С Крайнего Севера – за границу

6353
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
Уже который год поездки сотрудников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, в отпуск за пределы Российской Федерации являются головной болью для бухгалтеров. Расходы на проезд и провоз багажа должны компенсироваться работодателем. Вот только какого первичного документа будет достаточно для компенсации, кто и как его должен оформить, остается неясным. Давайте разбираться.

Правовая основа

Лица,работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета,расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеютправо на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации,финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территорииРоссийской Федерации к месту отпуска и обратно любым видом транспорта (заисключением такси), в т. ч. личным, а также на оплату стоимости провоза багажавесом до 30 кг (ч. 1 ст. 325 ТК РФ).

Ваналогичном порядке расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа могуткомпенсироваться и работникам учреждений, финансируемых из бюджетов субъектовРФ и местных бюджетов (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

Правилакомпенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к местуиспользования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органахгосударственной власти (государственных органах) и федеральных казенныхучреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях, и членов их семей, утверждены постановлениемПравительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее - Правила № 455).

Финансовое обеспечениеаналогичных расходов бюджетных и автономных учреждений может осуществляться ихучредителем в форме субсидий на иные цели (см., например, подп. "д"п. 2 Правил предоставления Министерством сельского хозяйства РоссийскойФедерации в 2012—2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственнымфедеральным образовательным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели,утвержденных приказом Минсельхоза России от 17.01.2012 № 70).

Оформление справки

Посколькунормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований по большейчасти содержат нормы, подобные федеральным, рассмотрим порядок документальногоподтверждения расходов на оплату стоимости проезда на примере Правил № 455.

Следует учесть!

Остается открытым вопрос о том, к какой категории должен при- надлежать ближайший к месту пересечения границы аэропорт (аэродром), стоимость перевозки до которого должна быть указана в справке. Риски возникновения претензий со стороны органов фи- нансового контроля будут сведе- ны к минимуму в том случае, если в справке будет указан междуна- родный аэропорт. Желательно, чтобы такой аэропорт включал в себя аэродром, способный прини- мать воздушные суда того класса, к которому относится судно, фак- тически осуществлявшее полет.

В соответствии с абз. 3 п. 10 Правил № 455 в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки потерритории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочногодокумента (билета), выданная транспортной организацией.

При этом из содержания абз. 2п. 12 Правил № 455, по сути, следует, что обязанность по истребованию и представлениюподобной справки возлагается на работника. Кроме того, практика применения п.10 Правил № 455 показывает, что любые расходы, связанные с получением справкио стоимости проезда, должны осуществляться за счет работника — к такому выводуработодатели приходят, прежде всего, на основании положений пп. 5 и 6 Правил №455.

В абз. 3 п. 10 Правил № 455применяется формулировка "стоимость перевозки по территории РоссийскойФедерации". В настоящее время преобладает подход, согласно которому подстоимостью перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимостьперевозочного документа (билета), понимается стоимость перевозки от пунктапропуска до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерацииаэропорта (см. письмо Минздравсоцразвития России от 20.10.2008 № 1501-13,постановлениеТретьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 № 03АП-3957/2009).Данный подход, по сути, подразумевает применение положений абз. 3 п. 10 Правил№ 455 во взаимосвязи с абз. 1 п. 10 данных Правил, который содержит подобноетребование.

Территориальные органы Росфиннадзора в отдельных случаях пытаются оспаривать обоснованность применения изложенной выше правовой позиции, однако суды, как правило, не соглашаются с ними (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 № 08АП-4464/11).

В соответствии с абз. 3 п. 10 Правил № 455 справка о стоимости перевозки должна оформляться транспортными организациями. В данном случае под транспортными организациями понимаются не только организации, непосредственно осуществляющие перевозку пассажиров, но и их уполномоченные агенты (п. 6 Правил № 455).

Следует учесть!

В настоящее время тарифы раз- личных транспортных организа- ций значительно отличаются. В этой связи представляется, что использование справки о стои- мости проезда, предоставленной иной организацией, будет обос- нованно только в том случае, если по объективным причинам ее невозможно получить в транс- портной организации, осущест- влявшей перевозку (например, в случае ее ликвидации).

Отсюда вывод: если справкаоформляется агентом, в ней обязательно должны содержаться данные, позволяющиеидентифицировать составившую ее организацию в качестве агента определеннойавиакомпании.

По общему правилу справка остоимости перелета должна быть представлена транспортной организацией,осуществившей перевозку. При ее отсутствии расходы на проезд оплачиваются наосновании справки другой транспортной организации по минимальному тарифу всалоне экономического класса (письмо Минздравсоцразвития России от 20.10.2008№ 1501-13).

И,наконец, во избежание последующих разногласий при подтверждении произведенных расходов работнику желательно проверитьна­личие в справке следующих реквизитов:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлендокумент, и ее идентификационные коды (в частности, ИНН); у наименование должностей лиц,ответственных за достоверность информации, содержащейся всправке;
  • личныеподписи указанных лиц.

Крометого, в содержательной части справки среди прочей информации должнысодержаться следующие данные:

  • сведения о рейсе, номере билета (брони);
  • личные данные пассажира,указываемые в проездном документе;
  • указание на то, что стоимостьприводится применительно к перелету в салоне экономического класса;
  • указание на конкретныйаэропорт (ближайший к месту пересечения границы);
  • указание на то, что стоимостьперелета приводится на дату приобретения билета.

Чартерные воздушные перевозки

Правила №455 не предусматривают какого-либо специального порядка документальногоподтверждения произведенных расходов в том случае, если поездка осуществляласьна чартерном рейсе.

В этой связи работодатели,как правило, отказываются принимать в качестве оправдательных документовсправки о стоимости перевозки, оформленные туроператорами или турагентствами,ссылаясь на недвусмысленное требование абз. 3 п. 10 Правил № 455, в соответствиис которым такие справки должны оформляться исключительно транспортнымиорганизациями (см. письмо Казначейства РФ от 18.08.2010 № 42-7.4-05/8.2-525).

Однако подобная правоваяпозиция далеко не бесспорна. Так, в соответствии со ст. 104 Воздушного кодексаРФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона(фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату длявыполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либочасть воздушного судна для перевозкипассажиров, багажа, грузов или почты.

Следует учесть!

В соответствии с пп. 1, 5 Особен- ностей состава затрат, включае- мых в себестоимость туристского продукта организациями, зани- мающимися туристской деятель- ностью, утвержденных приказом Госкомитета России по физиче- ской культуре и туризму от 08.06.1998 № 210, затраты по пе- ревозке клиентов турфирмы включаются в себестоимость ту- ристского продукта (путевки). Стоимость проезда пассажиров одного чартерного рейса, вклю- ченная в стоимость различных ту- ров, может различаться. Авиа- компании не располагают данны- ми о стоимости авиабилетов на чартерные рейсы, т. к. передают туроператорам на договорной ос- нове вместимость транспортного средства (часть вместимости).

Чартер —это право на вместимость транспортного средства (ст. 787 ГК РФ). Туроператорполучает право на вместимость на определенных рейсах. Следовательно, стоимостьпроезда, которая включается в окончательную стоимость конкретного тура, формируетисключительно туроператор.

Вместе стем туроператор не имеет права выписывать билеты от своего имени, т. к. он неявляется перевозчиком и не имеет соответствующей лицензии. Оформлениебилетов, которые фактически являются договорами перевозки (ст. 786 ГК РФ),осуществляет авиакомпания.

На практике отдельныеавиакомпа­нии отказывают в предоставлении справок о стоимости перевозки потерритории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочныхдокументов (билетов) на чартерные рейсы, ссылаясь на отсутствие у них такойинформации. В подобной ситуации в дополнение к договору на оказание туристскихуслуг, туристской путевке в качестве оправдательного документа может бытьпредставлена справка туроператора о стоимости перелета, включенной в стоимостьопределенного тура, согласованная с соответствующей авиакомпанией (или же ксправке туроператора может быть приложена отдельная справка авиакомпании суказанием стоимости перевозки). Такой компромиссный вариант документальногоподтверждения расходов был признан правомерным Третьим арбитражнымапелляционным судом в постановлении от 14.10.2009 № 03АП-3957/2009.

Каким бы способом ни подтверждалась стоимость перевозки на чартерном рейсе, все равно останется вероятность отказа работодателя от оплаты данных расходов или же последующих претензий органов финансового контроля. В настоящее время просто не существует внятной методики, по которой авиакомпании должны рассчитывать стоимость перевозки в подобных ситуациях.

Следует учесть!

Применение стоимости регуляр- ного рейса авиакомпании до соот- ветствующего аэропорта на тер- ритории Российской Федерации может быть признано некоррект- ным, т. к. в Правилах № 455 речь идет о стоимости перевозки, включенной в стоимость перево- зочных документов (билетов) на конкретный рейс (в данном слу- чае на чартер). Кроме того, стои- мость билета на регулярный рейс по территории Российской Феде- рации может не сильно отличать- ся от стоимости полета на чартер- ном рейсе в аэропорт, располо- женный за рубежом.

Если же при разработке Правил№ 455 уполномоченные органы власти полагали, что стоимость проезда потерритории Российской Федерации на чартерном рейсе будет определятьсяавиакомпаниями расчетным путем на основании объективных данных (общаястоимость перелета и протяженность маршрута по территории РоссийскойФедерации), то логично было бы производить расчет в бухгалтерии работодателейна основании справок тур-операторов об общей стоимости проезда и справокавиакомпаний о расстоянии до ближайшего к месту пересечения границыРоссийской Федерации аэропорта.

Как правило, работодатели доводят до сотрудниковсведения о комплекте документов, которые необходимо представлять дляподтверждения произведенных расходов при полетах на чартерных рейсах. Если жепо каким-либо объективным причинам такой комплект документов сформироватьневозможно, работнику отказано в компенсации произведенных им расходов, то своюпозицию ему, вероятно, придется отстаивать в суде.

Провоз багажа

По общемуправилу при формировании пассажирского тарифа учитывается не только стоимостьперевозки одного пассажира, но и стоимость перевозки его багажа в пределахнормы бесплатного провоза багажа. В отдельных случаях вес багажа, стоимостьперевозки которого подлежит оплате за счет средств работодателя, можетпревышать вес багажа, разрешенного для провоза по билету на тот вид транспорта,которым следует работник и члены его семьи.

Иными словами, в стоимостьпроездного документа может входить стоимость перевозки багажа меньшего веса,нежели гарантируется к оплате за счет средств организации. Анализ существующихв настоящее время официальных разъяснений уполномоченных органов власти, атакже соответствующей судебной практики показывает:проблема трактовки положений ст. 325 ТК РФ в части выплаты компенсациистоимости провоза багажа с учетом веса багажа, перевозимого по билетубесплатно, еще не становилась предметом рассмотрения специалистов (судей).

Следует учесть!

При перевозках на воздушном транспорте нормы бесплатного провоза багажа, в т. ч. вещей, на- ходящихся при пассажире, уста- навливаются в зависимости от типа воздушного судна, но не мо- гут быть менее чем 10 кг на одного пассажира (подп. 2 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ).

В этой связи наиболееоправданным представляется применение подхода, согласно которому всем работникампри следовании к месту использования отпуска и обратно в пределах территорииРоссийской Федерации должна предоставляться возможность перевезти за счетсредств работодателя багаж одинакового максимального веса. Иными словами,независимо от вида транспорта, типа транспортного средства, а также условийперевозки, установленных в конкретной транспортной организации, работник должениметь возможность перевезти багаж весом до 30 кг (включая норму бесплатногопровоза багажа), не затрачивая при этом личные денежные средства.

Пример

Сотрудник предоставил билет и багажную квитанцию.Согласно билету норма бесплатного провоза багажа составила 20 кг, а поквитанции дополнительно была оплачена стоимость перевозки 28 кг багажа.

На основании квитанции желательно оплатить толькостоимость перевозки 10 кг багажа. При этом оплата стоимости провоза багажа,общий вес которого превышает 30 кг (сучетом веса багажа, разрешенного дляпровоза по билету), обоснованно может быть осуществлена только на основаниизаключения уполномоченного органа власти. В таком заключении должен бытьуказан источник финансового обеспечения, за счет которого могут быть оплаченыподобные расходы, а также обстоятельства, при наступлении которых подобнаявыплата возможна.

Только сформулированная выше правовая позиция полностью соответствует принципу равенства прав и возможностей работников, установленному ст. 2 ТК РФ, и позволит бухгалтеру обосновать свою позицию в ходе проверок органов финансового контроля.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль