Смена руководства без последствий

2070
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Руководитель обладает правом выступать представителем учреждения без доверенности, распоряжаться его имуществом, заключать договоры, определять кадровую политику. Он несет персональную ответственность за результаты деятельности организации. Одним словом, выступает в роли единоличного исполнительного органа. Однако руководители, как и все простые смертные, могут быть уволены. А на их место приходят новые начальники. О правовых аспектах смены руководства читайте далее.

Кто принимает решение

Основания для принятия решенияо прекращении трудовых отношений с прежним руководителем и о назначении новогомогут быть самыми разнообразными и устанавливаются как ТК РФ, так и инымифедеральными законами (например, ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 56Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и т. д.). К основаниямотносятся: истечение срока действия трудового договора; инициатива руководящегоработника или работодателя; соглашение сторон; основания, предусмотренные самимтрудовым договором; иные основания.

Решение о назначениируководителя государственного или муниципального учреждения, а также опрекращении его полномочий, принимает орган, осуществляющий функции иполномочия учредителя. Например, в отношении федерального казенного учрежденияв случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, функции и полномочияучредителя осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, в ведении которого находится это учреждение (п. 2 Положения об осуществлениифедеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федеральногоказенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от26.07.2010 № 537).

На основании принятого решения учредитель издаетприказ, а также заключает или прекращает трудовой договор. В некоторых случаяхподлежат обязательному применению типовые формы трудовых договоров, утвержденныев установленном порядке (например, Модельный трудовой договор с руководителемгосударственного казенного учреждения города Москвы (утв. постановлениемправительства Москвы от 01.02.2011 № 20-ПП)).

Приказ учредителя о назначении (увольнении) руководителя является административным актом. Помимо него следует издать кадровые приказы (распоряжения) по учреждению о приеме работника на работу по унифицированной форме № Т-1 и о прекращении (расторжении) трудового договора с работником по форме № Т-8, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Зачастую организациисоставляют приказ о приеме на работу руководителя в произвольной форме, но этоневерно. Как сказано в постановлении Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а,Минфина России от 18.06.1998 № 27н, первичные учетные документы (в т. ч. всфере труда и его оплаты) принимаются к учету, если они составлены поунифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России по согласованию сМинфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти. Указанное вытекает также из положений ст. 9Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее -Закон о бухгалтерском учете).

При необходимости организация может вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций). При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России форм остаются без изменения. Вносимые поправки должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) учреждения (части 2-3 постановления Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

Кроме издания приказа о приеме на работу (об увольнении), вносятся соответствующие записи в трудовые книжки как увольняемого, так и назначенного руководителя, а также в личные карточки работников по унифицированной форме № Т-2.

Направление уведомлений

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 5Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), вЕдином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имениюридического лица: Ф. И. О., паспортные данные или данные иных документов,удостоверяющих личность, ИНН. При смене руководителя организация должнасообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (ч. 5 ст. 5Закона № 129-ФЗ).

Поскольку на казенныеучреждения не распространяется специальный порядок государственной регистрациинекоммерческих организаций, установленный ст. 13.1 Федерального закона от12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регистрирующим органом дляних является ФНС России или ее территориальные органы (постановлениеПравительства РФ от 30.09.2004 № 506). В иных случаях федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческихорганизаций, является Минюст России (указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313).

Как установлено ч. 2 ст. 17Закона № 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений оюридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительныедокументы, в регистрирующий орган представляется подписанное уполномоченнымлицом заявление по форме № Р14001 (приложение № 4 к постановлению ПравительстваРФ от 19.06.2002 № 439) с заполненным листом «Б» (ч. V Методических разъясненийпо порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрацииюридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@).

Согласно ч. I Методическихразъяснений, заявителем при данном виде регистрации может быть руководительпостоянно действующего исполнительного органа организации или иное лицо,имеющее право без доверенности действовать от ее имени. Возник спор: ктодолжен подписывать заявление по форме № Р14001, - новый или прежнийруководитель.

ФНС России в письме от26.10.2004 № 09-0-10/42231 разъяснила, что при смене руководителяорганизации заявление подается и подписывается лицом, сведения о которомсодержатся в государственном реестре, т. е. прежним руководителем. ВАС РФпризнал указанную точку зрения налоговиков противоречащей действующемузаконодательству. Суд указал, что с момента прекращения уполномоченным органомуправления юридического лица полномочий руководителя последний не вправе бездоверенности действовать от имени юридического лица, в т. ч. подписыватьзаявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличномисполнительном органе (Решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06). Таким образом,заявление подписывает новый руководитель учреждения.

Подлинность подписи уполномоченного лица на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально (п. 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439).

Непредставление,несвоевременное представление или представление недостоверных сведений оюридическом лице (в т. ч. о новом руководителе) в регистрационный орган влечетпредупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб.(ч. 3 ст. 14.25 КоАП).

Документы для внесенияизменений в сведения о юридическом лице, со­держащиеся в ЕГРЮЛ, представляютсяв регистрирующий орган без уплаты государственной пошлины.

Государственная регистрацияосуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрирующий орган. Не позднее одного рабочего дня с моментагосударственной регистрации указанный орган выдает (направляет) заявителюдокумент (свидетельство), подтверждающий факт внесения записи в реестр (ч. 1ст. 8, ч. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Помимо налогового органа, о смене руководителянеобходимо уведомить Федеральное казначейство (его территориальный орган), атакже учреждение Центрального банка РФ, кредитную организацию.

Так, согласно п. 1.9инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И (далее - Инструкция № 28-И), вслучае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии банковскогосчета, клиенты обязаны представлять в банк необходимые документы (их копии),подтверждающие изменение данных сведений.

При открытии расчетного счета юридическому лицу в банк должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, а также карточка с образцами подписей (подп. «г», «е» п. 4.1 Инструкции № 28-И). Конкретный срок исполнения клиентом обязанности по представлению документов устанавливается договором банковского счета.

Аналогичные положения содержит Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н, далее – Порядок № 7н).

Направлять уведомления о смене руководителя в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения ФСС РФ, территориальные ФОМС и органы Федеральной службы госстатистики учреждению не нужно. Указанная обязанность возложена на регистрирующий орган (ч. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 19 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438).

О праве подписи

Как разъяснил ВАС РФ в Решенииот 29.05.2006 № 2817/06, законодательство о юридических лицах связываетвозникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа срешением уполномоченного органа управления данного юридического лица (например,с решением учредителя о назначении руководителя). С момента принятия решения унового руководителя возникает право подписи документов, образующихся впроцессе функционирования организации.

В отличие от случаев внесенияизменений в учредительные документы,которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственнойрегистрации (ч. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ), внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями его учредительных документов, носит уведомительный характер.

Соответственно, новый руководитель с момента принятия решения о егоназначении вправе подписывать не только внутренние документы (приказы, распоряжения и т. д.), нои, например, договоры с контрагентами.

Полномочия руководителя определяются не только законодательством, но и учредительными документами юридического лица, а также трудовым договором. Чтобы исключить вероятность возникновения каких-либо вопросов в будущем, можно порекомендовать при разработке устава организации и/или трудового договора с руководящим работником в разделе, посвященном его компетенции, уделить внимание праву подписи.

Пример

В Уставе Государственного казенного учреждения г.Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления«Мосэкопром», утвержденного распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 14.11.2011 №05-14-736/1, сказано, что директор:

  • без доверенности действует отимени учреждения, в т. ч. представляет его интересы, подписывает заключаемыеучреждением государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению засчет бюджетных средств, от имени г. Москвы в пределах доведенных учреждениюлимитов бюджетных обязательств;
  • по согласованию с учредителем утверждает структуруи/или штатное расписание учреждения;
  • утверждает годовуюбухгалтерскую отчетность учреждения и регламентирующие его деятельностьвнутренние документы, издает приказы и распоряжения, дает поручения иуказания, обязательные для исполнения всеми работниками.

Несмотря на вышесказанное, вряде случаев совершить определенные действия для легитимизации подписи новогоруководителя все-таки придется. Речь идет о праве подписи платежных и иныхдокументов при совершении операций по счетам ворганах федерального казначейства и кредитных организациях. В соответствии снормативными правовыми актами право первой подписи таких документов принадлежитруководителю организации-клиента (см. п. 7.5 Инструкции № 28-И, п. 2.24Порядка № 7н). Образец подписи руководителя содержится в карточке образцовподписей, предоставляемой в ОФК или банк при открытии счетов организации.

Например, как установлено п.2.25 Порядка № 7н, при смене руководителя организации-клиента представляетсяновая карточка образцов подписей (приложение № 3 к Порядку № 7н) с образцамиподписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи, заверенная вустановленном порядке. Казначейство (ОФК) не требует предъявлениядоверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписикоторых включены в карточку (п. 2.29 Порядка № 7н). При этом на оборотнойстороне карточки проставляется отметка вышестоящего участника бюджетногопроцесса об удостоверении полномочий и подписей, либо удостоверительная надписьнотариуса о засвидетельствовании подлинности подписей.

Что касается кредитных организаций, то согласно п. 7.14Инструкции № 28-И в случае замены хотя бы одной подписи, изменения фамилии, имени,отчества лица, указанного в карточке, в случае досрочного прекращения илиприостановления полномочий органов управления клиента в соответствии сзаконодательством РФ клиентом представляется новая карточка. В отличие отпроцедуры замены карточки, установленной Порядком № 7н, представление в банкновой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов,подтверждающих полномочия указанных в ней лиц на распоряжение денежнымисредствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющихих личность.

Подлинность собственноручнойподписи лица, наделенного правом первой подписи, может быть засвидетельствовананотариально, либо уполномоченным лицом банка (пп. 7.12-7.13.4 Инструкции №28-И).

Инвентаризация, прием и сдача дел

В соответствии с ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб,причиненный организации.

Для справки

В ч. 3 п. 2.25 Порядка № 7н упоминается ситуация, когда в организации назначен временно исполняющий обязанности руководителя. В этом случае представляется временная карточка образцов подписей, заверенная вышестоящим участником бюджетного процесса или нотариально.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете при смене материально ответственных лиц обязательно проведение инвентаризации в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Инвентаризация являетсяодним из этапов процедуры передачи дел в организации.

Вообще, вопрос о том, нужно ли передавать дела присмене руководства, является спорным. С учетом того, что руководитель, помимополной материальной ответственности, несет ответственность за положение дел вцелом во вверенном его заботам хозяйствующем субъекте, включая организациюбухгалтерского учета, соблюдение законодательства, организацию хранения учетныхдокументов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (см. ч.1 ст. 6, ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете), можно утверждать, чтопередачу дел от сложившего с себя полномочия руководителя к вновь назначенномуосуществлять необходимо.

Так, нормативными правовымиактами министерств и ведомств, регулирующими вопросы статуса гражданскихслужащих, устанавливается их обязанность не позднее дня увольнения сдатьдокументы и материальные ценности по акту (см., например, приказ Роспечати от14.11.2007 № 258.

Пример

Показательным являетсяРегламент Генеральной прокуратуры России (далее - Регламент), утвержденный приказомГенпрокуратуры России от 17.04.2008 № 67. Документ устанавливает, что прием ипередача дел производятся в целях обеспечения преемственности в работе приосвобождении от должности, своевременного ознакомления с обстановкой иповышения ответственности за состояние дел при назначении на должность.Передача дел осуществляется в течение семи календарных дней после изданияприказа о назначении руководящего работника на должность либо освобождении отдолжности по акту приема и сдачи дел и материальных ценностей (п. 11.1Регламента).

В акт приема и сдачи делвносятся сведения: о штатах, их укомплектованности кадрами; об основных(плановых и внеплановых) мероприятиях текущего года, в т. ч. не завершенных кмоменту передачи дел; о состоянии делопроизводства (наличие карточек, книгучета и т. п.); о сохранности документов, в т. ч. содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну, специального хранения и строгой отчетности, законодательныхактов и литературы для служебного пользования; об имеющемся имуществе, и егосостоянии и др. (п. 11.2 Регламента).

Акт составляется в двухэкземплярах, подписывается сдающим и принимающим дела, а также участвовавшими впроцедуре должностными лицами, и передается для утверждения вышестоящемуруководителю.

Помимо нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, обязанность по передаче дел при смене руководителя может устанавливаться учредительными документами (уставом) организации, локальными нормативными актами.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×