Что ждать от Росфиннадзора

1511
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Несмотря на то что бюджетное учреждение нового типа рассматривается как неучастник бюджетного процесса, оно может быть объектом проверки Росфиннадзора, поскольку получает трансферты из федерального бюджета и использует материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности. Рассмотрим регламент такой проверки и изменения, внесенные в него приказом Минфина России от 04.10.2010 № 120н (далее – Приказ № 120н).

Деятельность Росфиннадзора регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н (далее – Административный регламент). В целях повышения эффективности проверок, а также с учетом имеющейся практики отдельные положения Административного регламента были уточнены Приказом № 120н.

Запомнить

В соответствии с изменениями, внесенными Приказом № 120н, Росфиннадзор вправе проводить проверку устранения ранее выявленных нарушений.

Что заинтересует проверяющих

В зависимости от темы ревизии (проверки) бюджетных учреждений сотрудниками органов Росфиннадзора проводится комплекс контрольных мероприятий по изучению:

  • соответствия осуществляемой бюджетным учреждением деятельности его учредительным документам;
  • соблюдения требований бюджетного законодательства РФ;
  • обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, субсидий на иные цели);
  • использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
  • поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности;
  • ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности.

Логичным следствием выявления нарушений является контроль их устранения, включая возврат неправомерно израсходованных ресурсов и привлечение к ответственности.

Росфиннадзор вправе осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемым учреждением нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств. Данное полномочие установлено п. 5.14.4 Положения о Федеральной службе финан сово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278. Теперь устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой, как предмет проверки включено в Административный регламент.

Нормативный документ

План территориального органа, согласованный руководителем Росфиннадзора, утверждается руководителем территориального органа по форме, установленной Росфиннадзором. Копия Плана, согласованного руководителем Росфиннадзора, после утверждения руководителем территориального органа не позднее трех рабочих дней направляется в центральный аппарат Росфиннадзора (п. 39 Административного регламента).

Планирование проверок

Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планом деятельности Росфиннадзора на очередной год (п. 7 Административного регламента).

В Административном регламенте не содержится сведений о частоте проверок и охватываемых ими периодах. В то же время проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же вопросам, за исключением определенных оснований, не допускается.

При этом для проведения повторных проверок появились новые основания. До внесения изменений повторные проверки могли проводиться только в случае появления информации по вновь открывшимся обстоятельствам. В настоящее время повторные проверки могут проводиться по поручению Минфина России, решению руководителя Росфиннадзора, а также в порядке контроля за деятельностью территориальных органов Росфиннадзора, проводивших проверку (п. 9 Административного регламента). При этом на основании повторной проверки (ревизии) результаты предыдущей могут быть отменены.

В основном проверки, проводимые Росфиннадзором, являются плановыми. Ежегодно центральный аппарат (пп. 8, 10) и территориальные органы Росфиннадзора (п. 33 Административного регламента) формируют планы проверок. В планах проверки указываются наименования проверяемых организаций, темы ревизий (проверок), сроки проведения.

Информацию о проверках, включенных в план, можно найти на официальном сайте Росфиннадзора. Вопросы назначения внеплановых проверок регулируются пп. 41–47 Административного регламента. Если территориальное подразделение Росфиннадзора инициирует внеплановую проверку, ее проведение согласовывается с центральным аппаратом Росфиннадзора.

В ходе ревизии (проверки) руководителем Росфиннадзора (территориального органа) по письменному представлению руководителя ревизионной группы может быть назначена встречная проверка. Согласно п. 88 Административного регламента встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемого учреждения денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемого учреждения.

Порядок проведения проверок

Порядок проведения и оформления плановых и внеплановых проверок одинаков.

Каждая ревизия (проверка) проводится по утвержденной программе, включающей (п. 58 Административного регламента):

  • тему ревизии (проверки);
  • наименование проверяемого учреждения;
  • перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

В соответствии с п. 60 Административного регламента программы ревизий (проверок) согласовываются с правоохранительными органами, если проверка проводится по их обращению.

Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом. На основании этого решения оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки). Пункт 66 Административного регламента предусматривает, что в удостоверении на проведение ревизии (проверки) указываются:

  • наименование органа, назначившего ревизию (проверку);
  • наименование проверяемого учреждения;
  • проверяемый период;
  • тема ревизии (проверки);
  • персональный состав ревизионной группы;
  • срок проведения ревизии.

В состав ревизионной группы теперь при необходимости могут включаться работники правового подразделения Росфиннадзора (территориального органа) в соответствии с дополнительной формулировкой п. 66. Так же, как и ранее, могут привлекаться специалисты научных или иных организаций (п. 68 Административного регламента).

В соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения проверки (ревизии) не может превышать 45 рабочих дней. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней по решению лица, уполномоченного назначать проверку на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы.

Руководитель ревизионной группы должен уведомить руководителя проверяемого учреждения о продлении срока проверки в течение 3 рабочих дней со дня продления срока проверки (ревизии).

Были внесены изменения в п. 72 Административного регламента, определяющий дату окончания проверки. Теперь датой окончания проверки (ревизии) считается день вручения акта руководителю учреждения, а в случае если он откажется получить или подписать акт ревизии, дата отправки акта учреждению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Порядок приостановления проверки (ревизии) остался неизменным. Данный вопрос регулируется пп. 74-76 Административного регламента.

Практика контрольных мероприятий

Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденной программой проверки (ревизии) и включают изучение отчетов, регистров учета, учетных записей, первичных документов, договоров и учредительных документов.

В соответствии с п. 81 Административного регламента руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий, а также необходимые методы, формы и способы их проведения в соответствии с темой проверки (ревизии) и ее программой.

Запомнить

Представление руководителя ревизионной группы о продлении срока проверки должно быть согласовано с заместителем руководителя Росфиннадзора (территориального органа) в соответствии с п. 73 Административного регламента.

Внесенные Приказом № 120н изменения отменили обязательность проведения контрольных действий в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам, операций с материальными ценностями. Данные контрольные мероприятия проводятся, если они предусмотрены программой ревизии (проверки).

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом (п. 83 Административного регламента). Сплошной метод предполагает проверку всех операций в рамках одного вопроса программы.

При выборочном методе выводы по всей совокупности операций, проверяемых в рамках одного вопроса программы, основываются на проверенной части операций. Способ проверки определяется руководителем ревизионной группы исходя из вида проверяемых операций, их количества, состояния бухгалтерского учета, срока ревизии (проверки).

Пример

При выборочной проверке операций с материалами могут быть проверены операции по отдельным группам, на которые приходится большая часть суммы оборотов и остатка: операции по поступлению материалов от определенных поставщиков; операции по поступлению и расходованию; учетные позиции, числящиеся длительное время без движения.

До внесения изменений контрольные мероприятия в отношении операций с денежными средствами, расчетные операции подлежали проверке сплошным методом, теперьданные операции могут быть проверены выборочным методом (п. 84 Административного регламента).

Ревизоры уполномочены получать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий от ответственных лиц проверяемого учреждения. В уточненной редакции п. 87 Административного регламента в данный перечень также включены оригиналы документов.

Когда дело доходит до суда

Когда учреждение не согласно с решением проверяющих, оно вправе обратиться в суд. Рассмотрим пример из арбитражной практики (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 331/11 по делу № А56-33084/2010).

Территориальное управление Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге в ходе проверки соблюдения требований бюджетного законодательства установило, что во исполнение государственного контракта медицинскому вузу была поставлена мебель: столы (обеденный, журнальный, письменный), тумбы, стеллажи, полки. Учреждение произвело оплату по целевой статье «Высокотехнологичные виды медицинской помощи».

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признали решение Росфиннадзора незаконным.

Между тем согласно действовавшему в период спорных отношений законодательству бюджетные средства с таким целевым назначением могли расходоваться на:

  • оплату труда работников;
  • приобретение медикаментов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми Минздравсоцразвития России;
  • приобретение, техническое обеспечение и ремонт медицинского оборудования, используемого при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принятому и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст мебель, в том числе медицинская, не относится к медицинскому оборудованию.

Рассмотрев все материалы дела, Президиум ВАС РФ отменил решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2010 по делу № А56-33084/2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по тому же делу.

Таким образом, решение Росфиннадзора о привлечении медицинского вуза к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в виде штрафа в размере 45 000 рублей было признано законным.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль