text
Учет в учреждении

Законодательство о размещении заказов – новые изменения

  • 28 марта 2012
  • 1465
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”

Отложив решение судьбоносного для заказчиков всей страны вопроса о переходе на федеральную контрактную систему, законодатель принял очередные изменения в ряд важных для сферы размещения заказов нормативных актов. Расскажем, в чем они заключаются и как повлияют на процесс государственных (муниципальных) закупок.

В началедекабря 2011 г. были приняты два федеральных закона — от 07.12.2011 № 418-ФЗ иот 06.12.2011 № 401-ФЗ, целью которых являлась корректировка соответственно ст.31.1, 55 Закона № 94-ФЗ и положенийЗакона № 135-ФЗ, а такжеотдельных законодательных актов Российской Федерации.

Проанализируем наиболее важныеизменения, привнесенные названными законами в процесс государственных(муниципальных) закупок.

Закупки у единственного источника

1. Поистине революционной является норма, введенная новым п. 14.1 ч. 2 ст. 55Закона № 94-ФЗ. В соответствии с ней отдельным категориям заказчиков, средикоторых театры, учреждения, осуществляющие концертную деятельность,государственные образовательные учреждения, телерадиовещательные учреждения,цирки, музеи,дома культуры, клубы, библиотеки, архивы, разрешено осуществлять закупки насумму, не превышающую 400 тыс. руб., без проведения конкурентных процедур.

При этомзаказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказаниеодноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии суказанным пунктом на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

Думается,данное правило существенно упростит жизнь части учреждений, позволив импроявлять большую гибкость при оказании государственных (муниципальных) услугнаселению.

2. В соответствии с п. 23 ч. 2ст. 55 Закона № 94-ФЗ к числу организаций, имеющих право привлекать конкретныхфизических лиц к созданию произведений литературы и искусства на беспроцедурнойоснове, добавились государственные образовательные учреждения.

3. Существенно расширеныоснования закупки, предусмотренные п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Помиморасходов на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебнуюкомандировку, в положения указанной нормы включено участие в проведениифестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в т. ч.гастролей).

Напомним, что к услугам,расходы на которые могут быть произведены в рамках п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона №94-ФЗ, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки илипроведения мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание,обеспечение питания.

4. Изменилась формулировка пп.32, 33 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, новая редакция которых позволяет бюджетнымучреждениям осуществлять привлечение лиц для поставок товаров, выполненияработ, оказания услуг, необходимых для выполнения научно-исследовательских,опытно-конструкторских или технологических работ, в ходе исполнениягосударственного или муниципального контракта.

5. Содержание ч. 2 ст. 55 Закона№ 94-ФЗ было дополнено новым основанием закупки из единственного источника. Всоответствии с п. 34 ч. 2 данной статьи единственным исполнителем могут выступитьорганизации, оказывающие услуги по реализации входных билетов и абонементов напосещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных изрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионныхпутевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгойотчетности.

Указанные изменения былиофициально опубликованы и вступили в силу с 8 декабря 2011 г.

Антимонопольные требования

Важнымновшеством процедур размещения заказов является то, что антимонопольныетребования к торгам, установленные ст. 17 Закона № 135-ФЗ, распространили своедействие и на проведение запроса котировок.

Так,Закон № 135-ФЗ не допускает:

  • координацию организаторами торгов, запроса котировокили заказчиками деятельности участников. Под координацией следует пониматьлюбые рекомендации по форме, способу оформления и подачи заявки;
  • создание участнику илинескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условийучастия, в т. ч. путем доступа к информации. Например, сообщение участникузапроса котировок о том, кто кроме него подал заявки и на каких условиях,будет рассматриваться как прямое нарушение норм антимонопольногозаконодательства;
  • нарушение порядка определенияпобедителя или победителей торгов, запроса котировок. Распространеннымнарушением указанного положения является введение на этапе оценки заявок дополнительныхкритериев, не предусмотренных извещением и процедурной документацией;
  • ограничение доступа к участиюв торгах, запросе котировок. Как нарушение указанного правила в первую очередьстоит рассматривать установление к участникам размещения заказа необоснованныхтребований, например о наличии в штате организации специалиста, окончившегоконкретное учебное заведение в определенный период времени;
  • участие организаторов илизаказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков вторгах, запросе котировок;
  • ограничение конкуренции междуучастниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции(товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной стоварами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являютсяпредметом закупок. Наиболее распространенным нарушением указанного правилаявляется включение в состав одного лота продукции, которая требует специальногоразрешения (лицензии) и не требует таковой.

Закупка финансовых услуг

Статья 18Закона № 135-ФЗ, определяющая особенности заключения договоров с финансовымиорганизациями, изложена законодателем в новой редакции.

В соответствии с положениями,вступившими в законную силу с 6 января 2012 г., федеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления,государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделкидоговоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурсаили открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями закона оразмещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Из круга лиц, обязанных соблюдать указанную норму, исключены субъекты естественных монополий.

Крометого, существенно ограничен круг финансовых услуг, которые необходимо закупатьуказанным образом. К ним отнесены:

  • привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
  • открытие и ведение банковскихсчетов, осуществление расчетов по этимсчетам;
  • услуги по ведению реестравладельцев ценных бумаг;
  • доверительное управление ценными бумагами;
  • негосударственное пенсионноеобеспечение.

Существеннымнововведением является то, что заказчик при размещении заказа на оказаниефинансовых услуг вправе установить требования, направленные на оценкуфинансовой устойчивости и платежеспособности участников, за исключениемтребований о наличии:

  • определенных размеров уставного капитала, собственныхсредств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикамфинансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, еслитолько требование о соответствии таким характеристикам не установленозаконодательством Российской Федерации;
  • рейтинга российских или международных рейтинговыхагентств;
  • филиалов,представительств, иных структурных подразделений вне места оказания финансовойуслуги.

Напомним, что финансоваяустойчивость является показателем платежеспособности в длительном промежуткевремени. При этом финансовая устойчивость и ее оценка — часть финансовогоанализа в организации. Для того чтобы анализировать финансовую устойчивость,используются определенные показатели — коэффициенты и их нормативные значения.Финансисты среди указанных коэффициентов выделяют:

  • коэффициент концентрациисобственного капитала;
  • коэффициент финансовойзависимости;
  • коэффициент маневренностисобственного капитала;
  • коэффициент концентрациизаемного капитала;
  • коэффициент структурыдолгосрочных вложений;
  • коэффициент долгосрочногопривлечения заемных средств;
  • коэффициент структуры заемногокапитала;
  • коэффициент соотношениязаемных и собственных средств.

Дополнительныеограничения коснулись и сферы исполнения договоров об оказании финансовыхуслуг, заключенных в порядке, установленном данной статьей. Изменения идополнения указанных соглашений допускаются исключительно в случаях и впорядке, установленных Законом № 94-ФЗ. При этом срок действия данныхсоглашений не может быть более чем пять лет, если иное не предусмотренодействующим законодательством.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.