Как правильно уменьшить доход

1550
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
С тех пор как бюджетное учреждение перешло на финансовое обеспечение в форме субсидии на выполнение госзадания, на него не распространяется действие ст. 331.1 НК РФ. Учреждение должно руководствоваться положениями гл. 25 НК РФ на общих основаниях, что ввиду отсутствия опыта может вызывать определенные трудности. Рассмотрим порядок принятия наиболее часто встречающихся в практике расходов для целей налогообложения прибыли.

Чем руководствоваться

Российские организации внезависимости от организационно-правовой формы (в т. ч. автономные учреждения)признаются плательщиками налога на прибыль на основании п. 1 ст. 246 НК РФ.

Законом №83-ФЗ из НК РФ исключена ст. 321.1, определявшая особенности ведения налоговогоучета бюджетными учреждениями. Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ в НКРФ внесена новая ст. 331.1, положения которой схожи с прежней ст. 321.1 ,однако эта норма уточняет налогообложение деятельности бюджетных учреждений —получателей бюджетных средств в переходный период с 1 января 2011 г. до 1 июля2012 г. Отсюда следует, что бюджетные учреждения — получатели субсидий должнывести налоговый учет доходов и расходов на общих основаниях.

Согласноподп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются доходыв виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевогофинансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевогофинансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных)в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета уналогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанныесредства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ксредствам целевого финансирования относится имущество, полученноеналогоплательщиком и использованное им по назначению, определенномуорганизацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования илифедеральными законами, в т. ч. в виде субсидий, предоставленных бюджетным иавтономным учреждениям (абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы по приносящей доход деятельности

По общему правилу любыерасходы налогоплательщиков (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НКРФ) могут быть учтены при налогообложении прибыли в том случае, если онисоответствуют крите­риям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Так, расходыдолжны быть:

  • экономическиобоснованны;
  • документальноподтверждены;
  • направленына получение дохода.

Для бюджетных учрежденийключевым критерием признания расходов является их направленность на получениедоходов. Расходы, непосредственно относящиеся к приносящей доход деятельности,могут приниматься на уменьшение доходов от такой деятельности прямым счетом наосновании данных налогового учета.

Приведем примеры расходов, которые могут осуществляться бюджетными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности:

Для целейналогового учета активы стоимостью менее 40 000 руб. не признаютсяамортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Стоимость активов, неявляющихся амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов.Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предусматривает, что к материальным расходам, вчастности, относятся расходы на имущество, не являющееся амортизируемым.Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полнойсумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Всоответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятсязатраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иногоимущества природоохранного назначения (в частности, расходы, связанные с содержаниеми эксплуатацией очистных сооружений, фильтров и других природоохранныхобъектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы наприобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожениюэкологически опасных отходов, очистке сточных вод). Учитывая эту норму, услугипо вывозу жидких нечистот и ТБО могут быть признаны в составе материальныхрасходов.

Важный нюанс

Если расходы осуществляются только за счет средств от приносящей доход деятельности, однако они, например, связаны с эксплуатацией основных средств, приобретенных за счет субсидии на выполнение госзадания и используемых исключительно в рамках такой деятельности, речь не может идти об учете таких расходов при налогообложении прибыли.

Согласнонормам ст. 263 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль всоставе прочих расходов учитываются страховые взносы по всем видамобязательного страхования в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 263НК РФ в расходы включают добровольное страхование средств транспорта (вчастности, наземного), в т. ч. арендованного, расходы на содержание котороговключаются в расходы, связанные с производством и реализацией. Таким образом,расходы на страхование автотранспорта могут быть учтены при определенииналоговой базы по налогу на прибыль.

Статьей264 НК РФ установлен перечень прочих расходов, свя­занных с производством и(или) реализацией, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.Перечень данных расходов является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кпримеру, сюда можно отнести расходы по подписке на профессиональные периодическиеиздания.

Распределение расходов: быть или не быть

Предположим, субсидией, выделенной бюджетному учреждениюв соответствии с госзаданием, предусмотрено финансовое обеспечение по статьям (подстатьям) 211, 212, 213, 223, 290 КОСГУ.

Следовательно, расходы, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности по этим статьям (подстатьям), не могут бытьполностью отнесены на затраты в целях налогообложения прибыли.

Допустим, это следующие расходы:

Возникаетзакономерный вопрос, можно ли распределять такие расходы пропорционально долесоответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов согласно п. 1 ст. 272НК РФ.

Казалосьбы, требование п. 1 ст. 252 НК РФ о направленности расходов на получениедоходов предопределяет необходимость распределения расходов налогоплательщика,которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному видудеятельности. В таком случае следующим вполне логичным шагом было быприменение положений абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому расходы распределяютсяпропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходовналогоплательщика.

Однако,по мнению специалистов Минфина России, для некоммерческих организацийположения налогового законодательства не предусматривают пропорциональногоделения затрат между ком­мерческой и некоммерческой деятельностью в целяхналогообложения прибыли (письма Минфина России от 20.01.2010 № 03-03-06/4/4,от 19.03.2010 № 03-03-06/4/25, от 02.04.2010 № 03-03-06/4/38). При этомисключение делается только для тех случаев, когда иной порядок прямопредусмотрен НК РФ для отдельных видов некоммерческих организаций.

Повторимся,в настоящее время ст. 331.1 НК РФ предусмотрена возможность пропорциональногоделения в целях налогообложения прибыли отдельных видов расходов только длябюджетных учреждений — получателей бюджетных средств. При этом на сегодняшнийдень нет разъяснений официальных органов о возможности пропорциональногоделения расходов для бюджетных учреждений — получателей субсидий.

Если расходы учреждения не могут быть однозначно квалифицированы в качестве расходов, относящихся исключительно к приносящей доход деятельности и направленных на получение доходов, они не должны учитываться при налогообложении прибыли (полностью или частично). Иную правовую позицию, вероятно, придется доказывать в суде.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×