МФЦ: технология роста

1110
Проблемы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) связанны в первую очередь с организационными моментами. Элементарным неумением отладить систему сбора документов, взаимодействия с потребителями услуг, общей технологической отсталостью и т. п. Как отрегулировать деятельность МФЦ, сформировать предпосылки для грамотного госзадания, рассмотрим в данной статье.

Кто виноват?

Результаты российских исследований состояния системы государственного и муниципального управления свидетельствуют о падении доверия граждан к государственным институтам и государственным (муниципальным) служащим, о низкой эффективности существующей системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Эта система в настоящее время характеризуется как территориально разобщенная, непрозрачная, затянутая по срокам и сложная по процедурам.

Сложившаяся ситуация объясняется:

  • необоснованным привлечением заявителей к процессам сбора документов;
  • неоправданной многозвенностью процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, приводящей к увеличению срока подготовки документов;
  • несогласованностью графиков работы органов публичной власти и организаций, принимающих участие в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • недостаточным применением информационно-коммуникационных технологий для обеспечения эффективного взаимодействия с целью предоставления комплексных (сложных) услуг.

Запомнить

Важным моментом при создании центра «одного окна» является выбор организационно-правовой формы. Исходя из задач МФЦ, оптимальной можно считать форму муниципального бюджетного или автономного учреждения.

Вышеуказанные проблемы взаимосвязаны, поэтому их решение возможно только посредством формирования единой системы управления и приближения органов публичной власти к заявителям.

Что делать?

Проблемы могут быть решены за счет предоставления массовых (востребованных) и социально значимых услуг на базе МФЦ.

МФЦ могут создаваться централизованно и децентрализованно. Централизованная модель предусматривает создание МФЦ субъектом РФ и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов).

Децентрализованная модель предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.

Также возможно развитие сети МФЦ на базе почтовых отделений ФГУП «Почта России» и создание «мобильных» МФЦ.

Перечень услуг

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» в МФЦ рекомендуется организовать оказание не менее 50 услуг по направлениям:

  • социальная поддержка населения;
  • регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
  • регулирование предпринимательской деятельности.

«Одно окно» и «одна дверь»

Под принципом «одного окна» понимается предоставление государственной (муниципальной) услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом принцип «одного окна», закрепленный в законодательстве РФ, существенно отличается от принципа «одной двери», сложившегося на практике.

Принцип «одного окна предполагает существование одного универсального специалиста, выполняющего множество обязанностей. В свою очередь, принцип «одной двери» характеризуется предоставлением государственных (муниципальных) услуг рядом специалистов по схеме удаленного рабочего места.

Также в МФЦ целесообразно организовать предоставление следующих дополнительных услуг:

  • банковские услуги, банкомат;
  • нотариальные и юридические услуги;
  • копировально-множительные услуги;
  • услуги местной, внутризоновой сети связи общего пользования;
  • доступ к Единому порталу государственных и муниципальных услуг, справочно-правовым системам и др.

Требования к качеству

МФЦ, как правило, располагается в отдельном здании либо в части отдельно стоящих зданий (административных, культурных, торговых и иных центрах). Помещения МФЦ, предназначенные для работы с заявителями, располагаются на нижних этажах здания и имеют отдельный вход. В случае если часть помещений МФЦ находится на 2 этаже и выше, здание МФЦ оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами.

Запомнить

Здание МФЦ должно располагаться в шаговой доступности – не более 5 минут – от остановок общественного транспорта.

мнение специалиста

Михаил Козлов,
начальник юридического отдела,
член Ассоциации юристов России

Многофункциональный центр осуществляет взаимодействие с органами, предоставляющими госуслуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ). Требования к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797.

Содержание соглашения определяется п. 2 ст. 8 Закона № 210-ФЗ. В него, в частности, должны быть включены положения о порядке информационного обмена, а также о правах и обязанностях сторон. МФЦ осуществляют представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими госуслуги; представление интересов указанных органов при взаимодействии с заявителями; взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам предоставления госуслуг; прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих госуслуги (п. 1 ст. 16 Закона № 210-ФЗ).

Таким образом, можно выделить следующие единые требования к созданию МФЦ на территории РФ:

1. предоставление государственных и муниципальных услуг преимущественно по принципу «одного окна», а не по принципу «одной двери»;

2. выбор организационно-правовой формы с учетом рекомендаций (муниципальное бюджетное или автономное учреждение);

3. организация предоставления дополнительных услуг;

4. организация предоставления полной и достоверной информации о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;

5. организация межведомственного взаимодействия (в том числе электронного) на основе соглашений о взаимодействии МФЦ с федеральными органами исполнительной власти, органами внебюджетных фондов, органами местного самоуправления при предоставлении услуг;

6. обеспечение единого стандарта предоставления государственных и муниципальных услуг;

7. снижение трансакционных издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления.

Подобные требования целесообразно закрепить в государственных (муниципальных) заданиях и стандартах качества предоставления услуг.

мнение практика

Александр Валетов,
директор ГАУ «МФЦ» г. Пенза

По инициативе губернатора Пензенской области Василия Бочкарева наш регион вошел в число субъектов РФ, где многофункциональные центры оказывают услуги по принципу «одного окна». Всего в пензенском центре работает 29 таких окон приема. Еще 21 окно функционирует по принципу «одна дверь», там принимают представители из Пенсионного фонда, Управления ЗАГСа, Регистрационной службы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В центре представлен широкий спектр услуг по направлениям: земельно-имущественные отношения, социальная поддержка населения, труд и занятость, пенсионное обеспечение, налоги и сборы, архивный фонд, ОМС – всего более 170 видов. Уникальным является отдел по оказанию бесплатной юридической помощи по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Для инвалидов, детей-сирот, людей, проживающих в домах престарелых и других социально не защищенных граждан, предлагают бесплатное судебное сопровождение. Одна из целей МФЦ – переход на электронный документооборот с использованием электронной почты и закрытых каналов связи с органами власти Пензы и области (модель задания ГАУ «МФЦ» г. Пензы см. на с. 18).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль