и противоречия в законодательстве и устранитьих еще в 2011 г. В первую очередь, речь идет о Законе № 239-ФЗ1.

Так, были изменены нормы, касающиеся налога надобавленную стоимость. Статью 146 Налогового кодекса дополнили операциями,доходы от которых не признаются объектом налогообложения НДС. К ним, вчастности, были отнесены работы и услуги, выполняемые как казенными, так ибюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного(муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого являетсясубсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Прекрасная норма, но, с учетом срока вступления в силу(с 1 января 2012 г.), на учреждения, перешедшие на субсидию еще в 2011 г.,такая льгота не распространялась.

В этой связи Министерством финансов была срочноподготовлена поправка в ст. 6 Закона № 239-ФЗ, которая распространяетвышеуказанную норму:

  • в части казенных учреждений – на правоотношения, возникшие с 1 января2012 г.;
  • в части бюджетных и автономных учреждений,в отношении которыхпринято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системыРоссийской Федерации в соответствиис абзацем первым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, – на правоотношения,возникшие с даты предоставления им указанной субсидии, но не ранее 1 января 2011 г.

Уточнены положения постановления Правительства РФ № 6711,установившие:

  • что при внесении изменений в госзадание составляетсяновое задание;
  • возможность использования нормативных методовпланирования при выполнении работ;
  • право при формировании госзадания устанавливатьвозможные отклонения от плановых показателей, в пределах которых заданиесчитается выполненным. Теперь поговорим о перечне услуг.

В настоящее время Бюджетный кодекс не требует обязательности применениясубъектами РФ и муниципальными образованиями такого инструмента выполнениязадания, как перечень государственных и муниципальных услуг (работ). Такоетребование установлено только на федеральном уровне (постановлениеПравительства РФ № 671), хотя создание базовых и отраслевых перечней услугявляется первым шагом по пути публичности и прозрачности их оказания.

Эти услуги предоставляются населениюна бесплатной основе и гарантируютсязаконодательством.

…достижение главной цели реформы – повышение доступности и качества оказания… услуг, эффективности деятельности учреждений…

Опыт показал, что сформироватьперечни четко и однозначно с универсальной степенью детализации для одноименныхуслуг, а главное, с определением ожидаемого результата, который может бытьприменим для реализации политики в соответствующей сфере, непросто. Однакоразвивать этот инструмент необходимо каждому публично-правовому образованию.

В целях установления единыхпод­ходов к формированию перечней государственных и муниципальных услуг,показателей их объема и качества, унифицированной формы для размещения наедином сайте в сети Интернет, подготовлена и внесена в Правительство поправкав ст. 692 Бюджетного кодекса, устанавливающая, что государственное(муниципальное) задание формируется на основе ведомственного перечня государственных(муниципальных) услуг (работ), утвержденного органом государственной власти(государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющимфункции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, либоглавным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенноеучреждение. То есть перечень услуг становится обязательным инструментом для формированиязадания.

Вводится еще более важная норма- ведомственный перечень должен формироваться на основании базового(отраслевого) перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, федеральноеминистерство должно сформировать базовый перечень услуг, на основании которогоорганы государственной власти и местного самоуправления будут утверждатьведомственные перечни, они, в свою очередь, послужат основой для установлениязадания для учреждения.

На какие еще документы учреждениям стоит обратить внимание?

Несомненный интереспредставляет письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 о порядкеоплаты получателями бюджетных средств обязательств по государственнымконтрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своихобязательств.

Положениями ч. 10 и 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ введены такиеспособы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) закаждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом,начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока. Размертакой неустойки (штрафа, пеней) составляет не менее одной трехсотойдействующей на день уплаты ставки рефинансирования Центробанка.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполненияконтракта, заключенного по итогам размещения заказа, может быть предусмотренауплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но нениже размера, предусмотренного Законом № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗгосударственные (муниципальные) контракты заключаются государственными(муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ,муниципальных образований.

Принимая во внимание положения ст. 125, 126 Гражданского кодекса в случаенеисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств,возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в такихобязательствах является Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальныеобразования.

…закон установил… правила, но как они будут работать, зависит от создания простых и ясных механизмов через утверждение четких регламентов, соблюдение которых создаст условия для предоставления качественной услуги…

В отношении уплаты неустойкикредитору - публично-правовому образованию необходимо иметь ввиду, чтосогласно положениям ст. 41 Бюджетного кодекса средства от применения мер гражданско-правовой ответственности, относятся к неналоговым доходам бюджетовбюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся источниками формированиядоходов, согласно нормам ст. 40 Бюджетного кодекса зачисляются на счета ОФКдля их распределения этими органами в соответствии с установленныминормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России,в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального)заказчика - получателя бюджетных средств по контракту в случае неисполненияили ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязательств, условиями контрактана основании ст. 313 Гражданского кодекса может быть предусмотрено, что исполнениеобязательства по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетовбюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного(муниципального) заказчика.

Начисление по исполнению денежного обязательства поконтракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг,содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятыхрезультатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата контракта может быть осуществлена путем в ыплатыисполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условииперечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доходсоответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основанииплатежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указаниемисполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней,штрафов).

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 1601 Бюджетного кодексаучет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов)по контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляютподведомственные главному администратору доходов администраторы доходов.

Что еще нового готовит для учреждений Минфин России? Не затевается ли очередная реформа?

Нельзя затевать новое, не реализовав ранее начатое. Реформа еще не закончена, она только подготовлена. Думается, что 2012 г. будет очень сложным: в России огромная армия государственных и муниципальных учреждений, в них работает большое количество людей, поэтому реализация одних и тех же норм будет окрашена разной спецификой возможных ситуаций, которые необходимо будет решить и урегулировать. Так что впереди у нас много работы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль